Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:
председатель Комиссии: <_> - начальник отдела контроля закупок;
заместитель председателя Комиссии: <_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок;
члены Комиссии: <...> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок (отсутствует); <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков, кворум соблюден,
в присутствии представителязаказчика - Администрации МО "Балезинский район" (далее - Заказчик):<_> (по доверенности б/нот 12.09.2016);
в отсутствии представителя ООО "Стройинвест"(далее - Заявитель), о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом - в деле имеется уведомление от 08.09.2016г. N АБ 01-17-07/7768э.
рассмотрев жалобу Заявителя на действия заказчика - Администрации МО "Балезинский район"при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог местного значения и сооружений на них, по которым проходят маршруты школьных автобусов в Балезинском районе Удмуртской Республики в 2016 - 2017 годах (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - 0113300013116000040, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
УСТАНОВИЛА:
06.09.2016г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя. Заявителем обжалуются действия Заказчика при проведении Аукциона. По мнению Заявителя:
1)включение в цену контракта НДС, противоречит требованиям частей 1,13 статьи 34, части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе;
2) в действиях заказчика содержатся нарушения ч. 6.1 ст. 34 Закона о контрактной системе, а именно, отсутствие в проекте контракта порядка предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней).
3) проект контракта не содержит информацию о сроке оплаты выполнения работ, данные действия заказчика нарушают положения, установленные в ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе;
4) в проекте контракта отсутствует условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, в случае, если контракт заключается с физическим лицом.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласилась и пояснила, следующее.
В соответствии с ч.10 ст. 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.Согласно п.4 ст. 3 Закона о контрактной системе, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
При заключении контракта в случае, если победитель закупки применяет специальные режимы налогообложения (не предусматривающие уплату НДС) уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары работы, услуги оплачиваются по цене, указанной в контракте.
На основании ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Раздел 7. "Ответственность сторон, порядок рассмотрения споров" проекта контракта содержит указанное условие.
Согласно п. 6.1 ст. 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Во исполнение указанного пункта Закона о контрактной системе Правительством РФ принято Постановление от 14 марта 2016 г. N190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" действующее до 01.01.2017.
Согласно данному постановлению заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 или 2016 годах исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
Срок завершения в полном объеме исполнения подрядчиком всех обязательств по контракту заканчивается в августе 2017 года, следовательно, действие указанного постановления не распространяется на контракт. Таким образом, действия Заказчика, не установившего условие отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней), не нарушают пункт 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе. Кроме того, статья 34 Закона о контрактной системе не устанавливает прямой обязанности заказчика включать условие отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) в контракт.
Разделом 2 проекта контракта определен конечный срок оплаты выполненных работ:Заказчик осуществляет финансирование (оплату) фактически выполненных работ в установленные настоящим Контрактом сроки за счет средств бюджета муниципального образования "Балезинский район" (в т.ч. средства, полученные из бюджета Удмуртской Республики).Финансирование (оплата) работ по настоящему Контракту осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика до 31.12.2017 г.Основанием для оплаты работ является принятие Заказчиком объемов выполненных работ и подписанные Подрядчиком и Заказчиком акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3)".
Проектом контракта установлены условие о порядке и сроках оплаты работы (раздел 2 проекта контракта), о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов) в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (раздел 5 проекта контракта). В случае если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт будет включено обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
С учетом изложенного, по мнению Администрации, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
22.08.2016г. Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС в сфере закупок) извещение и документацию о проведении Аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 9 902 003,30 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки, поданной для участия в электронном аукционе, от 07.09.2016 года на участие в закупке подана одна заявка участником - Государственное унитарное предприятие Удмуртской Республики "Удмуртское автодорожное предприятие", данная заявка и участник закупки признаны соответствующим требованиям документации об Аукционе, Закона о контрактной системе.
На дату заседания Комиссии Удмуртского УФАС России по рассмотрению жалобы Заявителя контракт не заключен.
1. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе при осуществлении закупки в документации устанавливается начальная (максимальная) цена контракта. При установлении начальной (максимальной) цены заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, и иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг).
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Таким образом, с учетом положений Закона о контрактной системе, контракт заключается по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применения системы налогообложения у данного участника.
Исходя из пояснений представителя Заказчика контракт по итогам проведения электронного аукциона заключается с учетом системы налогообложения, применяемой победителем закупки, ценовое предложение победителя закупки не подлежит уменьшению на сумму НДС.
С учетом изложенного, наличие в тексте проекта контракта указания: "_в том числе НДС" не влечет заключения контракта на условиях не соответствующих ценовому предложению участника закупки, и не противоречит требованиям части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, данный довод Заявителя является необоснованным.
2. Согласно части 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Вместе с тем, положения Закона о контрактной системе, в частности, статьи 34 Закона не предусматривают обязательного наличия в тексте контракта ссылки на возможность предоставления отсрочки уплаты неустоек вслучаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, следовательно отсутствие такого условия в проекте контракта не противоречит положениям статьи 34 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного данный довод Заявителя является необоснованным.
3. Согласно п. 2.2 проекта контракта:"Заказчик осуществляет финансирование (оплату) фактически выполненных работ в установленные настоящим Контрактом сроки за счет средств бюджета муниципального образования "Балезинский район" (в т.ч. средства, полученные из бюджета Удмуртской Республики).
Финансирование (оплата) работ по настоящему Контракту осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика до 31.12.2017 г."
Вместе с тем заказчиком не указана конкретная информация о сроке оплаты выполненных работ, а лишь содержит предельный срок оплаты по контракту, до 31.12.2017 г.Следовательно, проект контракта не содержит информацию о сроке оплаты выполнения работ, в связи с чем, данный довод Заявителя является обоснованным.
