Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок Э.М. Бурлакова.
при участии представителей:
ГКУЗ ПТО КРиС ДЗМ:Усенко А.В.,
ООО "CТРОЙ-СИТИ": Ханжина П.В.,
рассмотрев жалобу ООО "CТРОЙ-СИТИ" (далее - Заявитель) на действия ГКУЗ ПТО КРиС ДЗМ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса работ по переоборудованию помещений под монтаж оборудования для обеззараживания медицинских отходов в ГБУЗ "ГП N 166 ДЗМ" Филиал N 1 (Закупки N 0373200053816000128) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 06.09.2016 NМГ/40498 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в аукционной документации установлен противоречивый срок выполнения работ.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На основании п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в частности, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона указано следующее: "180 рабочих дней с момента заключения контракта", в информационной карте аукционной документации указано следующее: "Период выполнения работ с 1 до 180 дней с момента заключения контракта", а также в техническом задании аукционной документации указано: "Срок завершения выполнения работ: в течение 180 (Сто восемьдесят) дней с момента заключения государственного контракта", что, по мнению Заявителя, не позволяет участникам корректно определить срок выполнения работ.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя, а также нарушения Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлен различный адрес выполнения работ.
Заказчиком в аукционной документации указано следующее: в п.4 Технического задания аукционной документации "Место выполнения работ: г. Москва, Ереванская, д. 23", в п.4 информационной карты аукционной документации "Место выполнения работ: город Москва", что не позволяет участникам закупки однозначно определить адрес выполнения работ.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в составе аукционной документации размещен файл "приложение к аукционной документации (сроки)" в котором указано следующее: "В связи со всем вышеизложенным читать пункт "Информации о проведение закупки" в следующей редакции: п. 4 - "Место, условия и сроки (периоды) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг." - Срок выполнения работ: в соответствии с п.8 Технического задания".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанного места выполнения работ, а также каким образом вышеуказанное положение аукционной документации нарушают законные права и интересы Заявителя.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. В своей жалобе Заявитель указывает на неустановление Заказчиком в аукционной документации запрета на участие в аукционе организаций находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики.
Согласно п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются, в частности, условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
На основании ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" установлен перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.
П. 5 указанного перечня установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
На заседании Комиссии Управления установлено, что закупка проводится выполнение комплекса работ по переоборудованию помещений под монтаж оборудования для обеззараживания медицинских отходов в ГБУЗ "ГП N 166 ДЗМ" Филиал N 1, при этом, Заказчиком, в нарушение п. 7 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе не установлен запрет на участие в закупке организаций находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики.
5. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам используемым при выполнении работ.
В соответствии с п. 1, 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В приложении N5 к техническому заданию Заказчиком установлены требования к товарам используемым при выполнении работ, к таким как:
- п.4 "Шурупы с потайной головкой"
-Высота головки (размер K на эскизе): Не более 1.93 мм
-Теоретическая масса 1000 шт. шурупов: 1.25 кг,
-Длина (размер l на эскизе): 20 мм,
-Диаметр (размер d1 на эскизе): 3, 3.5 мм.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установленны требования по п.4 приложения N5 к техническому заданию, поскольку согласно ГОСТ 1145 "Шурупы с потайной головкой. Конструкция и размеры" минимальное значение для высоты головки составляет 0.96 мм, для теоретической массы 1000 ст. шурупов 0.09 мм, что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку не позволяет определить минимальные характеристики вышеуказанного товара.
- п.6 "Шайбы":
-Диаметр отверстия (размер d1 на эскизе 3): от *8.4 до 20*,
-Диаметр (размер d2 на эскизе 3): от *16 до 34*,
-Толщина: от *1.6 до 3.0*,
-Теоретическая масса 1000 штук: Не более 14.7 кг,
-Класс точности: [А, С]; А; С,
-Исполнение: 1; 2; [1, 2],
-Обозначение группы: От *21 до 24*,
-Покрытие: [Да, нет]; Да; нет.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установленны требования по п.6 приложения N5 к техническому заданию, поскольку согласно ГОСТ 11371-78 "Шайбы. Технические условия" например как: для диаметра (размер d2 на эскизе 3) 17 мм диаметр отверстия (размер d1 на эскизе 3) составляет 17,5 мм, толщина составляет 3 мм, а также теоретическая масса 1000 штук исполнения 1 класса точности "С" составляет 10, 976, класса точности "А" составляет 11,295, для исполнения 2 составляет 10,491, для диаметра (размер d2 на эскизе 3) 19 мм диаметр отверстия (размер d1 на эскизе 3) 20 мм, толщина составляет 3 мм, а также теоретическая масса 1000 штук исполнения 1 класса точности "С" составляет 13,976, класса точности "А" составляет 14,697, для исполнения 2 составляет 13,782, что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку позволяет в составе первой части заявки предоставить значение в соответствии с требованиями аукционной документации, при этом данное требование противоречит ГОСТ 11371-78. Кроме того, ГОСТ 11371-78 не регламентирует характеристики "Обозначение группы". "Покрытие".
