Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
-заместителя начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии,
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лицеМуниципального бюджетного учреждения "Управление городского хозяйства" Полевского городского округа -
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области
-заинтересованного лица ООО "Стройкор"
- в отсутствие заявителя в лице ООО "РегионСпецСтрой", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "РегионСпецСтрой" (620137, г. Екатеринбург, ул. Луначарского, д. 77, оф. 55)о нарушении заказчиком в лице Муниципального бюджетного учреждения "Управление городского хозяйства" Полевского городского округа (623380, Свердловская обл., г. Полевской,ул. Ленина, 2, 8), уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области (620004, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 101) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукционана выполнениеработ по строительству пристроя к МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 14 по ул. Коммунистическая, 14 в г. Полевской Свердловской области (извещение N0162200011816000999), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту- Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалобаООО "РегионСпецСтрой" (вх. N 01-14362 от 12.09.2016г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального бюджетного учреждения "Управление городского хозяйства" Полевского городского округа, уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской областипри осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству пристроя к МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 14 по ул. Коммунистическая, 14 в г. Полевской Свердловской области (извещение N0162200011816000999)Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "РегионСпецСтрой"указал, что положения аукционной документации, разъяснения положений документациив части источников финансирования, порядка и сроков оплаты выполненных работ нарушают Закон о контрактной системе, просит признать жалобу обоснованной.
Представителизаказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы несогласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
30.06.2016г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162200011816000999и документация об аукционена выполнение работ по строительству пристроя к МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 14 по ул. Коммунистическая, 14 в г. Полевской Свердловской области, в действующей редакции от 25.08.2016г.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 106 885 470,00рублей.
В соответствии со ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования (п. 2).
В соответствии с п. 10.8 информационной карты аукционной документации установлен источник финансирования - бюджет Свердловской области, Бюджет Полевского городского округа. Также извещением о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162200011816000999 установлен план оплаты исполнения контракта за счет бюджетных средств в 2016г. - 50000010,00 рублей и в 2017г. - 56885460,00 рублей, ввиду чего довод жалобы не находит своего подтверждения.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Довод заявителя относительно того, что разъяснения положений документации на поданный запрос от 07.09.2016г. в части источников финансирования, порядка и сроков оплаты выполненных работ не соответствует требованиям Закона о контрактной системе не находит своего подтверждения.
Доказательств обратного Комиссии предоставлено не было.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что описание объекта закупки (часть II аукционной документации) предусматривает выполнение работ по строительствупристроя к МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 14" по ул. Коммунистическая, 14 в г. Полевском Свердловской областив соответствии с проектной документацией шифр Ш.024.12.11.87/11.
В состав работ по строительству пристроя входят работы по строительству двухэтажного здания с подвалом и надземным переходом.Фундаменты - сборные железобетонные фундаментные плиты, наружные стены техподполья, подвала и цоколя - сборные блоки ФБС с утеплением с наружной стороны; выше цоколя - кладка из пустотелого кирпича t=380мм с наружным утеплением; внутренние стены - кирпичные толщиной 380мм; перегородки - кирпичные, каркасно-обшивные; междуэтажные перекрытия - сборные многопустотные плиты; лестницы - монолитные железобетонные марши и площадки; покрытие - сборные ребристые железобетонные плиты с опиранием на железобетонные стропильные балки (над спортивным залом), сборные железобетонные плиты; кровли - плоские и двухскатная (спортзал); водосток -внутренний; окна и витражи - двухкамерный стеклопакет в пластиковых переплетах.Внутренняя отделка - стандартная для помещений детских образовательных учреждений.Наружная отделка - штукатурка и облицовка искусственным камнем (цоколь).Предусмотрено благоустройство территории.Выполняются все виды инженерных коммуникаций.
Объем выполняемых работ содержится в разработанной и прошедшей экспертизу проектной документации (прилагается отдельным файлом с именем "Проектная документация") шифр Ш.024.12.11.87/11 (п.2).
