Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов комиссии:
специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителя ФГБУ "Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова" Министерства здравоохранения Российской Федерации: В.В. Анцифирова,
при участии представителя ООО "Рельеф": И.И. Мязитова,
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту участка по стирке и ремонту белья (Закупка N0373100013116000233) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
В своей жалобе Заявитель указывает на размещение Заказчиком аукционной документации, не соответствующей требованиям законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 14.09.2016 NМГ/41658 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует нарушения Заказчика, связанные с установлением в аукционной документов требований к составу второй части заявки.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании п.2 ч.5 ст. 66 Закона о контактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно не установлено требование о предоставлении во второй части заявки на участие в аукционе, документов подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N99.
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствие с ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с , и ст. 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N99 при выполнении работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Примечанием к п.2 Приложения N1 к Постановления Правительства Российской Федерации N 99, установлено, что в случае установления дополнительных требований в соответствии с данным пунктом, такие дополнительные требования устанавливаются в виде требования о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
На заседании Комиссии Управления установлено, что предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту участка по стирке и ремонту белья, при этом Заказчиком выбран код ОКПД2 41.20.40.000 "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий)", при этом Заказчиком в п. 11 информационной карты аукционной документации установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заказчиком в аукционной документации не установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки на участие в аукционе документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работ в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, что свидетельствует о нарушении Заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в п. 4 технического задания следующего требования: "Подрядчик обязан иметь допуск выданный саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительство, в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, действующего свидетельства о допуске к определенным видам работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе деятельности, соответствующих видам работ (услуг) указанным в настоящей документации об аукционе, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Подрядчик обязан выполнить работы своими материалами, силами и средствами, в соответствии с проектной документацией, техническим заданием, календарным планом, строительными нормами, правилами, стандартами, а также иными нормативно-правовыми документами, действующими на территории РФ", поскольку, по мнению Заявителя, техническое задание не предусматривает выполнение работ, включенных в перечень работ, при выполнении которых исполнитель государственного контракта должен обладать свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, а также поскольку, данное требование ограничивает участие в закупке организаций, которые имеют возможность исполнитель работы без привлечения третьих лиц, а также, поскольку Заказчик не определил конкретные допуски, которыми должен обладать участник закупки.
П. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено что, при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в частности, следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N624 утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Вместе с тем, указанное требование установлено к исполнителю государственного контракта, при этом требование о наличии у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией установлено в пп. 1 п. 10 информационной карты аукционной документации, в частности указан конкретный допуск к выполнению работ, включенных в Перечень, а именно "33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3 Жилищно-гражданское строительство".
При этом, на основании ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в ч. 4 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Кроме того, установлено, что предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту помещений, при этом техническим заданием предусмотрено выполнение работ, в том числе по ремонту систем вентиляции, кондиционирования, отопления водоснабжения, автоматической пожарной сигнализации.
Заявителем в составе жалобы не представлено документов и сведений, подтверждающих данный довод жалобы Заявителя, а также свидетельствующих о том, что установление Заказчиком в п. 4 технического задания указанного требования может повлечь ограничение количества участников закупки.
2. По мнению Заявителя Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам, применяемым при выполнении работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В своей жалобе Заявитель указывает на установление Заказчиком в аукционной документации избыточных требований к товарам, применяемым при выполнении работ:
- в п. "Гомогенный линолеум" установлены требования удельному поверхностному электрическому сопротивлению, истираемости, абсолютной остаточной деформации, изменению линейных размеров;
- в п. "Смеси сухие цементные для устройства стяжек" установлены требования к пределу прочности цемента при сжатии в возрасте 28 суток твердения, срокам схватывания, водоудерживающей способности растворных смесей, расслаиваемости свежеприготовленных смесей;
- в п. "Раствор готовый кладочный" установлены требования к жизнеспособности раствора, времени укладки плитки, корректировки плитки, твердения, прочности сцепления, удерживаемому весу, морозостойкости;
- в п. "Краска водоэмульсионная" установлены требования к укрывистости, степени перетира, времени высыхания, морозостойкости при транспортировке, стойкости к воде;
- в п. "Плитки керамические для полов" установлены требования к водопоглощению, пределу прочности при изгибе, стойкости к глубокому истиранию, морозостойкости;
- в п. "Плитки керамические глазурованные" установлены требование к водопоглощению, пределу прочности при изгибе, термической стойкости глазури, твердости глазури по Моосу;
- в п. "Грунтовка" установлено требование к расходу грунтовки при однослойном нанесении.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления затруднился пояснить в соответствии с какими документами и сведениями участнику закупки представляется возможным при формировании заявки на участие в аукционе определить конкретные значения вышеуказанных характеристик, и затруднился пояснить необходимость установления в аукционной документации вышеуказанных требований к товарам.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Кроме того, Заявитель обжалует установление Заказчиком при описании характеристик товаров "Плитки керамические для полов гладкие неглазурованные одноцветные с красителем квадратные", "Труба полипропиленовая", "Пожарный датчик ИП3.1М", "Дверь противопожарная металлическая однополая ДПМ 01/60", "Светильник аварийный", "Светильник люминесцентный", "Кабель силовой", "Кабель силовой многопроволочный" требований к гарантийным срокам хранения и эксплуатации товаров, что, по мнению Заявителя, является избыточными требованиями к товару.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать установления в аукционной документации указанных требований, а также затруднился пояснить в соответствии с какими сведениями Заказчиком установлены данные требования.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
Кроме того, Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации избыточных требований к товарам "Смесь для затирки швов", "Арматура А500С", "Стекло органическое", "Труба канализационная из полипропилена", "Труба канализационная из полипропилена", "Кирпич рядовой полнотелый", "Керамзит", "Мастика гидроизоляционная", "Кабель силовой", "Кабель силовой многопроволочный", "Кабель силовой многопроволочный", "Труба гофрированная ПВХ 32 мм с протяжкой легкая серая", "Труба гофрированная ПВХ 40 мм с протяжкой легкая серая", "Труба гофрированная ПВХ 20 мм с протяжкой легкая серая", "Труба гофрированная ПВХ 50 мм с протяжкой легкая серая", "Дозатор поршневой автоматический А2", "Раствор готовый кладочный цементный", "Бетон тяжелый, крупность заполнителя 20 мм, класс В15 (М200)", "Портландцемент общестроительного назначения, бездобавочный, марки 400 или 500", "Керосин для технических целей".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих данный довод, в частности, отсутствует указание на требования к вышеприведенным товарам, которые, по мнению Заявителя, установлены Заказчиком в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ФГБУ "Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова" Министерства здравоохранения Российской Федерации обоснованной в части неустановления требования о предоставлении документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работ в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, а также установления неправомерных требований к "Гомогенный линолеум", "Смеси сухие цементные для устройства стяжек", "Раствор готовый кладочный", "Краска водоэмульсионная""Плитки керамические для полов", "Плитки керамические глазурованные", "Грунтовка", "Плитки керамические для полов гладкие неглазурованные одноцветные с красителем квадратные", "Труба полипропиленовая", "Пожарный датчик ИП3.1М", "Дверь противопожарная металлическая однополая ДПМ 01/60", "Светильник аварийный", "Светильник люминесцентный", "Кабель силовой", "Кабель силовой многопроволочный".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии: Е.А. Исаева
Члены Комиссии: Е.И. Ушкова
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А.
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 сентября 2016 г. N 2-57-10292/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.09.2016