Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов комиссии:
специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителя ГКУЗ города Москвы "Производственно-техническое объединение капитального ремонта и строительства Департамента здравоохранения города Москвы": А.В. Усенко,
при участии представителя ООО "CТРОЙ-СИТИ": П.В. Ханжина,
рассмотрев жалобу ООО "CТРОЙ-СИТИ" (далее - Заявитель) на действия ГКУЗ города Москвы "Производственно-техническое объединение капитального ремонта и строительства Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение генподрядных работ по капитальному ремонту (общестроительные работы, слаботочные системы, вентиляция) хирургического корпуса 3А ГБУЗ "Детская городская больница N13 им. Н.Ф. Филатова Департамента здравоохранения города Москвы" (Закупка N0373200053816000224) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
В своей жалобе Заявитель указывает на размещение Заказчиком аукционной документации, не соответствующей требованиям законодательства об осуществлении закупок, а именно установление Заказчиком в аукционной документации неправомерных требований к товарам, применяемым при выполнении работ.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 14.09.2016 N МГ/41659 документы и сведения.
1. По мнению Заявителя Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам, применяемым при выполнении работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации следующих требований к товарам, применяемым при выполнении работ, поскольку данные требования, с учетом положений инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе ("Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения"), являются неправомерными, поскольку значения данных характеристик не могут быть представлены в виде диапазонного значения:
- в п. "Кабели телефонные" установлены требования "Наружный диаметр кабеля: 21.1_29.4* мм", "Омическая асимметрия жил в паре, среднее значение: 0.0*-2.0* %";
- в п. "Листы гипсокартонные" установлено требование "Отклонение от прямоугольности: 0-8 мм";
- в п. "Сталь тонколистовая холоднокатаная с дифференцированным цинковым покрытием" установлено требование "Толщина покрытия оцинкованной стали: 10-60 мкм";
- в п. "Приборы санитарно-технические чугунные: ванны" установлены требования "Толщина эмалевого покрытия дна функциональной и видимой поверхностей: 1.0*_2.5* мм", "Толщина эмалевого покрытия бортов и стенок функциональной и видимой поверхностей: 0.5*-2.0* мм";
- в п. "Винты самонарезающие" установлено требование "Глубина слоя химико-термической обработки: 0.05_0.23; не используется мм";
- в п. "Кабели телефонные" установлено требование "Электрическое сопротивление токопроводящей жилы постоянному току, пересчитанное на 1 км длины и температуру 20 °С, среднее значение: 84.0-92.1 Ом";
- в п. "Олифа оксоль" установлено требование "Время высыхания до степени 3 при температуре (20 _ 2) °С 12-24* ч";
- в п. "Листы гипсокартонные" установлено требование "Разрушающая нагрузка при испытании листов на прочность при изгибе при переменном пролете (l = 40 s, где s - номинальная толщина листа в миллиметрах): Разрушающая нагрузка образцов поперечных 150 (15.0)_180 (18.0); не определяется H (кгс)";
- в п. "Растворы" установлено требование "Водоудерживающая способность растворных смесей: 90*-100 %".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими нормативными регламентами и стандартами Заказчиком установлены вышеуказанные требования к товарам, применяемым при выполнении работ, а также затруднился обосновать необходимость установления в документации вышеуказанных требований.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации к товарам "Кабели телефонные", "Листы гипсокартонные", "Сталь тонколистовая холоднокатаная с дифференцированным цинковым покрытием", "Приборы санитарно-технические чугунные: ванны", "Винты самонарезающие", "Кабели телефонные", "Олифа оксоль", "Листы гипсокартонные", "Растворы" составлены таким образом, что могут препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе и в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе могут повлечь ограничение количества участников закупки.
Кроме того, Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации требований к количеству и размерам пороков древесины товара "Пиломатериалы хвойных пород: Доски обрезные", поскольку, по мнению Заявителя, данные требования являются избыточными при описании применяемого товара.
