Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В., Гридиной
Членов комиссии:
специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителя Администрации поселения Первомайское: А.Р. Будагова,
в отсутствие представителей ООО "Светодиодные Светильники", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/41662 от 19.09.2016),
рассмотрев жалобу ООО "Светодиодные Светильники" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Первомайское (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по устройству парковочных карманов и мест для размещения контейнерных площадок (Закупка N0148300018316000070) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требований, нарушающих законодательство об осуществлении закупок, а также неисполнение Заказчиком обязательного для исполнения предписания Комиссии Управления.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 14.09.2016 NМГ/41662 документы и сведения.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком не исполнено обязательное для исполнения предписание Московского УФАС России об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
На основании ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
12.08.2016 Комиссией по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве рассмотрена жалоба ООО "Штерн" на действия Заказчика при проведении электронный электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по устройству парковочных карманов и мест для размещения контейнерных площадок (Закупка N 0148300018316000070), вследствие рассмотрения которой Заказчику выдано обязательное для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок от 12.08.2016 по делу N 2-57-8660/77-16 (далее - Предписание), поскольку Заказчиком установлены неправомерные требования к товару "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие, мелкозернистые", а именно установлены требования к характеристикам битума, минерального порошка, а также характеристикам заполнителя, в том числе, зерновому составу и количеству зерен различного размера, применяемых при изготовлении асфальтобетонных смесей.
Согласно Предписанию, Заказчик обязан, в частности, привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 12.08.2016 по делу N 2-57-8660/77-16 и разместить соответствующую документацию на Официальном сайте.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что аукционная документация Заказчика не приведена в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, с учетом решения Комиссии Управления от 12.08.2016 по делу N 2-57-8660/77-16, в части нарушений, выявленных при установлении Заказчиком требований к зерновому составу товара "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие, мелкозернистые", что свидетельствует о нарушении Заказчиком ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации избыточных требований к товарам, применяемым при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием:
- в п. 2 "Эмульсия битумная ГОСТ Р 52128-2003 Эмульсии битумные дорожные. Технические условия" установлено требование "Применяемый при изготовлении битумной эмульсии компонент водного раствора эмульгатора: Едкий натр/ жидкое стекло/ триполифосфат натрия/ кислоты/ уксусная/ соляная/ ортофосфорная/ хлористый кальций";
- в п. 4 "Бетон тяжелый ГОСТ 26633-2012 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия. ГОСТ 7473-2010 Смеси бетонные. Технические условия" установлено требование "Марка щебня используемого в качестве заполнителя, по дробимости 800", "Массовая доля в цементе ангидрида серной кислоты, по массе 1 - 4 %";
- в п. 9 "Портландцемент ГОСТ 10178-85, ГОСТ 30515-2013" установлено требование "Массовая доля щелочных оксидов в пересчете на Na2О: не должна быть более 1,20 %", "Массовая доля ангидрида серной кислоты (SO3) в цементе: Не более 4%", "Массовая доля хлор-иона: Не более 0,1 %";
- в п. 3 "Щебень для строительных работ ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных пород для строительных работ" установлены требования "Замораживание-оттаивание: число циклов: 50", "Потеря массы после испытания на замораживание-оттаивание:
5 %";
- в п. 6 "Бортовой камень ГОСТ 6665-91. Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия" установлены требования "Предельное отклонение от линейного размера по длине: _6 мм", "Предельное отклонение от линейного размера по высоте: _5 мм", "Предельное отклонение от прямолинейности профиля верхней поверхности по всей длине: 6 мм", "Предельное отклонение от перпендикулярности торцевых и смежных граней при высоте камня:
4 мм", "Максимальный радиус закругления нелицевых граней: До 15 мм";
- в п. 7 "Растворы цементные ГОСТ 28013-98" установлено требование "Отклонение средней плотности раствора в сторону увеличения: не более 10 %".
На заседании Комиссии Управления затруднился пояснить в соответствии с какими документами и сведениями участнику закупки представляется возможным при формировании заявки на участие в аукционе определить конкретные значения вышеуказанных характеристик, и затруднился пояснить необходимость установления в аукционной документации вышеуказанных требований к товарам.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
Кроме того, Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации требования "Класс бетона по прочности на сжатие: В22,5, В30" к товару "Бетон тяжелый ГОСТ 26633-2012 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия. ГОСТ 7473-2010 Смеси бетонные. Технические условия", поскольку в соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в первой части на участие в аукционе "символ "," (запятая) следует читать как "и", что, по мнению Заявителя, не позволяет участникам закупки определить перечень марок бетона, которые необходимо использовать при выполнении работ.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих данный довод жалобы, а также свидетельствующих о невозможности формирования предложения в отношении указанной характеристики бетона тяжелого при заполнении первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Светодиодные Светильники" на действия Администрации поселения Первомайское обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам "Эмульсия битумная", "Бетон тяжелый", "Портландцемент", "Щебень для строительных работ", "Бортовой камень", "Растворы цементные", а также неисполнения обязательного для исполнения предписания Московского УФАС России.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместителя председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены комиссии: Д.А. Сологов
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д. А. (495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 сентября 2016 г. N 2-57-10295/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.09.2016