Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителей ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница N 51 Департамента здравоохранения города Москвы": Ф.В. Ткачика, Н.Р. Липатова, Д.В. Жихарева,
при участии представителя ООО "CТРОЙ-СИТИ": П.В. Ханжина,
рассмотрев жалобу ООО "CТРОЙ-СИТИ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница N 51 Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию и эксплуатации зданий, сооружений, инженерных сетей, систем вентиляции и кондиционирования (Закупка N 0373200174416000029) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
В своей жалобе Заявитель указывает на размещение Заказчиком аукционной документации, не соответствующей требованиям законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 20.09.2016 N10/42779 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации противоречивых требований к месту выполнения работ, предусмотренных техническим заданием, а также установления неисполнимого срока выполнения работ.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На основании п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в частности, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в п. 4 информационной карты аукционной документации следующего места выполнения работ "121309, город Москва, улица Алябьева, дом 7/33 строение 1", поскольку, по мнению Заявителя, указанный адрес не соответствует адресу, указанному в техническом задании документации, согласно которым работы необходимо выполнить по адресу "121309 Москва ул. Аллябьева, дом 7/33".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Единая автоматизированная информационная система торгов города Москвы при формировании сведений о месте выполнения работ не позволяет указать в информационной карте аукционной документации место выполнения работ в отношении нескольких строений учреждения, в связи с чем Заказчиком указан адрес с указанием одного строения в отношении которого необходимо оказывать услуги, при этом полный перечень адресов зданий, оказание услуг в которых является предметом закупки приведен в техническом задании аукционной документации.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о том, что указанный в аукционной документации Заказчика адрес выполнения работ может вводить участников закупки в заблуждение, а также препятствовать формированию заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Кроме того, Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в п. 4 информационной карты, п. 5 технического задания аукционной документации срока оказания услуг в течение 365 дней с момента заключения контракта, поскольку согласно извещению о проведении электронного аукциона срок оказания услуг составляет 365 рабочих дней с даты заключения контракта, что, по мнению Заявителя, является противоречивыми положениями.
Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя, а также нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе при установлении в аукционной документации неисполнимого срока выполнения работ.
2. Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации неправомерных положений в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, а также неправомерных требований к товарам, применяемым при оказании услуг.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В силу п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В свой жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе положений "Не более" означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение", "Не менее" означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение", "Не превышает, не превышать" означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение", поскольку, по мнению Заявителя, данные положения не соответствуют следующему требованию инструкции по заполнению заявки: "Не", "не должен" означает необходимость указать характеристику отличную от установленного требования".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить какими положениями законодательства об осуществлении закупок руководствовался Заказчик при установлении данных положений.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя, а также нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя Заказчиком в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе неправомерно установлено следующее положение: "В случае, если требование установлено к нескольким маркам (типам, видам, отличительным характеристикам) товара (материала), а далее установлено требование к параметрам и характеристикам указанным в интервале значений, (односторонне или двухсторонне ограниченном), либо установлены требования к качественным характеристикам, то участник должен предложить значение соответствующее каждой марке (типу, виду и т.д.). Например: требуется "марка должна быть А, Б", "исполнение должно быть 1;2;3;4" при этом согласно нормативного документа Марке А соответствует исполнение 1 или 2, а марке Б соответствует исполнение 3 или 4. Тогда участнику в своей заявке по показателю "исполнение" необходимо указать, например, "для марки А - исполнение 1, для марки Б - исполнение 3", "Если показатели и значения характеристик аналогов (эквивалентов) товаров и/или материалов, установленные в требованиях аукционной документации, не применяются для указанного участником закупки типа, сорта, вида, класса, модели, марки или конструктивного исполнения товара и/или материала, участнику закупки следует указать конкретное значение в соответствующей формулировке, определяющей отсутствие неприменяемого показателя и его значения, а именно: "не применяется" или "не используется" или "отсутствует"; указание конкретного значения в этом случае будет расцениваться, как предоставление недостоверных сведений. Если показатели и значения характеристик аналогов (эквивалентов) товаров и/или материалов, установленные в требованиях аукционной документации, нe нормируются для указанного участником закупки типа, сорта, вида, класса, марки товара и/или материала, участнику закупки следует указать конкретное значение в соответствующей формулировке, определяющей отсутствие нормативных требований, а именно: "не нормируется", в противном случае предложение участника закупки будет расценено как не достоверное", поскольку, согласно доводам жалобы указанное положение является неправомерным требованием к форме подачи заявки на участие в аукционе.
