Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Специалиста 1го разряда отдела обжалования государственных закупок Э.М. Бурлакова,
при участии представителей:
ГКУ "ДСРЭСЗС" Москомспорта: Лапкиной Е.И.,
ООО "Строй-сити": Ханжина П.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Строй-сити" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "ДСРЭСЗС" Москомспорта (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по устройству (дооборудованию) модульной конструкции детского бассейна на территории ГБУ "Спортивная школа N 82" Москомспорта по адресу г. Москва, ул. Инженерная, дом 5, корп. 1 для организации занятий населения физической культурой и спортом (Закупки N 0373200068616000288) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмами Московского УФАС России от 06.09.2016 NМГ/40479 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
В соответствии с п.1,2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Форме 2 Заказчиком установлены требования к товарам и материалам, используемым при выполнении работ, в частности:
- п.1 "Электроды":
-Диаметр электрода, определяемый диаметром стержня: от 3 мм,
-Номинальная длина электрода: не должна быть Менее 450 мм.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования по п.1 Формы 2, поскольку согласно ГОСТ 9466 "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия" максимальное значение для диаметра электрода, определяемый диаметром стержня составляет 12 мм, минимальное значение для номинальной длины электрода составляет 200 мм, что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку позволяет в первой части заявки указать значение соответствующее требованиям аукционной документации, при этом данное требование противоречит требования ГОСТ 9466.
- п.7 "Растворы цементные":
-Марка по подвижности: от Пк1 до Пк3,
-Норма подвижности по погружению конуса: не менее 2 см,
-Марка по прочности на сжатие: не менее 150.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование по п.7 Формы 2, согласно ГОСТ 28013 "Растворы строительные. Общие технические условия" максимальное значение для нормы подвижности по погружению конуса марки по подвижности Пк3 составляет 12 см, а также прочность растворов на сжатие в проектном возрасте характеризуют марками: М4, М10, М25, М50, М75, М100, М150, М200, что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку позволяет участникам закупки указать в составе первой части заявки значение соответствующее требованиям аукционной документации, при этом данное требование противоречит ГОСТ 28013.
- п.22 "Провода силовые с медными жилами":
-Сечение токопроводящей жилы: не Менее 6 мм2,
-ПВХ пластикат (изоляция): повышенной гибкости или гибкий.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование по п.23 Формы 2, согласно ГОСТ 6323 "Провода с поливинилхлоридной изоляцией для электрических установок. Технические условия" максимальное значение для номинального сечения токопроводящих жил составляет 120 мм, что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку позволяет участникам закупки указать в составе первой части заявки значение соответствующее требованиям аукционной документации, при этом данное требование противоречит ГОСТ 6323.
- п.23 "Кабель (нг-LS) с медными жилами":
-Допустимые токовые нагрузки в режиме перегрузки (на воздухе и в земле) на переменном токе: не Менее 22,65 А,
-Номинальное сечение жил: 1,5 мм2,
-Число жил: 3-5 шт,
-Допустимый ток двухсекундного короткого замыкания кабелей: не Менее 0,12 кА.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование по п.23 Формы 2, поскольку в графе "требуемый параметр" установлены требования к двум характеристикам товара на воздухе и в земле, тогда как в графе "требуемое значение" указано одно общее значение, при этом каждый показатель имеет свое конкретное значение, также согласно ГОСТ 31996 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия" допустимые токи односекундного короткого замыкания кабелей приведены в таблице 23. При продолжительности короткого замыкания, отличающейся от 1 с, значения тока короткого замыкания, указанные в таблице 23, необходимо умножить на коэффициент, рассчитанный по формуле, что может вводить участников закупки в заблуждение.
Также в Приложении к техническому заданию Заказчиком установлены требования к товарам и материалам, используемым при выполнении работ, в частности:
- В п.28 "Проволока стальная" установлены требования к характеристикам таким как: "Временное сопротивление разрыву проволоки не Менее 290 Н/мм2", "Проволока выдерживает перегибов от 4", "Относительное удлинение не Менее 12 %", "Поверхностная плотность покрытия не Менее 35 г/м2".