4. Согласно части 13 статьи 34 закона о контрактной системе в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Вдокументации об Аукционе отсутствует условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, в случае если контракт будет заключен с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, что является нарушением части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, данный довод Заявителя является обоснованным.
Осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
При описании объекта закупки Заказчик должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться
В соответствии с статьей 7 Закона о контрактной системеинформация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
С учетом изложенного, описание объекта закупки, содержащееся в документации об Аукционе должно обеспечивать однозначное, непротиворечивое восприятие участниками закупки объекта закупки, в том числе, условия выполнения работ, являющихся объектом закупки.
Заказчиком в ЕИС в сфере закупок 22.08.2016 года, размещена документация с датой проведения аукциона: 12.09.2016 года.
Пункт 1.13 информационной карты Аукционной документации содержит сведения о сроке выполнения (завершения) работ, а именно, с момента заключения Муниципального контракта до 31.08.2017 г.
Также Заказчиком размещено Техническое задание (раздел 15. Описание объекта закупки), согласно которому подрядчику надлежит выполнять работы в период с 01.09.2016 года по 31.08.2017 года.
Указанный в описании объекта закупки срок выполнения с учетом дат окончания срока подачи заявок, проведения электронного аукциона не является исполнимым, а также не соответствует сроку, установленному в пункте 1.13 информационной карты Аукционной документации, что является нарушением статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
С учетом требований статьей 33, 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования заказчика к поставляемым товарам в соответствии с существующей потребностью, в том числе, заказчик обязан установить показатели товара, позволяющие определить соответствие предлагаемого участником закупки к поставке товара потребностям заказчика.
В Законе о контрактной системе отсутствуют положения, возлагающие на участника закупки функции по самостоятельному определению показателей товара, предлагаемого к поставке, и соотнесению характеристик товаров, содержащихся в ГОСТ, с потребностью заказчика. Участник закупки обязан лишь указать конкретные показатели товара, соответствующие значениям показателей, установленным заказчиком.
Заказчиком в составе Аукционной документации размещены требования к материалам, используемым при выполнении работ (раздел 16). Требования к материалам в данном разделе сформированы в том числе, с использованием ссылок на ГОСТ. В частности,"Требования к световозвращающей пленке для знаков": Фото- и колориметрические характеристики световозвращающей пленки для знаков и методы испытаний по этим характеристикам должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52290-2004; "Замена дорожных знаков": Для болтовых соединений следует применять оцинкованные стальные болты и гайки, удовлетворяющие требованиям ГОСТ Р 52627-2006; ГОСТ Р 52628-2006. Болты назначать по ГОСТ 15589-70; ГОСТ 15591-70; ГОСТ 7796-70; ГОСТ 7798-70, Опоры для стандартных дорожных знаков и иных дорожных знаков не указанных в п. 8.1. изготавливаются из металлических полых (пустотелых) труб круглого сечения диаметр опор для дорожных знаков должен составлять не менее 76 мм (зависит от выполнения п. 5), удовлетворяющие требованиям ГОСТ 10705-80; ГОСТ 8733-74. Трубы назначать по ГОСТ 10704-91, ГОСТ 8734-75, ГОСТ 8732-78, ГОСТ20295-85 для третьей группы конструкций по СП 16.1330.2011.
Содержащееся в документации об Аукционе описание объекта закупки не соответствует требованию в части объективного характера описания, так как, не обеспечивает четкого и непротиворечивого восприятия участниками закупки требований к товару, установленных Заказчиком, что не позволяет участникам закупки подать заявку для участия в Аукционе в полном объеме соответствующую требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчиком в Аукционной документации также установлены требования к материалам при приготовлении цементобетона класса В30, c маркой по морозостойкости F300 и маркой по водонепроницаемости W6, природным песчано-гравийным смесям, щебеночным смесям, материалам при приготовлении а/бетона тип Б, а также ПГМ, краске. В частности установлены требования к показателям товара и их значениям, предоставление показателей относительно которых на стадии подачи заявки участником закупки не представляется возможным, например, таких как,содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, содержание глины в комках от общего количества пылеватых и глинистых частиц, содержание пылевидных и глинистых частиц (размером менее 0,05 мм). Данный фактор обусловлен тем, что такие показатели могут быть определены исключительно в отношении товара, имеющегося в наличии у участника закупки. Вместе с тем, Закона о контрактной системе не обязывает участника закупки обладать на момент подачи заявки всем объемом материалов, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом закупки.
С учетом изложенного, описание объекта закупки, сформированное Заказчиком в документации об Аукционе не соответствует требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе, следовательно, действия Заказчика в части описания объекта закупки являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки, поданной на участие в электронном аукционе должна содержать:
конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Документация об Аукционе не содержит инструкции по заполнению первой части аукционной заявки, содержащей:
1) указание на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определяющей, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определяющей, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
Действия Заказчика по утверждению документации, не содержащей инструкции по заполнению заявки, подаваемой для участия в электронном аукционе, являются нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика - Администрации МО "Балезинский район",припроведении электронного аукциона на выполнение работпо содержанию автомобильных дорог местного значения и сооружений на них, по которым проходят маршруты школьных автобусов в Балезинском районе Удмуртской Республики в 2016 - 2017 годах (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - 0113300013116000040) обоснованной в части доводов о несоответствии Аукционной документации требованиям части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях заказчика -Администрации МО "Балезинский район",припроведении электронного аукциона на выполнение работпо содержанию автомобильных дорог местного значения и сооружений на них, по которым проходят маршруты школьных автобусов в Балезинском районе Удмуртской Республики в 2016 - 2017 годах (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - 0113300013116000040) нарушения статьи 7, пункта13 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - Администрации МО "Балезинский район",предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных должностных лиц заказчика - Администрации МО "Балезинский район"по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии __________ <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 13 сентября 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2016