Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии - Камакиной Т.Н. - заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Астраханского УФАС России (Управление);
членов Комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Мухамбаевой А.С. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в отсутствие представителя ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель), в присутствии представителя ГКУ АО "Управление по капитальному хозяйству Астраханской области" (далее - ГБУЗ АО "УКС АО", Заказчик) (юридический адрес: 414040, г.Астрахань, ул.Раскольникова,10в) Кораблина В.В. (доверенность от 02.08.2016 N05-04/695),
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" (450010, Башкортостан, г.Уфа, ул.Летчиков,6, оф.14,15) на положения документации об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на выполнение работ по завершению строительства объекта: "Трехэтажный 36 - квартирный жилой дом в мкр. 70 лет ВЛКСМ с. Черный Яр Черноярского района Астраханской области (корректировка)" (номер извещения: 0325200006716000005), на основании статей 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 14.09.2016 поступила жалоба ООО "Стройинвест" на положения документации об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на выполнение работ по завершению строительства объекта: "Трехэтажный 36 - квартирный жилой дом в мкр. 70 лет ВЛКСМ с. Черный Яр Черноярского района Астраханской области (корректировка)" (номер извещения: 0325200006716000005) (далее - аукционная документация).
Заявитель полагает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Уведомлением Астраханского УФАС России от 15.09.2016 представители ООО "Стройинвест" и ГКУ АО "Управление по капитальному хозяйству Астраханской области" были приглашены в Управление на рассмотрение жалобы Заявителя на положения аукционной документации Заказчика 20.09.2016 в 11 час. 00 мин. В назначенное время явился только представитель Заказчика.
Изучив документы, полученные в ходе рассмотрения жалобы, и выслушав мнение представителя Заказчика, Комиссия установила, что 30.08.2016 на официальном сайте единой информационной системы - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0325200006716000005 (далее - электронный аукцион) и документация об этом аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 40 151 290 руб.
1. Заявитель считает, что в нарушение положений Закона о контрактной системе установленное Заказчиком в пункте 1.2 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации (далее - Проект контракта), требование об обязательном привлечении субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций не содержится в извещении о проведении данной закупки.
Проанализировав вышеуказанное извещение, аукционную документацию, в том числе и Проект контракта, Комиссия не может согласиться с доводами Заявителя ввиду следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
Исходя из положений части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информация, указанная в извещении о проведении электронного аукциона, должна содержаться в документации об этом аукционе.
Как следует из материалов жалобы, извещение о проведении электронного аукциона, также как и аукционная документация (пункт 9.1 Части II "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации), в том числе Проект контракта (пункт 5.1.18), содержит условие о предоставлении преимуществ участникам, привлекающим субъекты малого предпринимательства либо социально ориентированные некоммерческие организации в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта.
Таким образом, данный довод Заявителя не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
2. Заявитель утверждает, что в нарушение части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе Проект контракта не содержит условие о конкретной гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Однако материалы дела свидетельствуют об обратном, а именно: пунктом 11.2.1 Проекта контракта предусмотрена ответственность подрядчика за неисполнение условия, содержащегося в пункте 5.1.18 Проекта контракта, а именно: Заказчик требует уплаты штрафа:
- в размере 10 процентов от цены Контракта в случае, если цена Контракта не превышает 3 млн. рублей;
- в размере 5 процента от цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от 3 млн. руб. до 50 млн. руб.;
- в размере 1 процента от цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей.
3. Заявитель считает, что Заказчик нарушил положение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, не включив в аукционную документацию информацию о дате окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В пункте 11.2 Части II "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации Заказчик установил, что разъяснения положений документации об электронном аукционе предоставляются по запросам, поступившим в период с 30 августа 2016 по 11 сентября 2016 г.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Вместе с тем, в аукционной документации отсутствует дата окончания предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе (срок направления запросов к такой информации не относится).
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении заказчиком пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
4. Довод Заявителя о том, что Заказчик в проекте контракта должен был установить условие отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней), отклоняется Комиссией.
В соответствии с части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 N190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" установлено, что заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 или 2016 годах исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика включать вышеуказанное условие в проект контракта.
5. Также Комиссия отклоняет довод Заявителя о том, что Заказчик не имел право требовать от участников закупки предоставление в своей заявке конкретных показателей электродов, так как электроды не являются составной частью объекта закупки, по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В данном случае электроды являются составной частью объекта закупки, поскольку должны использоваться при выполнении работ.
6. Заявитель полагает, что Заказчик неправомерно упоминает налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в пункте 2.1 Проекта контракта, при этом не учитывая то, что победителем данной закупки может стать участник закупки, применяющий упрощенную систему налогообложения (далее - УСНО).
Между тем, Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Письмами Министерства экономического развития РФ от 14.11.2011 NД28-565, от 25.11.2011 NД28-618 разъяснено, что любой участник размещения закупки, в том числе тот, который применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в торгах; контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применяемой последним системы налогообложения; сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ, должна быть уплачена победителю торгов в установленном контрактом размере.
Применение победителем аукциона упрощенной системы налогообложения не влечет изменения условий контракта, корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим УСНО, при проведении торгов, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником размещения заказа не допускается.