- В п.93 "Краски масляные" установлены требования к характеристикам таким как: "Укрывистось не высушенной плёнки краски на 1 м2 должна быть не Более 100 г/м2", "Твердость пленки по маятниковому прибору типа М-3 не Менее 0,1 у.е.".
- В п.70 "Фанера" установлены требования к характеристикам таким как: "Количество максимальное допускаемых пороков древесины и дефектов обработки до 9 шт", "Разрушение по древесине до 80 %", "Разнотолщинность до 1,5 мм".
- В п.69 "Уголок стальной" установлены требования к характеристикам таким как: "Временное сопротивление разрыву от 46 до 50 кгс/мм2", "Предел текучести от 270 до 300 Н/мм2", "Относительное сужение не Менее 28 %".
- В п.59 "Битум" установлены требования к характеристикам таким как: "Массовая доля парафина до 5,0 Индекс пенетрации от 1 до 2,5".
- В п.37 "Блоки бетонные" установлены требования к характеристикам таким как: "Средняя плотность бетона не Менее 1800 кг/м3", "Класс прочности бетона В3,5 - В 15".
- В п.1 "Электроды" установлены требования к характеристикам таким как:"Минимальная температура, при которой ударная вязкость составляет не менее 3,5 кгс*м/см2 0 или 20 °С".
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг, Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. В Форме 2 Заказчиком установлены требования к характеристикам товаров используемых при выполнении работ, таких как:
- п.34 "Камни бетонные бортовые":
-Отклонение от линейного размера длины бортового камня в диапазоне: от -3 до +3 мм,
-Отклонение от линейного размера высоты бортового камня в диапазоне: от -2 до +2 мм,
-Отклонение от линейного размера ширины по основанию бортового камня в диапазоне: от -3 до +3 мм.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлены требования по п.34 Формы 2, согласно инструкции: "При наличии в столбце таблицы "требуемый параметр" и только там, указания диапазона в явном виде (употребление слова "диапазон" в любой форме), необходимо указывать для такой характеристики диапазонное значение. Во всех остальных случаях необходимо указывать конкретные значения характеристик", что может ограничивать количество участников закупки, поскольку Заказчик требует от участника ухудшать показатели материал и не позволяет предоставить материал с более лучшими характеристиками не имеющих отклонений. Также Заявитель в своей жалобе указывает на аналогичные нарушения в п. 68 "Сталь полосовая", п. 63 "Материал рулонный гидроизоляционный" Формы 2.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные характеристики установлены в соответствии с ГОСТ 6665 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия", кроме того согласно инструкции по заполнению заявки указано: "При указании минимальных и максимальных границ диапазонов возможных значений с предлогами "от" и "до" границы включаются в диапазоны возможных значений", что также позволяет заполнить заявку на участие в соответствии с требованиями аукционной документации.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных характеристик и свидетельствующие об ограничении количества участников закупки, кроме того отсутствуют документы и сведения доказывающие, что не предоставляется заполнить заявку на участие в данном аукционе в соответствии с требованиями аукционной документации.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. Согласно доводам Заявителя Заказчиком неправомерно установлены требования о соответствии товаров ГОСТ списком с привязкой к пунктам составленным не по порядку, а также не указан год издания ГОСТ, что не позволяет участнику закупки корректно заполнить заявку на участие в аукционе в соответствии с требованиями аукционной документации Заказчика, а также может повлечет за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в аукционной документации содержится требование о соответствии товаров требованиям конкретных ГОСТ, что также позволяет определить соответствие конкретного товарам определенному нормативному документу.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований и свидетельствующие об ограничении количества участников закупки
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Строй-сити" на действия ГКУ "ДСРЭСЗС" Москомспорта обоснованными в части неправомерного требования к товарам используемым при выполнении работ по п.1, п.7, п.22, п.23, п.28, п.70, п.69, п.59, п.37 Формы 2.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии: И.С. Максимов
Э.М. Бурлаков
Максимов И.С. Тел.: (495) 784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 сентября 2016 г. N 2-57-9964/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2016