Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председатель комиссии
Меркулов Н.С. - руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханского УФАС России, Управление);
члены комиссии:
Литвинов М.В. - начальник отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Мухамбаева А.С. - специалист-эксперт отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в отсутствие представителя заявителя - ООО "КРУСТ" (надлежащим образом уведомлено), в присутствии представителей государственного заказчика Государственного учреждения - Астраханское региональное отделение Фонда Социального Страхования Российской Федерации (далее - ФСС) Мухамбеталиевой А.А. (доверенность от 04.07.2016 N32), Егоровой С.Ю. (доверенность от 11.02.2016 N 2) рассмотрев жалобу ООО "КРУСТ" (адрес: 620100, г. Екатеринбург, ул. Луначарского, д. 221, оф. 2), на действия государственного заказчика Государственное учреждение - Астраханское региональное отделение Фонда Социального Страхования Российской Федерации (адрес: 414040, г. Астрахань, ул. Академика Королева, д. 46) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку оборудования для создания доступной среды в Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, ул. Академика Королева, 46 (номер извещения: 0225100000116000248), на основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 14.09.2016 поступила жалоба ООО "КРУСТ" на действия государственного заказчика Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда Социального Страхования Российской Федерации при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку оборудования для создания доступной среды в Государственном учреждении - Астраханском региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, ул. Академика Королева, 46 (номер извещения: 0225100000116000248) (далее также - аукцион), в которой сообщалось, что аукционная документация на поставку оборудования для создания доступной среды в Государственном учреждении - Астраханском региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, ул. Академика Королева, 46 (далее - аукционная документация) не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
20.09.2016 Комиссией в составе председателя комиссии Камакиной Т.Н. - заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Управления; членов комиссии: Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти; Федотова А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы, был объявлен перерыв в рассмотрении дела до 14:45 21.09.2016, после перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в следующем составе: председатель комиссии Меркулов Н.С. - руководитель Астраханского УФАС России; члены комиссии: Литвинов М.В. - начальник отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти; Мухамбаева А.С. - специалист-эксперт отдела товарных рынков и естественных монополий Управления, в отсутствие представителя ООО "КРУСТ", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в присутствии представителей государственного заказчика Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда Социального Страхования Российской Федерации (далее - ФСС) Мухамбеталиевой А.А. (доверенность от 04.07.2016 N32), Егоровой С.Ю. (доверенность от 11.02.2016 N 2).
Комиссия, изучив документы, составленные в ходе проведения аукциона, заслушав позицию представителя Заказчика, установила, что 26.08.2016 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении аукциона и документация о нем, в которые в последующем вносились изменения (последнее из них внесено 07.09.2016).
Проверив размещенную информацию и документы на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия приходит к следующим выводам.
1) В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч. 4 ст. 65 в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
05.09.2016 Заказчику поступил запрос на разъяснения аукционной документации, а именно: "Тактильный индикатор (конус противоскользящий) и индикатор (направляющая полоса). Материал: Латунь. Предъявляя требования к материалу, фактически ограничивает количество участников, которые могут предложить к поставке более износостойкий материал, например, сталь или алюминий. Прошу расширить возможные материалы применения, дополнив материалами алюминий и сталь".
07.09.2016 Заказчиком на вышеуказанный запрос даны следующие разъяснения: "Государственное учреждение - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в ответ на запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе по определению поставщика для заключения государственного контракта на поставку оборудования для создания доступной среды в Государственном учреждении - Астраханском региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, ул. Академика Королева, 46 поясняет следующее: техническое задание составлено в соответствии с потребностями Заказчика и не ограничивает количество участников электронного аукциона".
При даче разъяснений Заказчиком не был указан предмет запроса, что нарушает требования установленные в ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
2) В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации об аукционе объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер; в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Однако Заказчик, описывая материалы, использование которых необходимо для выполнения работ, установил требования к показателям технологии производства.
Так, п. 13 технического задания аукционной документации "Тактильные наклейки на поручни" содержит требование к показателям технологии производства, а именно: "Количество полимеризованных слоев определяют высоту тактильного изображения не менее 0.8. Высота подъема тактильного слоя над поверхностью не менее 0,8 мм".
