Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
члена комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
при участии представителей:
ГКУЗ ПТО КриС ДЗМ: Е.Н. Абрамович, А.В. Усенко,
ООО "Рельеф": Н.М. Мосолова,
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГКУЗ ПТО КриС ДЗМ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по содержанию помещений в учреждениях с психиатрическим профилем, госпиталях и медицинских организациях Департамента здравоохранения города Москвы (Закупка N0173200001416000734) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования в документации об электронном аукционе в нарушение положений действующего законодательства, а именно, в части:
1) отсутствия в проекте контракта условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта в случае заключения контракта с физическим лицом;
2) неустановление Заказчиком в аукционной документации запрета на участие в аукционе организаций находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики;
3) установления в аукционной документации требований к товарам, которые вводят участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 31.08.2016 N МГ/39385 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1) В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в проекте государственного контракта отсутствует условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта в случае заключения контракта с физическим лицом, что нарушает ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
2) Согласно п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются, в частности, условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
На основании ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" установлен перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.
П. 5 указанного перечня установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Согласно п.13.2 Информационной карты аукционной документации указано следующее: "Участник закупки не является организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1457)" - не применяется.
На заседании Комиссии Управления установлено, что закупка проводится на оказание услуг по содержанию помещений в учреждениях с психиатрическим профилем, госпиталях и медицинских организациях Департамента здравоохранения города Москвы, при этом Заказчиком в нарушение п. 7 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе не установлен запрет на участие в закупке организаций находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики.
3) Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно доводам жалобы Заявителя, требования к товарам установлены в нарушение Закона о контрактной системе, а именно:
1) -в п.1 "Туалетная бумага" установлены требования: "Количество слоев: 1, >1; Длина изделия: для двухслойной от 20 до 25 для однослойной от 50 до 60", что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет определить потребность Заказчика, поскольку Заказчик запрашивает количество слоев >1, при этом параметр "длина изделия" установлена для двухслойной и однослойной.
-в п.4 "Туалетная бумага диспенсерная" установлены требования: "Предельные отклонения по ширине рулона не более +5, не более < -5 % от номинальных размеров"; "Форма изделия: Рулон; Длина изделия от 125 до 200* мм", что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет определить потребность Заказчика.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с доводом жалобы Заявителя в части установления неправомерных требований по параметру "Форма изделия: Рулон; Длина изделия от 125 до 200* мм", поскольку единица измерения для данного параметра "м".
-в п.5 "Полотенца бумажные" установлены требования: "Количество мигрирующих вредных веществ в модельные среды: этилацетат, формальдегид, ацетальдегид, ацетон 0.00*-0.200; <200 мг/л", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ Р 52354-2005 "Изделия из бумаги бытового и санитарно-гигиенического назначения. Общие технические условия". В инструкции по заполнению заявки указано: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ". Согласно п. 3.6.1 ГОСТ Р 52354-2005: Количество мигрирующих вредных веществ в модельные среды: этилацетат не более 0,100 мг/л, формальдегид не более 0,100 мг/л, ацетальдегид не более 0,200 мг/л, ацетон не более 0,100 мг/л. Кроме того, Заказчиком установлено требование: "Количество механических повреждений и полос, складок, дырчатости, пятен на десять листов полотенец в листах: 0*-2; <2; не нормируется шт.". Согласно п. 3.8.1 ГОСТ Р 52354-2005: "В изделиях не допускаются механические повреждения и полосы; складки, дырчатость, пятна размером более 7 мм в наибольшем измерении; посторонние включения (песок, минеральные включения, кора)". В жалобе Заявителя указано, что аналогичные требования установлены по п.1 "Туалетная бумага". Кроме того, Заказчиком установлено требование: "Форма изделия: листы; Предельные отклонения по ширине рулона: не более +5, не более -5 % от номинальных размеров", что, по мнению Заявителя вводит участников закупки в заблуждение, поскольку бумажные полотенца представлены производителями в упаковке в виде листов, а также в виде рулона, при этом Заказчик устанавливает требования к характеристикам листов изделия, также запрашивая характеристики рулона.
-в п.6 "Освежитель вохдуха" установлены требования: "Пропеллент: углекислый газ или сжатый воздух или углеводородный пропеллент; фторхлорзамещенные углеводороды (фреоны); парафиновые углеводороды пропан; парафиновые углеводороды бутан; парафиновые углеводороды изобутан; хлорзамещенный углеводород винилхлорид; хлорзамещенный углеводород метилхлорид; сжатый азот; сжатая закись азота; сжатая двуокись углерода; не используется", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 32481-2013 "Товары бытовой химии в аэрозольной упаковке. Общие технические условия". В жалобе Заявителя указано, что Заказчик предъявляет излишние требования к товару, так как использование в качестве пропеллента - фторхлорзамещенные углеводороды (фреоны); парафиновые углеводороды пропан; парафиновые углеводороды бутан; парафиновые углеводороды изобутан; хлорзамещенный углеводород винилхлорид; хлорзамещенный углеводород метилхлорид; сжатый азот; сжатая закись азота, не предусмотренно положениями ГОСТ 32481-2013.
-в п.8 "Средство для мытья пола с помощью поломоечных машин" установлены требования: "Массовая доля анионных поверхностно-активных веществ (АПАВ): От 0* до 3; 0-3 %; Массовая доля неионогенных поверхностно-активных веществ (НПАВ): от 2* до 5*; 2-5 %". Согласно инструкции по заполнения заявки: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ. В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения. Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения. В случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра". В жалобе Заявителя указано, что требования к товарам с учетом инструкции по заполнению заявки составлены таким образом, что вводят участников закупки в заблуждение и не позволяют однозначно установить максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам установлены в нарушение пп.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2) -в п.2 "Мыло жидкое" установлены требования: "Общее количество мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов: 0.0 - 1.0х10; от 0.0 до 1.0х10
КОЕ* в 1 мл", что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку Технический регламент таможенного союза ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (далее-Технический регламент), требованиям которого должен соответствовать указанный товар, не предусматривает общее количество мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов в "КОЕ* в 1 мл", для данного параметра Техническим регламентом установлена единица измерения в "КОЕ* в 1 г (мл)".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что единица измерения для параметра "Общее количество мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов" установлена в соответствии с примечанием Приложения 7 Технического регламента, в котором указано: "КОЕ колониеобразующих единиц в 1 г или 1 мл продукции".
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, а также не представил соответствующих документов в подтверждение того, каким образом действия Заказчика нарушили законные права и интересы Заявителя, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении требований по п.2 "Мыло жидкое".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ГКУЗ ПТО КриС ДЗМ обоснованной в части отсутствия в проекте контракта условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта в случае заключения контракта с физическим лицом; в части неустановление Заказчиком в аукционной документации запрета на участие в аукционе организаций находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики; в части установления неправомерных требований к товарам Технической части аукционной документации.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1,2 ч.1, ч.2 ст.33, ч.13 ст.34, п.7 ч.5 ст.63, ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3.Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, так как предписание выдано ранее в ходе рассмотрения жалобы ООО "СтройМонтаж" по делу о нарушении Законодательства об осуществлении закупок N 2-57-9155/77-16 от 24.08.2016.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Заместитель председателя Комиссии А.В. Гордуз
Член Комиссии Р.Г. Осипов
Исп. Р.Г.Осипов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 сентября 2016 г. N 2-57-9730/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2016