Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Яковлевой Е.Н. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России ; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "ПроТифло" на действия заказчика при проведении запроса котировок на поставку специальных технических средств по государственной программе Челябинской области "Доступная среда" на 2016-2020 гг. (изв. N 0369200012316000004) в присутствии:
- представителя ГБОУ ВО "ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского" (далее - заказчик), действующего на основании доверенности N ОПО-2016/09/23 от 23.09.2016;
- представителя ООО "ПроТифло" (далее - Общество, заявитель), действующего на основании доверенности N 23/Ф от 23.09.2016,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 20.09.2016 поступила жалоба ООО "ПроТифло" на действия заказчика при проведении запроса котировок на поставку специальных технических средств по государственной программе Челябинской области "Доступная среда" на 2016-2020 гг. (изв. N 0369200012316000004) (далее - закупка).
Согласно представленным документам, заказчик 12.09.2016 года объявил о проведении запроса котировок на поставку специальных технических средств по государственной программе Челябинской области "Доступная среда" на 2016-2020 гг. путем опубликования на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru извещения N 0369200012316000004 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 352 000 рублей 00 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 21.09.2016 в 14:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
1. В соответствии с пунктами 1, 3 части 2 технического задания заказчику требуются система информационная для слабослышащих переносная (портативная) "Исток" серии А, аккумулятор LIR14500. По мнению заявителя, заказчиком в отношении данных товаров указаны товарные знаки. Отсутствие возможности поставки эквивалентного товара может привести к ограничению количества участников закупки.
2. Заказчиком в пункте 3 части 2 технического задания установлено, что радиус действия радиомикрофона "Сонет-РСМ" должен составлять не более 80 м. Как считает заявитель, данное требование является необоснованным и может ограничить количество участников закупки.
Кроме того, исходя из содержания пункта 3 части 2 технического задания, следует, что габаритные размеры приемника, передатчика должны быть не более 59Х72Х24 мм. Указанные требования относятся к двум различным устройствам и их объединение является необоснованным.
Установление заказчиком в техническом задании требований к габаритам зарядного устройства радиоприемника "Сонет-РСМ" также необоснованно, поскольку данные требования относятся не к устройству в целом, а к его комплектующей части. Указанное обстоятельство может стать причиной ограничения количества участников закупки.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили следующее.
Извещение о проведении запроса котировок сформировано в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе, а также с учетом потребности образовательного учреждения.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта).
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно включать в себя краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Извещение об осуществлении закупки является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Предметом настоящей закупки является поставка специальных технических средств по государственной программе Челябинской области "Доступная среда" на 2016-2020 гг. В приложении N 2 к извещению о проведении запроса котировок содержится наименование и описание объекта закупки.
N п/п |
Наименование товара |
Функциональные, технические и качественные характеристики товара |
Технические характеристики | ||
1 |
2 |
3 |
1 |
Портативная информационная индукционная система |
Система информационная для слабослышащих переносная (портативная) "Исток" серии А |
3 |
РАДИОМИКРОФОН "Сонет-РСМ" (или эквивалент) |
Радиомикрофон "Сонет-РСМ" (или эквивалент) коллективного или индивидуального использования предназначен для реабилитация лиц с нарушенными функциями слуха и речи, а также для улучшения восприятия речи в обстановке, где расстояние и уровень фонового шума делают затруднительным общение между собеседниками. Радиус действия устройства в условиях прямой видимости не менее 30 м и не более 80 м. Питание приёмников и передатчиков должно осуществляться от одного литий-ионного (Li-Ion) аккумулятора LIR14500 Габаритные размеры приёмника, передатчика - не более 59Х72Х24 мм. Габаритные размеры зарядного устройства - не более 320Х158Х245 мм. |
По мнению представителя ООО "ПроТифло", заказчиком в отношении портативной информационной индукционной системы, аккумулятора указаны товарные знаки. При этом отсутствие возможности поставки эквивалентного товара может привести к ограничению количества участников закупки. Требование заказчика о том, что радиус действия радиомикрофона "Сонет-РСМ" должен составлять не более 80 м является необоснованным, поскольку не позволяет участникам предложить товар с улучшенными характеристиками. Предусмотренные заказчиком показатели габаритных размеров приемника, передатчика относятся к двум различным устройствам и их объединение является необоснованным. Установление заказчиком требований к габаритам зарядного устройства радиоприемника "Сонет-РСМ" также необоснованно, поскольку данные требования относятся не к устройству в целом, а к его комплектующей части. Указанное обстоятельство может стать причиной ограничения количества участников закупки.
Исследовав все обстоятельства дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, заявителем не представлены документы, подтверждающие факт того, что указанные заказчиком в отношении портативной информационной индукционной системы, аккумулятора обозначения "Исток", "LIR14500" являются зарегистрированными товарными знаками. Также в материалах дела отсутствует какая-либо информация о производителях данных товаров.
