резолютивная часть решения объявлена 23.09.2016г.
в полном объеме решение изготовлено 27.09.2016г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
при участии представителя уполномоченного органа - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики по доверенности N14 от 08.09.2016г.,
в отсутствии представителей заявителя - ООО "Тетра", заказчика - Государственного казенного учреждения КБР "Управление капитального строительства", уведомленных о дате, времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0104200002116000035 "Газопроводы среднего и низкого давления по ул.Северной в с.п. Шалушка Чегемского района, КБР", руководствуясь статьями 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России 16 сентября 2016 года поступила жалоба ООО "Тетра" на действия заказчика при проведении электронного аукциона "Газопроводы среднего и низкого давления по ул.Северной в с.п. Шалушка Чегемского района, КБР".
Из жалобы следует, что в документации при установлении требований к материалам, используемым при выполнении работ, установлены требования к описанию участниками закупки состава веществ используемых материалов (позициям N61, 62, 133, 18, 80, 159 и др.). Поставка материалов не является объектом закупки, следовательно, описание веществ используемых при изготовлении товаров нельзя отнести ни к функциональным, ни к качественным характеристикам объекта закупки. Подобные требования искусственно увеличивают объем первой части заявки, что в конечном итоге может привести к отказу участникам закупки в допуске к участию в аукционе по формальным основаниям.
Заявитель просит провести внеплановую проверку по данной закупке и обязать заказчика устранить нарушения законодательства о контрактной системе.
На рассмотрении жалобы, состоявшемся 23 сентября 2016 года, представитель уполномоченного органа пояснила, что при описании объекта закупки заказчик руководствовался положениями Закона о контрактной системе. Кроме того, по позициям указанным заявителем в жалобе никто из участников закупки не был отклонен от участия в аукционе.
Рассмотрев доводы заявителя, представителя уполномоченного органа, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, Комиссия пришла к следующим выводам:
В единой информационной системе в сфере закупок 02 июня 2016 года (с изменениями от 02 сентября 2016 года) было размещено извещение N0104200002116000035 о проведении электронного аукциона "Газопроводы среднего и низкого давления по ул.Северной в с.п. Шалушка Чегемского района, КБР" с начальной (максимальной) ценой контракта - 11 059 460,00 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок - 19.09.2016 09:00; дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 20.09.2016; дата проведения аукциона в электронной форме - 23.09.2016.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении электронного аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно документации, для нужд заказчика необходимо выполнить комплекс работ по объекту: Газопроводы среднего и низкого давления по ул.Северной в с.п. Шалушка Чегемского района, КБР. В составе документации в единой информационной системе размещена проектно-сметная документация.
В документации установлены требования к материалам, используемым при выполнении работ, перечень которых состоит из 159 позиций.
Так, по позициям N61, 62, 133 "битумы" установлено требование указать значения физико-химических показателей: _глубина проникновения иглы, 0,1 мм: при 250С должна быть в диапазоне уже 20-50, при 00С должен быть не менее 9. Растяжимость при 250С_ Изменение массы после подогрева, %... Водонасыщенность за 24 часа, %_
Согласно ГОСТ 9812-74 "Битумы нефтяные изоляционные. Технические условия" в зависимости от условий применения изоляционные нефтяные битумы выпускают трех марок: БНИ-IV-3, БНИ-IV и БНИ-V. Физико-химические показатели нефтяных изоляционных битумов (для каждой марки битума) определяются путем проведения испытаний.
По позициям N18, 80, 159 "болты с гайками и шайбами строительные" установлено требование указать значение показателей: _ твердость по Бринеллю, НВ_ напряжение от испытательной нагрузки, МПа_
Согласно ГОСТ 52643-2006 "Болты и гайки высокопрочные и шайбы для металлических конструкций. Общие технические условия" показатели твердости по Бринеллю, напряжение от испытательной нагрузки определяются путем проведения испытаний.
По остальным позициям заказчиком установлено требование указать показатели: _диапазон погружения глубины конуса, водоудерживающая способность смеси, условная вязкость по ВЗ-246 с соплом, твердость пленки по маятниковому прибору М-3, кислотность мг КОН/100 см3, температура начала кристаллизации, йодное число, температура размягчения по методу "кольца и шара", восстанавливаемость после снятия давления, содержание золы-уноса, предел прочности в 28 суточном возрасте.
