Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве(далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов комиссии:
специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Саенко,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителя ГБУЗ города Москвы "Детская городская клиническая больница имени З.А. Башляевой Департамента здравоохранения города Москвы": А.В. Муханова,
при участии представителя ООО "CТРОЙ-СИТИ": П.В. Ханжина,
рассмотрев жалобу ООО "CТРОЙ-СИТИ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ города Москвы "Детская городская клиническая больница имени З.А. Башляевой Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений первого хирургического отделения (гнойная хирургия) для ГБУЗ "ДГКБ ИМ. З.А. БАШЛЯЕВОЙ ДЗМ" (Закупка N0373200005816000288) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
В своей жалобе Заявитель указывает на размещение Заказчиком аукционной документации, не соответствующей требованиям законодательства об осуществлении закупок, а именно установление Заказчиком в аукционной документации неправомерных требований к товарам, применяемым при выполнении работ.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 14.09.2016 N МГ/41821 документы и сведения.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в п. "Винты самонарезающие" требования "Отклонение от прямоугольности Не должно быть более 3/8 мм", поскольку, по мнению Заявителя данное требование аукционной документации может вводить участников закупки в заблуждение при формировании заявки на участие в аукционе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком в "Винты самонарезающие" не установлено требование к характеристике "Отклонение от прямоугольности", при этом, представитель Заявителя, пояснил, что Заявителем при формировании жалобы на действия Заказчика допущена техническая ошибка в части наименования применяемого товара.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации следующих требований к товарам, применяемым при выполнении работ:
- в п. "Смеси бетонные" установлены требования к отклонениям расслаиваемости растворов по водоотделению, а также раствороотделению с указание конкретных значений показателей, что, по мнению Заявителя, является неправомерным требованием, поскольку данное требование ухудшает возможные характеристики товара;
- в п. "Плинтусы" установлены требования к четырем показателям "Плинтусы", при этом в отношении данных показателей указаны значения, описывающие различные характеристики плинтусов, что, по мнению Заявителя, может повлечь ограничение количества участников закупки;
- в п. "Олифа комбинированная" установлены требования "Требование: При необходимости в НД и ТД могут быть включены дополнительные показатели, характеризующие технологические и потребительские свойства олифы, но не влияющие на их безопасность", "Пожарная безопасность: При производстве и применении олифы должны соблюдаться общие требования пожарной безопасности в соответствии с ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.3.002, а также требования безопасного ведения работ в промышленности, установленные органами технадзора", что, по мнению Заявителя, неправомерными требованиями, поскольку данные характеристики не относятся к применяемому товару, а также являются требованиями к технологии производства и использования товара;
- в п. "Олифа комбинированная", "Шуруп с потайной головкой", "Дюбели распорные" установлены требования к характеристикам без разграничения требуемого показателя, и минимальных, максимальных значений показателей, а также значений показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих данные доводы жалобы Заявителя, в частности, отсутствует указание на характеристики товаров "Олифа комбинированная", "Шуруп с потайной головкой", "Дюбели распорные" требования к которым установлены без разграничения требуемого показателя, и минимальных, максимальных значений показателей, а также значений показателей, которые не могут изменяться, и свидетельствующих о том, что указанные требования аукционной документации могут повлечь ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации установлены избыточные требования к товарам, применяемым при выполнении работ:
- в п. "Гипсовые вяжущие" установлены требования к пределу прочности образцов-балочек размерами 40х40х160 мм в возрасте 2 ч при сжатии и при изгибе;
- в п. "Блоки дверные внутренние, глухие" установлены требования к характеристикам изогнутых профилей, порогов, а также отклонениям от прямолинейности кромок деталей рамочных элементов.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления затруднился пояснить в соответствии с какими документами и сведениями участнику закупки представляется возможным при формировании заявки на участие в аукционе определить конкретные значения вышеуказанных характеристик, и затруднился пояснить необходимость установления в аукционной документации вышеуказанных требований к товарам.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации следующих требований к товарам, применяемым при выполнении работ:
