Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - руководителя управления Светловой И.А.,
членов Комиссии:
временно исполняющей обязанности начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Громова С.А.,
в присутствии представителей:
Краевого государственного бюджетного учреждения "Управление автомобильных дорог Камчатского края" (далее - Заказчик) Лошкарева В.Г. (по доверенности от 08.09.2016 N 30), Булах О.В. (по доверенности от 08.09.2016 N 31), Паврезнюка С.В. (по доверенности от 08.09.2016 N 32), Понкратовой С.В. (по доверенности от 08.09.2016 N 33), Концевич А.В. (по доверенности от 21.01.2016 N 41АА 0428719),
общества с ограниченной ответственностью "Фьюжн" (далее - Заявитель) Савицкой Е.М. (по доверенности от 01.08.2016),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика путем проведения конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта "Строительство автозимника продленного действия Анавгай - Палана на участке км 0 - км 16" (закупка N 0188200000416000308), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
16.08.2016 Заказчиком начата процедура определения подрядчика путем проведения конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта "Строительство автозимника продленного действия Анавгай - Палана на участке км 0 - км 16" (закупка N 0188200000416000308) (далее - Закупка).
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 914 270 734,00 рубля.
05.09.2016 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя, по мнению которого, Заказчик необоснованно выбрал способ определения подрядчика путем проведения конкурса с ограниченным участием, поскольку Закупку по строительству автомобильной дороги (автозимника продленного действия) и по строительству моста, предусмотренного техническим заданием, можно было осуществить раздельно; документация о Закупке содержит неправомерное требование о наличии у участника Закупки свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, дающего право участнику выполнять работы по организации строительства, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства стоимостью не ниже цены контракта, установленной документацией о Закупке.
Заказчик представил возражения (письмо от 09.09.2016 N 04/2008), в которых пояснил, что выбор способа Закупки основан на нормах действующего законодательства и обусловлен технологической сложностью объекта Закупки (автозимник продленного действия и искусственное сооружение, входящее в его состав, - мост). По мнению Заказчика при установлении единых требований к участникам Закупки ему необходимо предусмотреть указание на возможность участника выполнить контракт с учетом соответствия максимальной планируемой стоимости объекта Закупки, указанной в приложении к свидетельству о допуске саморегулируемой организации, начальной (максимальной) цене контракта.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Исходя из части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий: существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки; критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.
Такой перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р, в соответствии с которым заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае осуществления закупки работы, код и наименование которой по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008): "42. Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства" (за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения).
Согласно части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Таким образом, Законом о контрактной системе устанавливаются возможные случаи проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе, если товары (услуги, работы) в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации.
Такой перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99. В соответствии с пунктом 5 приложения N 2 "Случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием согласно" к, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышает 50 млн. рублей.
Как установлено пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об автомобильных дорогах", искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Из анализа конкурсной документации следует, что объектом Закупки при проведении конкурса является строительство автозимника продленного действия Анавгай - Палана на участке км 0 - км 16, в состав которого в соответствии с конкурсной документацией входят работы по строительству искусственных дорожных сооружени (в том числе моста через реку Куюл) общей стоимостью около 233 млн. рублей.
Следовательно, в соответствии с требованиями части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 закупка вышеуказанных работ должна осуществляться путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Таким образом, Заказчик при осуществлении Закупки правомерно применил способ определения подрядчика в виде конкурса с ограниченным участием.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее единое требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющимся объектом закупки.
В пункте 3.5.1 документации о Закупке установлено следующее единое требование к участникам Закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки (наличие Свидетельства о допуске к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624 (раздел III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту: пункт 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) подпункт 33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта, при условии, что стоимость одного договора (контракта) по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства должна составлять не менее 914 270 734, 00 рубля.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства (далее - СРО) о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом, в силу части 3.1 статьи 52 ГрК РФ, лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное СРО о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участию в закупке на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о Закупке в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Исходя из части 1.1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом СРО был внесен взнос в компенсационный фонд СРО в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 ГрК РФ. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом СРО, не ограничивается.
Согласно части 8 статьи 53 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Следовательно, условием допуска к участию в Закупке на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о Закупке в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, является обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства со стоимостью работ по одному договору, которая должна быть не ниже предложения о цене контракта участника Закупки.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации о Закупке требование о том, что стоимость работ, указанная в свидетельстве о допуске к работам по организации строительства, должна быть не ниже цены контракта, установленной документацией о Закупке, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод Заявителя является обоснованным.
Указанное нарушение Закона о контрактной системе на результаты Закупки не повлияло.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной в части установления в конкурсной документации требование о том, что стоимость работ, указанная в свидетельстве о допуске к работам по организации строительства, должна быть не ниже цены контракта, установленной документацией о Закупке.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Предписание Заказчику не выдавать.
4. Передать материалы о выявленном нарушении должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.А. Светлова
Члены комиссии: Л.Б. Шиханов
С.А. Громов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 12 сентября 2016 г. N 21-06/252-16Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2016