В силу ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе при установлении в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе указанного положения.
Кроме того, Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации требований к применяемым при выполнении работ товарам с указанием в графе "Требуемый параметр" нескольких различных характеристик товара с указанием одного требуемого значения данных показателей, что, по мнению Заявителя, может вводить участников закупок в заблуждение при формировании первой части заявки на участие в аукционе:
- в п. "Краски масляные тип 1" установлено требование к характеристике "Твердость пленки по маятниковому прибору типа ТМЛ и М-3";
- в п. "Пластины" установлены требования к характеристикам "Предельные отклонения по ширине и длине" и "максимальные расслоения между резиновыми и тканевыми слоями по кромке пластины длина и глубина";
- в п. "Шпатлевка тип 3" установлено требование к характеристике " "Адгезия к основанию (на отрыв)после 28 дней при температуре +23°C и относительной влажности 50%,7 дней при температуре +23°C и относительной влажности 50% + 21 день при температуре +60°C,7 дней при температуре +23°C и относительной влажности 50%. + 21 день в воде при температуре +20".
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены следующие требования к товару "Шурупы": "Масса тысячи шурупов: Должна быть 12,75 кг", "Шаг резьбы: Должен быть
1,75 мм", "Высота сферы: Должен быть
1 мм", "Радиус сферы R2: не должен быть менее 3,2 мм", "Диаметр крестообразного шлица: Должен быть
4,3 мм", "Внутренний диаметр резьбы: Должен быть Не менее 4.2 и Должен быть не более 2.8 мм", "Диаметр головки: Должен быть
12 мм", "Радиус сферы R1: Должен быть
6,4 мм", "Диаметр резьбы: Должен быть 4, 6 мм", "Длина шурупа: Должно быть
60 мм", "Высота головки: Должно быть Должна быть
4,2 мм", "Материал: Изготовлен из латуни по ГОСТ 12920-67 или углеродистой стали по ГОСТ 5663-79 или коррозионностойкой стали по ГОСТ 5632-72", поскольку, по мнению Заявителя, данные требования не соответствует следующим ГОСТ:
- ГОСТ 1145-80 "Шурупы с потайной головкой. Конструкция и размеры", согласно которому внутренний диаметр резьбы шурупов с диаметром резьбы 4 мм 6 мм должен быть не более 4,2 мм; шаг резьбы шурупов с диаметром резьбы 4 мм должен быть 1,75, диаметром резьбы 6 мм - 2,5 мм; диаметр головки шурупов с диаметром резьбы 4 мм должен быть 7,4 мм, диаметром резьбы 6мм - 11,0 мм; диаметр крестообразного шлица шурупов диаметром резьбы 4 мм должен быть 4,3 мм, диаметром резьбы 6 мм - 6,5 мм; масса 1000 шт шурупов с диаметром резьбы 4 мм в зависимости от длины шурупа должна быть от 0,97 до 4,59 кг, диаметром резьбы 6 мм - от 2,89 до 10,16 кг;
- ГОСТ 1146-80 "Шурупы с полупотайной головкой. Конструкция и размеры", согласно которому внутренний диаметр резьбы шурупов с диаметром резьбы 4 мм 6 мм должен быть не более 4,2 мм; шаг резьбы шурупов с диаметром резьбы 4 мм должен быть 1,75, диаметром резьбы 6 мм - 2,5 мм; диаметр головки шурупов с диаметром резьбы 4 мм должен быть 7,4 мм, диаметром резьбы 6 мм - 11,0 мм; высота сферы шурупов диаметром резьбы 4 мм должна быть 1 мм, диаметром резьбы 6 мм - 1,5 мм; диаметр крестообразного шлица шурупов диаметром резьбы 4 мм должен быть 4,8 мм, диаметром резьбы 6 мм - 7,3 мм; масса 1000 шт шурупов с диаметром резьбы 4 мм в зависимости от длины шурупа должна быть от 1,10 до 4,72 кг, диаметром резьбы 6 мм - от 3,35 до 10,62 кг;
- ГОСТ 1144-80 "Шурупы с полукруглой головкой. Конструкция и размеры", согласно которому внутренний диаметр резьбы шурупов с диаметром резьбы 4 мм 6 мм должен быть не более 4,2 мм; шаг резьбы шурупов с диаметром резьбы 4 мм должен быть 1,75, диаметром резьбы 6 мм - 2,5 мм; диаметр головки шурупов с диаметром резьбы 4 мм должен быть 8,0 мм, диаметром резьбы 6 мм - 12,0 мм; высота головки шурупов диаметром резьбы 4 мм должна быть 2,8 мм, диаметром резьбы 6 мм - 4,2 мм; радиус сферы R1 шурупов диаметром резьбы 4 мм должна быть 6,4 мм, 6 мм - 9,6 мм; радиус сферы R2 шурупов диаметром резьбы 4 мм должна быть 3,2 мм, 6 мм - 4,8 мм; диаметр крестообразного шлица шурупов диаметром резьбы 4 мм должен быть 4,6 мм, диаметром резьбы 6 мм - 7,0 мм; масса 1000 шт шурупов с диаметром резьбы 4 мм в зависимости от длины шурупа должна быть от 1,44 до 5,06 кг, диаметром резьбы 6 мм - от 4,53 до 11,80 кг.