- в п. "Гипсовые вяжущие", "Пленка полиэтиленовая", "Краски масляные" установлены требования к маркам материалов, п. "Электроды" установлено требование к типу электродов, путем перечисления марок и типов товаров, при этом данные марки и типы сопровождаются словами "или эквивалент", что, по мнению Заявителя, является неправомерными требованиями, поскольку марки и типы товаров не являются товарными знаками, а также поскольку описание Заказчиком характеристик товаров указанным образом не позволяет участникам закупки сформировать предложение на в отношении данных характеристик;
- в п. "Электроды" установлено следующее требование "Требования: Покрытие электродов должно быть плотным, прочным, без вздутий, пор, наплывов, трещин, за исключением поверхностных трещин. На поверхности покрытия электродов допускаются поверхностные продольные трещины и местные сетчатые растрескивания, протяженность (максимальный размер) которых не превышает трехкратный номинальный диаметр электрода, если минимальное расстояние между ближайшими концами трещин и/или краями участков местного сетчатого растрескивания более трехкратной длины более протяженной трещины или участка растрескивания. На поверхности покрытия электродов допускаются местные вмятины глубиной не более 50 % толщины покрытия в количестве не более четырех при суммарной протяженности до 25 мм на одном электроде. Две местные вмятины, расположенные с двух сторон электрода в одном поперечном сечении, могут быть приняты за одну, если их суммарная глубина не превышая 50 % толщины покрытия. На участке электрода, примыкающем к зачищенному от покрытия контактному торцу электрода, допускается оголенность стержня протяженностью по длине электрода не более половины диаметра стержня, но не более 1,6 мм для электродов с основным покрытием и не более 2/3 диаметра стержня, но не более 2,4 мм для электродов с кислым, целлюлозным и рутиловым покрытиями. На поверхности покрытия допускаются местные задиры протяженностью не более 15 мм при глубине не более 25 % номинальной толщины покрытия числом не более двух на одном электроде", что, по мнению Заявителя, является неправомерным требованием, поскольку Заказчиком установлены требования к нескольким различным показателям при описании одного значения товара, что может вводить участников закупки в заблуждение при формировании заявки на участие в аукционе;
- в п. "Линолеум поливинилхлоридный" установлены требования "Истираемость: Не более 50/90", "Абсолютная остаточная деформация: Не более 0,35/0,45 мм", п. "Винты самонарезающие" установлены требования "Диаметр крестообразного шлица: Не более 4/4,5/6,5/7,4 мм", что, по мнению Заявителя, с учетом положений инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе ("Не более" означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение", "Если в приложении к техническому заданию прописано требование в графе "Требуемое значение" "/", то данный символ нужно трактовать, как союз "или") является неправомерным требованием;
- в п. "Раствор строительный", "Смеси сухие" установлено требование "Норма подвижности по погружению конуса От 1 до 4 включ./ Св. 4 " 8 "/ " 8 " 12 "/ " 12 " 14" см", что, по мнению Заявителя нестандартным описанием применяемых при выполнении работ товаров;
- в п. "Панели отделочные", "Тройники латунные", "муфты латунные", "Унитазы керамические" установлены требования к размерам изделий, без указания какие именно значение показателя относится к конкретным размерам товаров.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить пояснить в соответствии с какими нормативными регламентами и стандартами Заказчиком установлены вышеуказанные требования к товарам, а также затруднился обосновать необходимость установления в документации о закупке данных требований.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика к товарам "Гипсовые вяжущие", "Пленка полиэтиленовая", "Краски масляные", "Электроды", "Линолеум поливинилхлоридный", "Винты самонарезающие", "Раствор строительный", "Смеси сухие", "Панели отделочные", "Тройники латунные", "муфты латунные", "Унитазы керамические", применяемым при оказании услуг составлены таким образом, что могут препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе и в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе могут повлечь ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участниками закупки подано 4 заявки на участие в аукционе, при этом аукционной комиссией Заказчика не принималось решений об отклонении заявок участников закупки от участия в аукционе, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "CТРОЙ-СИТИ" на действия ГБУЗ города Москвы "Детская городская клиническая больница имени З.А. Башляевой Департамента здравоохранения города Москвы" обоснованной в части установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам "Гипсовые вяжущие", "Блоки дверные внутренние, глухие", "Гипсовые вяжущие", "Пленка полиэтиленовая", "Краски масляные", "Электроды", "Линолеум поливинилхлоридный", "Винты самонарезающие", "Раствор строительный", "Смеси сухие", "Панели отделочные", "Тройники латунные", "муфты латунные", "Унитазы керамические".
2. Признать в действиях, Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1, 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместителя председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: М.О. Саенко
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 сентября 2016 г. N 2-57-10365/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2016