Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок за счёт средств государственного оборонного заказа в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Кирьякова С.Е. |
- |
член комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
- Балабина Н.В. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
рассмотрев жалобу Сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытового кооператива "Молочный дом" (далее - СПССК "Молочный дом", заявитель) на действия единой комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан (далее также - единая комиссия) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку товара для обеспечения государственных нужд в рамках государственного оборонного заказа,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба СПССК "Молочный дом" на действия единой комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку молока не менее 2,5% жирности в рамках государственного оборонного заказа, номер извещения 0101100000116000134 (далее по тексту - электронный аукцион).
По мнению заявителя, единая комиссия заказчика при проведении электронного аукциона неправомерно признала заявку заявителя не соответствующей аукционной документации, что не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
Представители СПССК "Молочный дом" и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан на заседании комиссии Нижегородского УФАС России не присутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок за счёт средств государственного оборонного заказа, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, пришла к следующим выводам.
1) 15.08.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке www.roseltorg.ru размещены извещение об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку молока не менее 2,5% жирности в рамках государственного оборонного заказа, номер извещения 0101100000116000134, и документация об электронном аукционе.
Предметом контракта является поставка молока не менее 2,5% жирности в рамках государственного оборонного заказа с начальной (максимальной) ценой контракта 8 280 000,00 рублей.
Заказчиком данной закупки выступает Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан.
Оператором электронной площадки является АО ЕЭТП.
Источник финансирования - федеральный бюджет в рамках государственного оборонного заказа.
2) В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 названной статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно пункту 4) статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об ограничениях участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в соответствии с названным Федеральным законом.
По смыслу части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 названного Федерального закона, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 названного Федерального закона.
Как установлено Комиссией Нижегородского УФАС России закупка на поставку молока не менее 2,5% жирности в рамках государственного оборонного заказа (номер извещения 0101100000116000134) осуществляется среди субъектов малого предпринимательства, и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Однако в нарушение части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок извещение об осуществлении рассматриваемой закупки и документация не содержат информацию об ограничении в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Изложенное свидетельствует о нарушении Заказчиком требований части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3) Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее также - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Между тем в нарушение частей 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе Заказчиком в проекте государственного контракта установлен не соответствующий требованиям Правил размер штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных государственным контрактом (а именно: без учета возможного снижения начальной (максимальной) цены контракта).
4) 01.09.2016 единой комиссией рассмотрены первые части заявок участников закупки, поданные для участия в электронном аукционе.
Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 01.09.2016 N0101100000116000134-1.
05.09.2016 состоялся аукцион, по результатам которого составлен соответствующий протокол.
Рассмотрение вторых частей заявок на участие в электронном аукционе состоялось 05.09.2016. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе заседания комиссии по подведению итогов аукциона в электронной форме от 05.09.2016 N0101100000116000134-3.
В соответствии с пунктом 5 протокола от 05.09.2016 N0101100000116000134-3 заявка СПССК "Молочный дом" (порядковый номер 7) признана несоответствующей требованиям документации об аукционе в электронной форме по следующему основанию: "Заявка участника, подавшего заявку на участие в электронном аукционе N7, с учетом ранжирования N1 признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, в соответствии п. 1. ч. 6 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Федеральный закон), так как участником закупки в составе второй части заявки не представлен документ, предусмотренный пунктом 7части5 статьи 66 Федерального закона, а именно: декларация о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Требование о предоставлении декларации о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям установлено в документации об электронном аукционе (п. 7 стр.8), также установлено в информационной карте документации об электронном аукционе (п. 23 стр. 17)".
На основании части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 названного Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
По смыслу части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
- непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 названного Федерального закона (среди которых декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 названного Федерального закона), несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
- несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона.
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 названной статьи, не допускается (часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
В документации об электронном аукционе (п. 7 стр. 8) и информационной карте (п. 23 стр. 17) заказчиком установлено требование о предоставлении декларации о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Однако, как установлено Комиссией Нижегородского УФАС России, ни извещением, ни документацией не установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Следовательно, участники не обязаны декларировать в заявках на участие в закупке свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Анализ второй части заявки СПССК "Молочный дом" показал, что она не содержит декларацию о принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, что противоречит требованиям документации.
Таким образом, единая комиссия заказчика, признав заявку СПССК "Молочный дом" несоответствующей требованиям документации, нарушила части 2 и 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В связи с изложенным жалоба СПССК "Молочный дом" признается обоснованной.
Аналогичная ситуация по заявке с порядковым номером 5.
Изложенное также указывает на нарушения единой комиссией заказчика требований частей 2 и 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
5) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения частей 2 и 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок, допущенные единой комиссией, повлияли на результаты электронного аукциона, в связи с чем существует необходимость выдать предписание Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан, его единой комиссии и оператору электронной площадки об устранении допущенных нарушений, что соответствует требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, её членов, должностного лица контрактной службы, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок за счёт средств государственного оборонного заказа,
решила:
1. Признать жалобу СПССК "Молочный дом" на действия единой комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку молока не менее 2,5% жирности в рамках государственного оборонного заказа, номер извещения 0101100000116000134, обоснованной.
2. Признать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан нарушившим требование части 3 статьи 30, частей 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Признать единую комиссию нарушившей требования частей 2 и 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Выдать Заказчику, его единой комиссии и оператору электронной площадки АО "ЕЭТП" (www.roseltorg.ru) предписание об устранении нарушений.
4. Направить материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1.4 и 2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии С.Е. Кирьякова
Н.В. Балабина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 15 сентября 2016 г. N 1650
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2016