Резолютивная часть объявлена 15.09.2016 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 20.09.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления.
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Ведущий специалист - эксперт Управления;
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ИП Черняк Г.Е. (далее - Заявитель) от 08.09.2016 N1428-ж на действия Заказчика - Муниципальное казённое учреждение "Капитальное строительство", Уполномоченного органа - Администрация города Мегиона при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту: "Ремонт автомобильной дороги по ул. Советская пгт. Высокий" (извещение N0187300004516000343) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, в части формирования аукционной документации с нарушением Закона о контрактной системе.
1. В техническом задании аукционной документации установлены требование о соответствии выполняемых работ требованиям ГОСТ 1050-88 и ГОСТ 30732-2001, однако данные ГОСТы утратили силу и заменены на ГОСТ 1050-2013 и ГОСТ 30732-2006.
2. Отсутствие надлежаще оформленной инструкции по заполнению заявки не позволяет участнику надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке в соответствии с требованиями технического задания, а именно по позиции Индекс пенетрации от - 1,0 до +1,0.
3. Тип асфальтобетонной смеси в формулировке "АБВ" не понятен Заявителю, поскольку не ясно какой именно тип надо указать: все три "А", "Б" и "В" или только один: или "А", или "Б", или "В".
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту: "Ремонт автомобильной дороги по ул. Советская пгт. Высокий" (извещение N0187300004516000343) размещены на официальном сайте единой информационной системы 24.08.2016.
1. По первому доводу в письменных пояснениях Заказчика проанализировав ГОСТ 1050-88 и ГОСТ 1050-2013, можно сделать вывод о том, что все таблицы с соответствующими техническими характеристиками товара продублированы с аналогичными показателями и в действующих на данный момент государственных стандартов.
Аналогичная ситуация наблюдается и при анализе ГОСТ 30732-2011 и ГОСТ 30732-2006.
Таким образом, условие аукционной документации устанавливает те же требования, которые указаны в действующем ГОСТе, значение показателя обозначенных характеристик объекта закупки, соответствующее потребностям заказчика при этом не противоречит действующим нормам и не нарушает прав участников аукциона.
Кроме того, указанный аукцион признан не состоявшимся, соответственно указанная опечатка не повлекла ни каких негативных последствий.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что согласно части 1 статьи 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
В силу части 2 статьи 7 Закона о контрактной системе открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о том, что указание в аукционной документации требование о соответствии выполняемых работ требованием ГОСТов утративших силу является указанием недостоверной информации.
Таким образом, Комиссией Управления в действиях Заказчика установлено нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
2. По второму доводу Заявителя в письменных пояснениях Заказчика указано следующее.
ГОСТ 22245-90 устанавливает международные стандарты Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия. В таблице N1 указанного госта индекс пенетрации установлен в конкретных значениях для указанных марок битума в техническом задание.