Законодательство о контрактной системе устанавливает требования к описанию объекта закупки, и предусматривает возможность при описании объекта закупки включать в себя требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Между тем, объектом закупки в данном случае является выполнение работ, а не поставка товара. Во исполнение требований Закона о контрактной системе к описанию объекта закупки, в составе документации об аукционе в единой информационной системе размещена проектно-сметная документация, в техническом задании и проекте контракта установлены требования к выполняемым работам.
Положения документации об аукционе в отношении ряда товаров, предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели результатов испытаний, а также компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результатах испытаний и компонентного состава таких товаров.
Указанные действия заказчика нарушают пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в связи с тем, что ни одна заявка не отклонена по основанию, указанному в жалобе.
В результате внеплановой проверки, проведенной на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20.09.2016г., на участие в аукционе было подано 4 заявки, решением единой комиссии к участию в аукционе допущен один участник закупки, аукцион признан несостоявшимся.
Основанием отказа заявок с порядковыми номерами "2" и "4" в допуске к участию в электронном аукционе указано - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе: По позициям N25 и N89 "Бруски" отсутствуют предложения по обвязкам. Согласно аукционной документации требовалось "_Количество строп на пакете должно быть равно двум. Обвязки должны быть изготовлены из стальной холоднокатаной низкоуглеродистой нагартованной ленты_". Как следует из п.1.3.1 ГОСТ 19041-85 стропы и обвязки могут быть как вместе так и отдельно при пакетировании пилопродукции, что определяется заказчиком в требованиях. По данной позиции требования предусматривают наличие обоих видов средств пакетирования, при этом участником не сделано предложение о наличии обвязок. Несоответствие требованиям аукционной документации. 2. По позиции N109 "Бетон тяжелый" в заявке предлагается "Цемент марки 400, вид: ПЦ-Д5". Согласно аукционной документации требовалось: "Цемент должен быть марки не более 300, одного из следующих видов: ПЦ-Д5, ПЦ-Д0, ШПЦ". Предложенная марка цемента участника не соответствует требованиям аукционной документации.
Основанием отказа заявки с порядковым номером "5" в допуске к участию в электронном аукционе указано - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе: По позиции N71 "Электроды" в заявке предлагается "тип Э42А. Временное сопротивление разрыву 42 кгс/мм2. Относительное удлинение 18 %. Наплавленный металл без содержания азота". В соответствии с п.7 ГОСТ 10051-75 на который ссылается ГОСТ 9466-75, буква А в обозначении типа электрода (тип Э42А) означает, что наплавленный металл содержит азот. Предложение участника противоречит действующему ГОСТу, соответственно противоречит требованиям аукционной документации. 2. По позиции N109 "Бетон тяжелый" в заявке предлагается "Цемент марки 400, вид: ПЦ-Д0". Согласно аукционной документации требовалось: "Цемент должен быть марки не более 300, одного из следующих видов: ПЦ-Д5, ПЦ-Д0, ШПЦ". Предложенная марка цемента участника не соответствует требованиям аукционной документации. 3. По позиции N114 "Известь" в заявке предлагается "_ Известь по времени гашения среднегасящаяся со временем гашения 25 мин _" Согласно аукционной документации требовалось: Известь по времени гашения требуется быстрогасящаяся и среднегасящаяся со временем гашения не более 25 мин_", т.е предложена известь только среднегасящейся по времени, предложение по быстрогасящейся по времени извести отсутствует.
Частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе определено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Как указано в части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В требованиях к используемым материалам по позиции N109 "Бетон тяжелый" заказчиком установлено: ..предел прочности используемого цемента в 28 суточном возрасте должен быть : при изгибе не менее 5,4 МПа, при сжатии не менее 39,2 МПа. Цемент должен быть марки не более 300, одного из следующих видов: ПЦ-Д5, ПЦ-Д0, ШПЦ.
В требованиях к используемым материалам установлено также, что товары должны соответствовать действующим ГОСТ, в том числе, ГОСТ 10178-85.