На заседании Комиссии Управления затруднился пояснить в соответствии с какими документами и сведениями участнику закупки представляется возможным при формировании заявки на участие в аукционе определить конкретные значения вышеуказанных характеристик, и затруднился пояснить необходимость установления в аукционной документации вышеуказанных требований к товарам.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации требования "Ширина площадки: до 0.20* мм" к товару "Винты самонарезающие", поскольку данное требование не регламентируется ГОСТ 10621-80 "Винты самонарезающие с полукруглой головкой для металла и пластмассы. Конструкция и размеры", ГОСТ 10620-80 "Винты самонарезающие с полупотайной головкой для металла и пластмассы. Конструкция и размеры", ГОСТ 10619-80 "Винты самонарезающие с потайной головкой для металла и пластмассы. Конструкция и размеры", а также неправомерно установлены требования "Норма подвижности по погружению конуса 4...14*", "Марка по подвижности: Пк2, Пк3; Пк2, Пк4" к товару "Растворы".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанное требование к товару "Винты самонарезающие" установлено в соответствии с ГОСТ 10618-80 "Винты самонарезающие для металла и пластмассы. Общие технические условия".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих данные доводы, в частности отсутствует указание на то каким образом установление Заказчиком требований к товару "Растворы" не соответствует положениям законодательства об осуществлении закупок.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
Кроме того, в своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации требований к товарам "Винты самонарезающие", "Гвозди строительные, N 1", "Болты фундаментные с анкерной плитой", "Прокат сортовой горячекатаный полосовой из стали углеродистой обыкновенного качества", "Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения", "Пластины резиновые, N 1", "Электроды", "Шайбы стальные", "Мастика битумно-резиновая изоляционная", "Олифа оксоль", поскольку аукционной документацией не определено количество данных товаров, которое необходимо применить при исполнении государственного контракта.
В силу п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что винты самонарезающие учтены в поз. 1.1-1-117 ресурсной ведомости, гвозди строительные - поз. 1.1-1-132, болты фундаментные - поз. 1.1-1-59, прокат сортовой - поз. 1.1-1-1092, проволока стальная - поз. 1.1-1-962, пластины резиновые - 1.1-1-1003, электроды - поз. 1.1-1-1566, шайбы стальные - поз. 1.1-1-1459, мастика битумно-резиновая - поз. 1.1-1-605, олифа оксоль - поз. 1.1-1-732.
Заявителем в составе жалобы не представлено документов и сведений, подтверждающих данный довод жалобы, а также свидетельствующих о невозможности формирования ценового предложения в отношении предмета закупки.
2. В своей жалобе Заявитель указывает на неустановление Заказчиком в аукционной документации запрета на участие в аукционе организаций находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики.
Согласно п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются, в частности, условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
На основании ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" установлен перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.
П. 5 указанного перечня установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
На заседании Комиссии Управления установлено, что закупка проводится на выполнение генподрядных работ по капитальному ремонту (общестроительные работы, слаботочные системы, вентиляция) хирургического корпуса 3А ГБУЗ "Детская городская больница N13 им. Н.Ф. Филатова Департамента здравоохранения города Москвы", при этом, Заказчиком, в нарушение п. 7 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе не установлен запрет на участие в закупке организаций находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "CТРОЙ-СИТИ" на действия ГКУЗ города Москвы "Производственно-техническое объединение капитального ремонта и строительства Департамента здравоохранения города Москвы" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам "Кабели телефонные", "Листы гипсокартонные", "Сталь тонколистовая холоднокатаная с дифференцированным цинковым покрытием", "Приборы санитарно-технические чугунные: ванны", "Винты самонарезающие", "Кабели телефонные", "Олифа оксоль", "Листы гипсокартонные", "Растворы", "Пиломатериалы хвойных пород: Доски обрезные", а также неустановления требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N1457.
2. Признать в действиях, Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 7 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: Д.А. Сологов
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А.
(495) 784-75-05 (доб. 192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 сентября 2016 г. N 2-57-10288/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.09.2016