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика затруднились пояснить какими регламентами, стандартами и положениями законодательства об осуществлении закупок руководствовался Заказчик при установлении вышеуказанных требований к товарам, применяемым при выполнении работ, а также затруднился обосновать необходимость установления в аукционной документации требований вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования конкурсных документаций Заказчика к товарам "Краски масляные тип 1", "Пластины", "Шпатлевка тип 3", "Шурупы" составлены таким образом, что могут препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявок на участие в открытых конкурсах и в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе могут повлечь ограничение количества участников закупок.
Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации избыточных требований к товарам, применяемым при выполнении работ, поскольку значения данных характеристик определяются только после исследования закупленных товаров:
- в п. "Краски масляные тип 1" установлены требования к степени перетира, времени высыхания до степени 3 пр температуре (20_2) °С, стойкости пленки к статическому воздействию воды при температуре (20_2) °С, массовой доле пленкообразующих веществ, условной светостойкости пленки;
- в п. "Ручка оконная" установлено требование к условному обозначению шурупов по ГОСТ 1145 или ГОСТ 1146;
- в п. "Комплект крепежных элементов" установлены требования к характеристикам стали, применяемой при изготовлении крепежных элементов, а также установлены требования к наличию в витках резьбы гаек кратера, минимальной разрушающей нагрузке болтов и винтов , напряжению от пробной нагрузки гаек, винтов, пределу текучести винтов и болтов, относительному удлинению 5 винтов и болтов , временному сопротивлению
в, винтов, внешнему виду поверхности гаек и винтов, пробной нагрузке для винтов, гаек и болтов, ударной вязкости винтов, твердости по Бринеллю болтов, притуплению ребер шестигранника к опорной поверхности или торцу головки болта, условному обозначению группы гаек, притуплению ребер шестигранника к опорной поверхности гайки.
На заседании Комиссии Управления затруднился пояснить в соответствии с какими документами и сведениями участнику закупки представляется возможным при формировании заявки на участие в аукционе определить конкретные значения вышеуказанных характеристик, и затруднился пояснить необходимость установления в аукционной документации вышеуказанных требований к товарам.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
Кроме того, Заявитель обжалует установление Заказчиком неправомерных требований в п. 4, 8, 9, 35 Приложения N5 к техническому заданию, а также неправомерных требований к размерам винтов, болтов и гаек при описании товара "Комплект крепежных элементов".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя отсутствует указание на конкретные характеристики указанных товаров, требования к которым, по мнению Заявителя, установлены Заказчиком неправомерно, а также отсутствует указание на то, каким образом установление Заказчиком требований к данным товарам препятствует формированию участниками закупки заявок на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "CТРОЙ-СИТИ" на действия ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница N 51 Департамента здравоохранения города Москвы" обоснованной в части установления в аукционной документации противоречивого срока оказания услуг, установления неправомерных положений в инструкции по заполнению заявки, а также установления неправомерных требований к товарам "Краски масляные тип 1", "Пластины", "Шпатлевка тип 3", "Шурупы", "Ручка оконная", "Комплект крепежных элементов".
2. Признать в действиях, Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 2 ст. 42, п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Д.А. Сологов
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 сентября 2016 г. N 2-57-10616/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2016