Установление обязанности участника закупки указывать в заявке показатели товара, относящиеся не к показателям самого товара, а к его составным частям, химическим показателям составных частей товара, к результатам испытаний товара и другим физико-химическим свойствам, показателям технологии производства которые не могут быть известны участнику закупки, ограничивает количество участников закупки, создает дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влечет формальные отклонения заявок, поскольку участник закупки не обязан иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, а также являться производителем товара, чтобы обладать информацией о результатах испытаний товара и химических составляющих товара, которые используются при его изготовлении, о технологии изготовления.
Указанные требования к товарам ограничивают количество участников закупки, создают дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влекут формальные отклонения заявок.
Избыточные требования установлены Заказчиком при описании и других материалов, например в п. 14 технического задания аукционной документации "Наклейки на кнопки лифте" указано: "Количество полимеризованных слоев определяют высоту тактильного изображения не менее 0.8. Высота подъема тактильного слоя над поверхностью не менее 0,8 мм".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что установление в документации о закупке требований к описанию участниками закупок в составе заявок на участие в закупке конкретных показателей технологии производства товара является нарушением п.2 ч.1 ст.64 и ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе и ограничивает количество участников закупки.
Предметом аукциона является поставка оборудования для создания доступной среды в Государственном учреждении - Астраханском региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, ул. Академика Королева, 46 , а не изготовление определенной партии конкретного товара.
Доказательства того, что у Заказчика не имелось иного способа описания объекта закупки, которое обеспечивало бы более точное и четкое (более объективное) понятие его характеристик, в материалы дела не были представлены. Аукционная документация не содержит обоснование необходимости использования рассматриваемых показателей.
3) В п. 1 технического задания аукционной документации "Мнемосхема (тактильное рельефное табло направлений перемещения инвалидов по зданию с информацией о помещениях)" указано: "Отрисовка мнемосхемы согласно представленного плана", однако, аукционная документация не содержит вышеуказанный план.
В п. 3 технического задания аукционной документации "Информационные таблички (тактильные таблички возле ручки двери)", а в п. 10 технического задания аукционной документации "Таблички на кабинеты по Брайлю" указано: "Текстовая информация (номер и наименование помещения) должна передаваться исполнителю в электронном виде сразу же после заключения договора; дизайн проекта предоставляется на согласование Заказчику не позднее чем через 10 дней с момента передачи исполнителю текстового материала".
Таким образом, у участников закупки отсутствует возможность до подачи заявок ознакомится с полным объемом работ, определить степень их сложности и рассчитать временные затраты на выполнение работ.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт.
Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе , должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик, не включив в аукционную документацию план мнемосхемы, а также не указав текстовую информацию, которая должна содержатся на информационных табличках и на табличках на кабинеты по Брайлю, нарушил ч. 1 и 2 ст. 33 Закона о контрактной системе
Таким образом, Комиссия соглашается с доводами Заявителя о том, что в рассматриваемом случае описание объекта закупки не может являться полным и объективным.
Вышеуказанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Поскольку допущенное Заказчиком нарушение не позволяет аукционной комиссии правильно определить победителя закупки, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанного нарушения.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КРУСТ" на действия государственного заказчика Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда Социального Страхования Российской Федерации при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку оборудования для создания доступной среды в Государственном учреждении - Астраханском региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, ул. Академика Королева, 46 (номер извещения: 0225100000116000248) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика Государственное учреждение - Астраханское региональное отделение Фонда Социального Страхования Российской Федерации нарушившим ч. 1, ч.2 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку оборудования для создания доступной среды в Государственном учреждении - Астраханском региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, ул. Академика Королева, 46 (номер извещения: 0225100000116000248).
3. Выдать государственному заказчику Государственному учреждению - Астраханскому региональному отделению Фонда Социального Страхования Российской Федерации предписание об устранении допущенного нарушения.
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С. Меркулов
Члены комиссии: М.В. Литвинов
А.С. Мухамбаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 21 сентября 2016 г. N 253-РЗ-04-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.09.2016