Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Яныбаевой А.Ф. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Сети и Сервис" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по углублению водопровода по ул. Пионерская п. Трубный Сосновского муниципального района Челябинской области (извещение N 0169300005016000257) в присутствии:
- представителя ООО "Сети и Сервис", действующего на основании доверенности б/н от 27.09.2016;
- представителей Администрации Алишевского сельского поселения, действующих на основании доверенностей б/н от 28.09.2016;
- представителя Администрации Сосновского муниципального района, действующего на основании доверенности б/н от 16.05.2016.
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 22.09.2016 поступила жалоба ООО "Сети и Сервис" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по углублению водопровода по ул. Пионерская п. Трубный Сосновского муниципального района Челябинской области (извещение N 0169300005016000257) (далее - Аукцион, Закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано Администрацией Сосновского муниципального района на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 05.09.2016 в 10:03.
Начальная (максимальная) цена контракта на углубление водопровода по ул. Пионерская п. Трубный - 1 425 835,81 рублей.
Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0169300005016000257 от 16.09.2016.
Протокол подведения итогов электронного аукциона N 0169300005016000257 от 23.09.2016.
На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.
Согласно доводам жалобы, аукционной комиссией неправомерно отказано в допуске к участию в Аукционе заявке участника с порядковым номером 3. Участник в своей заявке по позиции "Разрыхление скальных грунтов шпуровыми зарядами" не указал страну происхождения товара, поскольку по мнению участника закупки данная позиция не является товаром, а характеризует выполнение определенного действия.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились и пояснили, что аукционная комиссия правомерно отказала в допуске к участию в аукционе заявке участника с порядковым номером 3, поскольку участником закупки не указана страна происхождения товара по позиции "Разрыхление скальных грунтов шпуровыми зарядами".
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе (часть 3 статьи 67 Закона о контрактной системе).
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0169300005016000257 от 16.09.2016 участнику закупки с порядковым номером заявки 3 отказано в допуске к участию в электронном аукционе по причине несоответствия заявки участника требования документации об аукционе. В обосновании причин отклонения указано: в представленной участником закупки первой части заявки не содержится информация о стране происхождения товара, используемого при выполнении работ (по позиции "Разрыхление скальных грунтов шпуровыми зарядами"). Нарушены требования раздела 12 части I Информационной карты аукциона. Основание для решения: пункт 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Раздел 12 части I Информационной карты содержит требования к содержанию первой части заявки участника, инструкцию по заполнению заявки. Так, первая часть заявки на участие в электронном аукционе на выполнение работ должна содержать следующую информацию: согласие участника такого аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Как следует из инструкции по заполнению заявки участник закупки в первой части заявки указывает: товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии). Не указание вышеуказанных сведений будет свидетельствовать об их отсутствии;
- наименование страны происхождения товара.
При этом страна происхождения указывается по каждой позиции (если несколько товаров). Допускается указание, что содержащаяся в заявке страна происхождения используемого товара относится ко всем товарам, предлагаемым участником, но только в случае, если такая страна заявлена, как единственная (не допускается, к примеру, указание, что страной происхождения товара является Россия, Китай, Индия, в результате чего будет непонятно в отношении какой позиции указана страна), либо прописывается перечень позиций товаров, в отношении которых указана та или иная страна (к примеру, страной происхождения товара по позициям 1-3, 5 таблицы является Китай и т.п.).
Техническое задание, являющееся Приложением N 1 к документации об аукционе, Приложение N 1 к контракту, содержит пункт 1.2 Требования к товару, используемому при выполнении работ. Позиция Разрыхление скальных грунтов шпуровыми зарядами содержит:
Наименование товара |
Функциональные, технические и качественные характеристики товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
||
Показатель (наименование характеристики) |
значение |
||||
Максимальные и (или) минимальные показатели объекта закупки (!!! Указываются участником в соответствии с инструкцией в п. 12 Информационной карты документации. Часть 1) |
Показатели, которые не могут изменяться (!!! Участником указываются показатели в неизменном виде*) |
||||
Разрыхление скальных грунтов шпуровыми зарядами |
Назначение: |
|
Разработка грунта в строительстве при небольшой мощности взрываемого слоя пород (группа грунтов: 6-7) |
м3 |
615 |
Скорость колебания грунта см/c |
Не более 3 |
|
|||
Уровень шума дБ |
Не более 85 |
|
Участник закупки в своей заявке указал:
Наименование товара |
Функциональные, технические и качественные характеристики товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
Страна происхождения |
||
|
значение |
|||||
Показатель (наименование характеристики) |
Максимальные и (или) минимальные показатели объекта закупки |
Показатели, которые не могут изменяться |
||||
Разрыхление скальных грунтов шпуровыми зарядами |
Назначение: |
|
Разработка грунта в строительстве при небольшой мощности взрываемого слоя пород (группа грунтов: 6-7) |
м3 |
615 |
|
Скорость колебания грунта см/c |
3 |
|
||||
Уровень шума дБ |
85 |
|
Таким образом, действия аукционной комиссии соответствуют требованиям части 1, пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе. Заявке участника с порядковым номером 3 отказано в допуске к участию в Аукционе правомерно.