Наименование показателя |
Норма для битума марки |
Метод испытаний |
||||||||
БНД 200/300 |
БНД 130/200 |
БНД 90/130 |
БНД 60/90 |
БНД 40/60 |
БН 200/300 |
БН 130/200 |
БН 90/130 |
БН 60/90 |
||
ОКП 02 5612 0115 |
ОКП 02 5612 0114 |
ОКП 02 5612 0113 |
ОКП 02 5612 0112 |
ОКП 02 5612 0111 |
ОКП 02 5612 0205 |
ОКП 02 5612 0204 |
ОКП 02 5612 0203 |
ОКП 02 5612 0202 |
||
1. Глубина проникания иглы, 0,1мм: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По ГОСТ 11501 |
при 25 °С |
201-300 |
131-200 |
91-130 |
61-90 |
40-60 |
201-300 |
131-200 |
91-130 |
60-90 |
|
при 0 °С,не менее |
45 |
35 |
28 |
20 |
13 |
24 |
18 |
15 |
10 |
|
2. Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже |
35 |
40 |
43 |
47 |
51 |
33 |
38 |
41 |
45 |
По ГОСТ 11506 |
3. Растяжимость, см,не менее: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По ГОСТ 11505 |
при 25 °С |
- |
70 |
65 |
55 |
45 |
- |
80 |
80 |
70 |
|
при 0°С |
20 |
6,0 |
4,0 |
3,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
|
4. Температура хрупкости, °С, не выше |
-20 |
-18 |
-17 |
-15 |
-12 |
-14 |
-12 |
-10 |
-6 |
По ГОСТ 11507 с дополнением по п. 3.2 |
5. Температура вспышки, °С, не ниже |
220 |
220 |
230 |
230 |
230 |
220 |
230 |
240 |
240 |
По ГОСТ 4333 |
6. Изменение температуры размягчения после прогрева/С,не более |
7 |
6 |
5 |
5 |
5 |
8 |
7 |
6 |
6 |
По ГОСТ 18180, ГОСТ 11506 с дополнением по п.3.3 |
7. Индекс пенетрации |
От -1,0 до +1,0 |
Oт -1,5 до +1,0 |
По приложению 2 |
Следовательно, битум марок указанных в техническом задание может быть с индексом пенетрации в приделах значений от -1,0 до +1,0, а методика определения данного индекса уже раскрыта в таблице 2, 3 указанного ГОСТа при различных температурах.
Таким образом, Заказчик считает, что в техническое задание составлено в соответствии с требованиями ГОСТа, и не противоречит действующему законодательству.
Вместе с тем, Комиссией Управления было установлено, что аукционная документация содержит инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, согласно которой при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, то в данном случае если показатели эквивалентности указаны как "не менее, не более, от и до и т.д.", участнику следует указать конкретные показатели. В случае если показатели эквивалентности указаны как диапазонные значения, участнику закупки следует указать значения в диапазоне.
Однако как указано Заказчиком "индекс пенетрации установлен в конкретных значениях для указанных марок битума в техническом задание".
Следовательно, индекс пенетрации является неизменным показателем, вместе с тем ни из инструкции, ни из технического задания вышеуказанное не установлено.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
На основании вышеизложенного, Комиссией Управления в действиях Заказчика установлено нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части установления показателей не позволяющих определить соответствие закупаемых работы, установленным Заказчиком требованиям.
3. По третьему доводу в письменных пояснениях Заказчика указано, что согласно ГОСТа 9128-2009 устанавливающему характеристики и технические условия для смесей асфальтобетонных дорожных, аэродромных и асфальтобетонных, типа асфальта "АБВ" не предусмотрено, таким образом, в техническом задание допущена техническая ошибка специалистом Заказчика - МКУ "Капитальное строительство", а именно не поставлена запятая между типами асфальтобетона.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу об отсутствии объективного характера при описании объекта закупки, поскольку допущенная сотрудником Заказчика техническая ошибка могла привести к необоснованному отказу в допуске участников закупки.
Таким образом, Комиссией Управления в действиях Заказчика установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Как следует из материалов дела и информации содержащейся в Единой информационной системе zakupki.gov.ru, электронный аукцион (извещение N0187300004516000343) признан несостоявшимся, в связи с тем, что не подано ни одной заявки.
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу об отсутствии необходимости в выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты торгов.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ИП Черняк Г.Е. от 08.09.2016 N1428-ж на действия Заказчика - Муниципальное казённое учреждение "Капитальное строительство", Уполномоченного органа - Администрация города Мегиона при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту: "Ремонт автомобильной дороги по ул. Советская пгт. Высокий" (извещение N0187300004516000343) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика Муниципальное казённое учреждение "Капитальное строительство" нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика Муниципальное казённое учреждение "Капитальное строительство" нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Заказчика Муниципальное казённое учреждение "Капитальное строительство" нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
5. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты торгов.
6. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
7. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 15 сентября 2016 г. N 03/КА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2016