Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*
при участии представителей:
*
рассмотрев жалобуООО "Уральская строительная - монтажная компания" (620075, г. Екатеринбург, ул. Белинского,39) о нарушении заказчиком в лицеМуниципального бюджетного учреждения "Управление капитального строительства и стратегического развития городского округа(624090 Свердловская область, г. Верхняя Пышма, ул. Мамина-Сибиряка, 2), при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на реконструкцию здания МАОУ "СОШ N 1" по адресу: г. Верхняя Пышма, ул. Красноармейская, 6(извещение N0362300178416000014), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ЗАО "Корпорация "Атомстройкомплекс" (вх.01-14445 от 12.09.2016г.) о нарушении заказчиком в лицеМуниципального бюджетного учреждения "Управление капитального строительства и стратегического развития городского округа, при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона нареконструкцию здания МАОУ "СОШ N 1" по адресу: г. Верхняя Пышма, ул. Красноармейская, 6 (извещение N0362300178416000014)Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что заказчиком установлено описание объекта закупки с нарушениями Закона о контрактной системе, а так же, описание закупки размещено в ЕИС с ограничением поиска и копирования фрагментов текста, и в проекте контракта установлено неправомерное требование о согласовании характеристик материаловпосле заключения контракта, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
31августа 2016г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N0362300178416000014 и документация об аукционена реконструкцию здания МАОУ "СОШ N 1" по адресу: г. Верхняя Пышма, ул. Красноармейская, 6.
Начальная (максимальная) цена контракта составила710 792 260,00рублей.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно инструкции по заполнению заявки Качественные характеристики (потребительские свойства) каждого конкретного товара, предлагаемого Участником закупки к использованию в соответствии "Разделом 2: Требования к основным используемым товарам с качественными характеристиками, предлагаемых к использованию при выполнении работ" не должны содержать следующие слова (словосочетания, знаки) - "или", "менее", "более", "не менее", "не более", "должен быть", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", "не раннее", "не позднее", "раннее", "позднее", "примерно", "около", "допустимый", "требуемый", "приблизительно", "может быть", "", "превышает", "не превышает" и другие аналогичные слова (словосочетания), если это не предусмотрено ТУ, ГОСТом или паспортом на изделие. Знак "/" между двумя значениями показателей (за исключением использования в обозначении напряжения, фразы "и/или" и использование знака "/" в единицах измерения, например, "кгс/см2", "м2°С/Вт", "кг/мЗ", а также размере присоединения (обозначение диаметра), марке битумами тп.) приравнивается к разделительному союзу "или" и означает, что Участник закупки должен дать по данным показателям конкретное значение. В показателях с использованием фразы "и/или" Участник закупки должен указать показатель с союзом "и" либо выбрать одно из нескольких значений без использования союза "или". Использование знака препинания "," при перечислении значений показателя приравнивается к соединительному союзу "и". Слова "или", "либо" и знак ";" указывает на альтернативность выбора и необходимость предоставления одного из перечисленных значений показателя. При перечислении требований через символ "-" (тире) - необходимо предоставить один конкретный показатель. Перечисление требований через символ "-" (тире) включает в себя крайние значения показателей. Значения показателей, отмеченные "*" должны быть даны конкретным значением. В случае указания требуемого значения с использованием символа "[ ]" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться. Наименование товаров и их показателей изменению не подлежит. Слово "от" включает крайние значения соответствующих показателей, слово "до" не включают крайние значения соответствующих показателей, за исключением если слово "до" сопровождается словом "включительно". В случае указания в требованиях к товарам значений показателей, сопровождающихся словами: "диапазон значений...", "диапазон..." - участник размещения заказа должен указать именно диапазон значений или возможные диапазонные значения данного показателя в заданном диапазоне. В случае указания в требованиях к товарам значений показателей, сопровождающихся словами: "в диапазоне значений ..." "в диапазоне..." , участник размещения заказа должен указать один конкретный показатель, соответствующий требуемому диапазону значений.
В случае, если в ТУ, паспорте на товар, ГОСТе указаны неконкретные (переменные) показатели, то такие величины следует сопровождать в заявке словами "диапазонное значение", "диапазонное значение согласно ГОСТу", "в диапазоне согласно паспорту".
Комиссия Свердловского УФАС установила, что доводы заявителяпо п.1,3,4,6,7,11,17,20,35,37, "Требования к основным используемым товарам с качественными характеристиками, предлагаемых к использованию при выполнении работ" не содержат нарушения норм Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в пункте 4 "Бетон"заказчиком установлены требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам), и иным показателям, в том числе:Подвижность бетона: П2 или. ПЗ и соответствие товара ГОСТ 26633-2012.