При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
1.1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с техническим заданием позиция "Разрыхление скальных грунтов шпуровыми зарядами" имеет такие характеристики, как скорость колебания грунта см/c - не более 3; уровень шума дБ - не более 85.
Как следует из Электронной версии "Горной энциклопедии", которая была издана издательством БСЭ в 1984-1990 годах. Доступна с сайта http://www.mining-enc.ru/, ШПУРОВОЙ ЗАРЯД (а. borehole charge, blasthole charge; н. Воhrlochladung; ф. charge de trou; и. carga de barreno, carga de agujero, carga de pozo de explosion) - удлинённый заряд взрывчатых веществ, размещённый в шпуре вместе со средством его инициирования.
Как пояснил заявитель, заказчиком некорректно обозначена позиция технического задания "Разрыхление скальных грунтов шпуровыми зарядами" как наименование товара. Шпуровый заряд не может являться товаром в рассматриваемой закупке, поскольку объектом аукциона является выполнение работ по углублению водопровода по ул. Пионерская п. Трубный Сосновского муниципального района Челябинской области. Само по себе действие "разрыхление" также не может являться товаром, к тому же такие характеристики, как скорость колебания грунта и уровень шума относятся, по мнению заявителя, к деятельности применения шпурового заряда. Поэтому участник закупки с порядковым номером 3 не указал в своей заявке страну происхождения по позиции "Разрыхление скальных грунтов шпуровыми зарядами", за что ему и было отказано в допуске к участию в аукционе.
Таким образом, составленное заказчиком Техническое задание, не обеспечивающее объективный характер описания объекта закупки в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, повлекло за собой действия аукционной комиссии по отказу в допуске заявителю.
1.2. Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, обозначения, терминологию, касающуюся технических и функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, которые предусмотрены техническими регламентами и документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации.
Таким образом, из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что условия исполнения контракта в части предоставления исполнителем документов, подтверждающих качество и безопасность товара, возлагают на заказчика обязанность указать в документации об аукционе, в том числе проекте контракта, исчерпывающий перечень таких документов, предусмотренных действующим законодательством.
Согласно пункту 2.2.4. Проекта контракта используемые строительные материалы, комплектующие, конструктивные элементы должны соответствовать ГОСТам, техническим условиям и другим нормативным документам, установленным законодательством РФ; используемые строительные материалы, комплектующие, конструктивные элементы должны быть новыми ранее не используемыми, разрешенными для применения (использования) на территории Российской Федерации, иметь все документы установленные законодательством, в том числе удостоверяющие их происхождение, безопасность и качество; соблюдение условий охраны труда и техники безопасности при выполнении работ; соблюдение правил противопожарной безопасности и экологических норм в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, из положений документации об аукционе, проекта контракта не представляется возможным установить, каким ГОСТ, техническим условиям, нормативным документам должны соответствовать используемые строительные материалы, комплектующие, конструктивные элементы, заказчиком не обеспечен объективный характер описания объекта закупки в нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц (часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе).
В силу части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Пунктом 7.6 проекта контракта установлено, что в случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения Контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по Контракту, Подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента, когда такое обеспечение перестало действовать, предоставить Заказчику новое надлежащее обеспечение исполнения Контракта на тех же условиях и в том же размере, что указаны в данном разделе Муниципального контракта.
Таким образом, Закон не предусматривает обязанности поставщика предоставлять новое обеспечение на стадии исполнения контракта. Следовательно, Заказчиком нарушены части 4, 7 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сети и Сервис" на действия аукционной комиссии необоснованной.
2. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, частей 4, 7 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии А.Ф. Яныбаева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 28 сентября 2016 г. N 711-ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2016