Согласно Письму ФАС России от 06.10.2011 NАЦ/39173 установленная в контракте стоимость оплаты выполнения работ является обязательством заказчика оплатить контракт в установленном размере при надлежащем его исполнении.
Контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применяемой последним системы налогообложения. Сумма НДС является прибылью победителя торгов, не являющего плательщиком такого налога.
Таким образом, участник закупки, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе не составлять счета-фактуры с учетом НДС, не уплачивать его в бюджет, в связи с чем условия проекта контракта, на которые ссылается Заявитель, не нарушают прав участников закупки и требования Закона о контрактной системе.
Данная правовая позиция подтверждается судебной практикой (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2015 N 11АП-12115/2015 по делу N А65-6083/2015).
Кроме того, по результатам внеплановой проверки Комиссией установлено, что на участие в электронном аукционе было подано 2 заявки, зарегистрированные под номерами 2 и 3. Участнику закупки, заявка которого зарегистрирована под номером 3 было отказано в допуске к участию в электронном аукционе. Участник закупки, заявка которого зарегистрирована под номером 2, был допущен к участию в электронном аукционе (протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 19.09.2016 N0325200006716000005-1).
Проанализировав все вышеуказанные заявки участников закупки, Комиссия установила, что первая часть заявки под номером 2 не соответствовала требованиям, установленным аукционной документацией и частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, ввиду следующего.
Как следует из раздела 1 "Требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ по завершению строительства объекта: "Трехэтажный 36-квартирный жилой дом в мкр. 70 лет ВЛКСМ с. Черный Яр Черноярского района Астраханской области (корректировка)" Технической части аукционной документации (далее - Техническая часть), Заказчик установил требования к товарам, используемым при выполнении вышеуказанных работ:
- позиция 234 "Кран шаровой муфтовый PN20, диаметром 20 мм, давлением не менее 1,0 МПа";
- позиция 236 "Труба из полипропилена PN 20/20. Давлением не менее 1,0 МПа".
Согласно пункту 2 "ГОСТ 356-80 (СТ СЭВ 253-76). Государственный стандарт Союза ССР. Арматура и детали трубопроводов. Давления номинальные, пробные и рабочие. Ряды" (далее - ГОСТ 356-80) под номинальным давлением (PN) следует понимать наибольшее избыточное давление при температуре среды 293 К (20 °C), при котором допустима длительная работа арматуры и деталей трубопровода, имеющих заданные размеры, обоснованные расчетом на прочность при выбранных материалах и характеристиках их прочности, соответствующих температуре 293 К (20 °C).
Участник закупки, заявка которого зарегистрирована под номером 2, указал в своей заявке следующие показатели товаров:
- позиция 234 "Кран шаровой муфтовый PN20, диаметром 20 мм, давлением 1,0 МПа";
- позиция 236 "Труба из полипропилена PN 20/20. Давлением 1,0 МПа".
При описании данных материалов участник закупки, с одной стороны, включил в описание обозначение "PN20", означающее условное давление, равное 20 кгс/см, что составляет 2 МПа, а с другой стороны, указал, что давление будет составлять 1 МПа. Таким образом, не представляется возможным определить, какое именно давление характеризует предложенные участником закупки материалы, поскольку одно из значений давления является недостоверным.
При таких обстоятельствах аукционной комиссии надлежало отказать участнику закупки, заявка которого зарегистрирована под номером 2, в допуске к участию в электронном аукционе.
Таким образом, действия аукционной комиссии, выразившиеся в допуске участника закупки, подавшего заявку под номером 2, к участию в электронном аукционе при рассмотрении первых частей заявок, нарушают пункт 1 и 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП.
Кроме того, Комиссия отмечает, что аукционной комиссией правомерно было отказано участнику закупки с заявкой под номером 3 в допуске к участию в электронном аукционе при рассмотрении первых частей заявок по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 19.09.2016 N0325200006716000005-1.
Также Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи Заказчику и аукционной комиссии предписания, поскольку выявленные по итогам рассмотрения данной жалобы и проведения внеплановой проверки нарушения Закона о контрактной системе повлияли на результаты определения подрядчика при проведении электронного аукциона.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на положения аукционной документации государственного заказчика - ГКУ АО "Управление по капитальному хозяйству Астраханской области" об электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение работ по завершению строительства объекта: "Два трехэтажных жилых дома по ул.Пушкина в с.Енотаевка Енотаевского района Астраханской области" (номер извещения: 0325200006716000005) обоснованной в части.
2. Признать ГКУ АО "Управление по капитальному хозяйству Астраханской области", нарушившим пункт 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а аукционную комиссию - нарушившей пункт 1 и 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по завершению строительства объекта: "Два трехэтажных жилых дома по ул.Пушкина в с.Енотаевка Енотаевского района Астраханской области" (номер извещения: 0325200006716000005).
3. Выдать ГКУ АО "Управление по капитальному хозяйству Астраханской области", аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Т.Н.Камакина
Члены комиссии: М.В. Литвинов
А.С. Мухамбаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 20 сентября 2016 г. N 250-РЗ-04-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2016