Между тем, согласно ГОСТ 10178-85 "Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия" показатели - предел прочности цемента в 28 суточном возрасте: при изгибе не менее 5,4 МПа, при сжатии не менее 39,2 МПа соответствуют только марке цемента 400.
Таким образом, по данной позиции заказчик допустил ошибку - невозможно поставить цемент с показателями прочности - при изгибе не менее 5,4 МПа, при сжатии не менее 39,2 МПа марки не более 300.
По позиции N109 "Бетон тяжелый" в допуске к участию в аукционе отказано трем участникам закупки.
В своих заявках участники закупки указали цемент с показателями прочности - при изгибе 5,4 МПа, при сжатии 39,2 МПа марки 400, что соответствует требованиям ГОСТ, но не соответствует требованиям предусмотренными в требованиях к используемым материалам.
Участник закупки, заявка которого признана единой комиссией соответствующей требованиям документации об аукционе, указал цемент с показателями прочности - при изгибе 5,4 МПа, при сжатии 39,2 МПа марки 300.
По данной позиции участник указал показатели, не соответствующие действующему ГОСТу, и соответственно документации об аукционе в части установления требования о соответствии товаров действующим ГОСТ.
Учитывая, что в документации по данной позиции заказчиком установлены требования, не позволяющие подготовить заявку на участие в аукционе в соответствии с документацией и действующим ГОСТ, единой комиссии следовало трактовать ошибку заказчика в пользу участников закупки, и не учитывать указанную позицию.
В требованиях к используемым материалам по позициям N25 и N89 "Бруски" заказчиком установлено:.. Количество строп на пакете должно быть равно двум. Обвязки должны быть изготовлены из стальной холоднокатаной низкоуглеродистой нагартованной ленты нормальной точности изготовления_
В требованиях к используемым материалам, являющейся неотъемлемой частью документации об аукционе установлено также, что товары должны соответствовать действующим ГОСТ, в том числе, ГОСТ 19041-85.
ГОСТ 19041-85 "Транспортные пакеты и блок-пакеты пилопродукции. Пакетирование, маркировка, транспортирование и хранение" в пункте 1.3.1 предусмотрено, что для формирования пакета пилопродукции применяют многооборотные средства пакетирования (стропы) по ГОСТ 14110-80 и (или) одноразовые средства пакетирования (обвязки).
Из документации следует, что пиломатериалы должны быть пакетированы как стропами, как обвязками, так и стропами и обвязками одновременно. Указание, что пиломатериалы должны быть пакетированы только стропами и обвязками одновременно, в документации отсутствует.
Таким образом, предложения участников закупки по позициям "Бруски" предложивших к поставке бруски пакетированные только стропами, как и пакетированные и стропами и обвязками соответствуют требованиям и действующему ГОСТ и соответственно документации об аукционе.
Между тем, единая комиссия по позициям "Бруски" отказала в допуске к участию в аукционе участникам закупки с номерами заявок "2" и "4", предложивших бруски пакетированные стропами.
Учитывая изложенное, решение единой комиссии об отказе в допуске к участию в аукционе участникам закупки с номерами заявок "2" и "4", признается Комиссией неправомерным.
В ходе анализа заявок участников закупки было установлено, что участник закупки с номером заявки "5" по позиции N71 "Электроды" предложил к поставке электроды для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей тип Э42А, при этом указал, что наплавленный металл без содержания азота.
Согласно ГОСТ 10051-75 "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой наплавки поверхностных слоев с особыми свойствами. Типы" буква "А" в обозначении типа электрода означает содержание азота в наплавленном металле.
По позиции N114 "Известь" участник предложил к поставке известь среднегасящуюся со временем гашения 25 мин, тогда как в документации требовалась быстрогасящаяся и среднегасящаяся известь.
Учитывая изложенное, решение единой комиссии об отказе в допуске к участию в аукционе участнику закупки с номером заявки "5", заявка которого не соответствует требованиям документации об аукционе, признается Комиссией правомерным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 105, 106 Закона о контрактной системе, а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Тетра" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях единой комиссии уполномоченного органа нарушение частей 1, 3, 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, уполномоченному органу, единой комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела N05-185/16 соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 23 сентября 2016 г. N 05-185-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2016