Таким образом, наименованием, описанием объекта закупки, проектной документацией шифр Ш.024.12.11.87/11предусмотрено выполнение строительных работ по возведению пристороя (двухэтажное здание с подвалом и надземным переходом) к школе. Работ по выполнению проектных работ, в том числе по разработке рабочей документации, положениями аукционной документации (технического задания, проекта контракта) установлено не было, что также подтверждается сводным сметным расчетом на сумму 106885,47 рублей, входящим в состав проектной документации, который не предусматривает объемов работ и соответствующих затрат на выполнение проектных работ по разработке рабочей документации.
Вместе с тем, разъяснение положений документации об электронном аукционе от 02.09.2016,размещенное на официальном сайте заказчиком, изменяет суть документации об электронном аукционе, так как содержит указание на необходимость разработки рабочей документации подрядчиком, что нарушает ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системедокументация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системезаказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе:
1)описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 4 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что к аукционной документации прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с п. 10.1 информационной карты аукционной документации установлено наименование объекта закупки - выполнение работ по строительству пристроя к МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 14 по ул. Коммунистическая, 14 в г. Полевской Свердловской области.
Частью II аукционной документации установлено описание объекта закупки - работы выполняются строго в соответствии с проектной документацией: "Строительство пристроя к МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 14" по ул. Коммунистическая, 14 в г. Полевском Свердловской области" шифр Ш.024.12.11.87/11.
В состав работ по строительству пристроя входят следующие работы, в том числе, строительство двухэтажного здания с подвалом и надземным переходом (п. 1).
Вместе с тем, установлено, что строительный объем здания (включая подземный переход) - 22606,70м3; в том числе подземной части 5108,11м3.Общая площадь здания (включая подземный переход) - 5112,35 м2 (п. 2).
Таким образом, в нарушение п. 1 ч. 1ст. 33, п. 1 ч. 1 ст.64 Закона о контрактной системе описание объекта закупки носит необъективный характер, так как вводит участников закупки в заблуждение относительно объекта закупки, видов и объемов выполняемых работ.
Согласно п. 10.5 информационной карты аукционной документации установлен срок поставки товара (завершения работы, график оказания услуг): начало выполнения работ - с даты заключения контракта; окончание выполнения работ - по 31 октября 2017 года (включительно).
Вместе с тем, частью II аукционной документации установлено окончание выполнения работ - 4 квартал 2017 года (п. 3).
Таким образом, срок выполнения работ по контракту, установленный заказчиком положениями аукционной документации, вводит участников в заблуждение и нарушает п. 2 ст. 42, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Согласно ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке (ч. 1).
При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона (ч. 2).
Согласно ст. 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (ч. 5).
Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (ч. 6).
Пунктом 15.1 информационной карты аукционной документации установлено условие о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 20 % от цены контракта.
Кроме того, пунктом 4.1.30. проекта муниципального контракта установлено требование к подрядной организации об обязанности привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 20% от цены Договора.
Вместе с тем, проектом муниципального контракта предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности подрядчика в случае неисполнения требования о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем 15% от цены контракта (п. 7.8), что нарушает ч. 6 ст. 30, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, так какустановленные заказчиком положения в извещении, документации о закупке и проекте контракта не должны противоречить друг другу.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. ЖалобуООО "РегионСпецСтрой"признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального бюджетного учреждения "Управление городского хозяйства" Полевского городского округа выявлено нарушение ч. 6 ст. 30, п. 2 ст. 42, ч. 1 ст. 64, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе
3. Заказчику в лице Муниципального бюджетного учреждения "Управление городского хозяйства" Полевского городского округа, уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его аукционной комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 1.4, 4.2 ст. 7.30КоАП РФ.
5. Обязать заказчика обеспечить явку лица, ответственного за утверждение аукционной документации, задачу разъяснений положений аукционной документации на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8марта,5/Химиков,3, 4 этаж с документами, удостоверяющими личность и подтверждающими вышеуказанные полномочия при осуществлении закупки N 0162200011816000999, а также письменным объяснением по факту выявленного нарушения 17 октября 2016г. в 11-30.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 16 сентября 2016 г. N 1262-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2016