Кроме того, представителем ООО "ПроТифло" документально не доказан факт отсутствия компаний, осуществляющих производство и выпуск радиомикрофонов с радиусом действия не более 80 м. Какие-либо документы, свидетельствующие о том, что приемник и передатчик являются различными устройствами, заявителем в материалы дела не представлено. Также представитель Общества не обосновал, каким образом объединение требований к габаритным размерам приемника, передатчика устройства влияет на количество участников закупки. Доказательств факта невозможности поставки компаниями зарядного устройства к радиоприемнику заявителем на рассмотрение Комиссии Челябинского УФАС России не представлено.
С учетом изложенного, антимонопольный орган приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в жалобе заявителя, являются необоснованными, в связи с недоказанностью.
Вместе с тем, рассмотрев приложение N 2 к извещению о проведении запроса котировок, содержащее наименование и характеристики закупаемого товара, Комиссия Челябинского УФАС России усматривает следующие нарушения в действиях заказчика.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе указание в описании объекта закупки слов "или эквивалент" допускается только в том случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. В данном случае, заказчиком предусмотрено заключение контракта на поставку товара. Следовательно, использование в отношении товара с наименованием "Радиомикрофон "Сонет-РСМ" слова "или эквивалент" не допускается.
Более того, в пункте 4 части 2 технического задания предусмотрена обязанность участника закупки выполнить монтажные работы, установку оборудования в соответствии со СНиП.
Однако, исходя из содержания пункта 4 части 2 приложения N 2, не представляется возможным установить конкретный СНиП, в соответствии с которым участник должен выполнить монтажные работы и установку оборудования, предусмотренного техническим заданием.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении заказчиком пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
2. В нарушение пунктов 3 - 5, 7, 9, 10 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении о проведении запроса котировок, сформированном в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, не установлены единые требования к участникам закупки.
3. Исходя из содержания извещения о проведении запроса котировок, заказчиком в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Вместе с тем, в нарушение части 3 статьи 30, пункта 2 части 1, пункта 5 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении о проведении запроса котировок не предусмотрено требование о предоставлении участниками в составе заявки декларации о принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
4. В нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении о проведении запроса котировок, пункте 5.1 проекта контракта указана противоречивая информация в части сроков поставки товара. Так, в извещении установлено, что срок исполнения отдельных этапов контракта исчисляется с момента заключения контракта до 31.12.2016 г. Периодичность поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) - с момента заключения контракта до 31.12.2016 г. Тогда как, согласно пункту 5.1 проекта контракта предусмотрен иной срок поставки товара, осуществления монтажных работ и установки оборудования, а именно в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты заключения контракта.
Следует отметить, что указанное обстоятельство может привести к заключению контракта не на условиях извещения о проведении запроса котировок и нарушению части 1 статьи 34, части 14 статьи 78 Закона о контрактной системе.
5. В нарушение частей 4, 6.1. статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком в проекте контракта не предусмотрено условие о предоставлении отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществлении списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
6. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта).
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно включать в себя краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 34, части 14 статьи 78 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
В пункте 1.2 проекта контракта указано, что поставщик принимает на себя обязательство поставить в обусловленный контрактом срок заказчику специальные технические средства, соответствующие техническим регламентам, нормам и правилам, действующим в Российской Федерации, в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту) и с Техническим заданием (Приложение N 2 к Контракту), а заказчик обязуется оплатить цену за принятый и установленный Товар в размере, предусмотренном контрактом.
Вместе с тем, заказчиком в приложение N 1 к контракту не включены значения неизменяемых показателей оборудования из технического задания. С учетом того, что неизменные показатели товара изменяться при заключении договора не могут, на данные условия участник дает свое согласие поставить товар в соответствии с требованиями извещения о закупке. Отсутствие в приложении N 1 неизменяемых показателей товара свидетельствует о неопределенности условий контракта и может привести к нарушению порядка заключения контракта, предусмотренного частью 1 статьи 34, частью 14 статьи 78 Закона о контрактной системе, либо к заключению контракта не на условиях извещения о закупке. Аналогичные выводы подтверждаются решением Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-8976/2014.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о нарушении заказчиком пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в части неопределения в приложении N 1 к проекту контракта предмета контракта в соответствии с извещением о проведении запроса котировок.
Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "ПроТифло" на действия заказчика при проведении запроса котировок на поставку специальных технических средств по государственной программе Челябинской области "Доступная среда" на 2016-2020 гг. (изв. N 0369200012316000004) необоснованными, в связи с недоказанностью.
2. Признать в действиях заказчика нарушения части 3 статьи 30, пунктов 3 - 5, 7, 9, 10 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, частей 4, 6.1. статьи 34, пункта 2 статьи 42, пунктов 1, 2 части 1, пункта 5 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, котировочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Е.Н. Яковлева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 26 сентября 2016 г. N 701-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2016