- п. 10 "Профиль, тип 3": "Размер h на эскизе От *40 до 55* мм", "Размер a на эскизе От *45 до 65*мм", "Радиус скругления (r2 на эскизе) От *5.5 до 11.0*мм", "Размер t1 на эскизе От *2.5 до 7.0* мм", "Размер t2на эскизе От *3.5 до 12.0*мм", "Радиусы скругления r1 на эскизе 1 мм", "Площадь сечения
36 см2", "Диаметр описанной окружности
90 мм", "Вес 1 м профиля
5.7 кг", "Вес профиля
57 кг".
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установленны требования по п.10 приложения N5 к техническому заданию, поскольку согласно ГОСТ 8617 "Профили прессованные из алюминия и алюминиевых сплавов. Технические условия", ГОСТ 4784 "Алюминий и сплавы алюминиевые деформируемые. Марки" не содержит требования к вышеуказанным размерам, что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку позволяет в составе первой части заявки предоставить значение в соответствии с требованиями аукционной документации, при этом данное требование противоречит ГОСТ 8617, ГОСТ 4784.
- п.12 "Кирпич керамический" - Предел прочности при сжатии/изгибе 12.5/
1.4 Мпа, что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку Заказчиком в графе "требуемый параметр" установлены требования к двум характеристикам товара, каждая из которых имеет свое конкретное значение, при этом согласно инструкции "Знак "/" не наделен никаким специальным смыслом; применяется в соответствии с правилами пунктуации, если не является обозначением марки, например БНД 60/90", что не позволяет определить потребность Заказчика, а также сформировать заявку на участие в данном аукционе.
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную частью 8 статьи 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить на основании каких нормативных документов и государственных стандартов указаны вышеуказанные характеристики, а также обосновать необходимость указания характеристик вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
6. Также в приложении N5 к техническому заданию Заказчиком установлены требования к товарам используемым при выполнении работ, к таким как:
- В п.21 "Кабель силовой, тип 2" установлены требования к характеристикам, используемых при выполнении работ товаров, таких как: "Требования к физическим свойствам ТПЖ при 20°C" в частности: "Модуль упругости первого рода 1.28 х 105 Мпа", "Коэффициент теплопроводности (теплоемкость материала) > 387 Вт/(м х градус)", "Плотность материала От *8934 до 8942*кг/м3", "Удельное электросопротивление < 11" Ом х км2), а также "Требования к свойствам изоляции" : "Удельное объемное электрическое сопротивление при 20 °C > 3 х 1013 Ом х см", "Удельное объемное электрическое сопротивление при 70 °C > 2 х 10>9 Ом х см", Относительное удлинение при разрыве 150 %", "Температура хрупкости
-40 °C", "Плотность От *1.27 до 1.32* г/см3".
- В п.23 "Плитки керамические, типа керамогранит, напольные неполированные" установлены требования к характеристикам, используемых при выполнении работ товаров, таких как: "Толщина (разнотолщинность) 0.5 мм", "Линейность (кривизна грани)
0.6 %", "Трапецеидальность (косоугольность)
0.5 %", "Кривизна поверхности
0.5 %", "Водопоглощение
0.5 %", "Предел прочности при изгибе
32 Мпа", "Плотность > 1000 кг/м3", "Износостойкость (по кварцевому песку)
0.18 г/ см2", "Морозостойкость
150 циклов", "Отражающая способность плитки От *9 до 27* люкс", "Удельная эффективная активность (Аэфф) < 370 Бк/кг".
- В п.4 "Шурупы с потайной головкой" установлены требования к характеристикам, используемых при выполнении работ товаров, таких как: "Риски на поверхности, выводящие размеры за предельные отклонения, ржавчина, не смываема керосином Не допускается".
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг, Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные характеристики являются стандартными, а также предоставляется возможным определить конкретные характеристики значений не приобретая товар, а также без проведения лабораторных испытаний, в подтверждение чего предоставил информацию с сайтов производителей (поставщиков) вышеуказанных товаров.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований, а также каким образом вышеуказанные положения N5 нарушают законные права и интересы Заявителя.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "CТРОЙ-СИТИ" на действия ГКУЗ ПТО КРиС ДЗМ обоснованной в части не установление Заказчиком в аукционной документации запрета на участие в аукционе организаций находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, установления противоречивого срока выполнения работ, неправомерного установления требований к товарам используемым при выполнении работ по п.4, п.6, п.10, п.12 приложения N5 к техническому заданию.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ст.42, п.2 ч.1 ст.64, п. 7 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии: И.С. Максимов
Э.М. Бурлаков
Максимов И.С. Тел.: (495) 784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 сентября 2016 г. N 2-57-9967/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2016