Комиссией Свердловского УФАС установлено, что ГОСТ26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые" не содержит такой характеристики как подвижность бетона, таким образом, данная характеристика установлена не в соответствии с ГОСТом, что нарушает п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
В пункте 8 "Брус необрезной хвойных пород"заказчиком установлены требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам), и иным показателям, в том числе: к продолжительности самостоятельного горения, которая должна быть не более 350с. Кроме того, заказчиком установлено требование о соответствии товара ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных порог" предлагаемого участником.
Комиссией Свердловского УФАС установлено, что ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных порог" не содержит характеристики продолжительности самостоятельного горения,таким образом, данная характеристика установлена не в соответствии с ГОСТом, что нарушает п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В пункте 9 "Фанера" заказчиком установлены требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам), и иным показателям, в том числе: фанера должна соответствовать требованиям ГОСТ 3916.1-96., а так же установлена характеристика величины критической поверхностной плотности теплового потока по воспламеняемости не более 35 кВт/м2.
Комиссией Свердловского УФАС установлено, что ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных порог" не содержит характеристикивеличины критической поверхностной плотности теплового потока по воспламеняемости, представители заказчика пояснили, что данная характеристика установлена в соответствии Федеральным законом N123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Таким образом, установленное требование не формирует четкого понимания о том, в соответствии с каким стандартом участник закупки должен представить характеристики величины критической поверхностной плотности теплового потока по воспламеняемости.
В пункте 19 "Плитка керамическая для внутренней облицовки полов общественных зданий" заказчиком установлены требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам), и иным показателям, в том числе: Водопоглащение, % от 3-5., плитка должна быть изготовлена в соответствии с ГОСТ 6787-2001 "Плитки керамические для полов".
ГОСТом 6787-2001 "Плитки керамические для полов" установлена характеристика водопоглащения, % 3-5.
Вместе с тем, согласно инструкции по заполнению заявки, при перечислении требований через символ "-" (тире) - необходимо предоставить один конкретный показатель.
Таким образом, инструкция по заполнению заявки не дает возможности составить заявку соответствующую требованиям аукционной документации и ГОСТ.
В пункте 29 "Песок" заказчиком установлены требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам), и иным показателям, в том числе: Истинная плотность песка, определяемая по ГОСТ 8735-88: не менее 1,0 г/см3, Насыпная плотность песка, определяемая по ГОСТ 8735-88: не менее 1,0 кг/м3, Зерновой состав, определяемый ГОСТ 8735-88 частный остаток и полный остаток, пустотность песка, определяемая по ГОСТ 8735-88: не более 50 % по объему.
Комиссией Свердловского УФАС установлено, что ГОСТ 8735-88 "Песок для строительных работ методы испытаний", не содержит качественных, технических, функциональных (потребительских) характеристик песка, а устанавливает методы испытаний песка, таким образом, заказчиком в нарушение п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено требование о соответствии товара ГОСТ 8735-88 "Песок для строительных работ методы испытаний".
Таким образом, заказчиком в п.4,8,9,19,29 установлены требования в нарушение п.2 ч.1ст. 33 Закона о контрактной системе.
Выявленное нарушения законодательства о контрактной системе влечет административную ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
В соответствии с чч. 1, 4 ст. 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система; содержащаяся в ней информация является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
Согласно ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения). При этом п. 3 Положений установлено, что информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"). Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
В п. 8 Положения установлено, в том числе, что файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Приложение "Показатели материалов", "Сводный сметный расчет стоимости строительства" к документации об аукционе размещен на официальном сайте в межплатформенном формате электронного документа pdf, позволяющем произвести открытие файла при помощи стандартных текстовых приложений, ознакомиться в полном объеме с его содержанием.
Таким образом, довод заявителя относительно ненадлежащего способа размещения на официальном сайте документации об аукционе не нашел своего подтверждения. Формат электронных файлов, в котором размещена информация о закупке, не препятствует ее изучению со стороны участников закупки.
В пункте 5.2.9 проекта контракта содержится требование, а именно:Генподрядчик обязуется согласовывать с Заказчиком эстетические характеристики применяемых отделочных материалов, такие как цвет, фактура и др.
В соответствии с ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору.
В соответствии с ч. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Таким образом, договорные отношения в рамках указанного государственного контракта регулируются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и при исполнении контракта могут быть обжалованы в судебном порядке.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1.ЖалобуООО "Уральская строительная - монтажная компания"признать обоснованной в части установления характеристик описания объекта закупки нарушающих положения Закона о контрактной системе.
2.В действиях заказчика в лицеМуниципального бюджетного учреждения "Управление капитального строительства и стратегического развития городского округа Верхняя Пышма", выявлено нарушение п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3.Заказчику в лицеМуниципального бюджетного учреждения "Управление капитального строительства и стратегического развития городского округа Верхняя Пышма", выдатьпредписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 сентября 2016 г. N 1283-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2016