Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г. жалобу ООО "Территориальная медицинская компания" на действия ГБУЗ ТО "ОКБ N2" в связи с отказом в заключении договора по результатам проведения электронного аукциона N АЭ-4219/16 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru www.zakupki.gov.ru 0167200003416004759) на поставку материала гемостатического рассасывающегося,
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 14.09.2016 г. поступила жалоба ООО "Территориальная медицинская компания" на действия (бездействие) заказчика, выраженные в отказе в заключении договора с Обществом, являющегося победителем электронного аукциона N АЭ-4219/16.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: www.zakupki.gov.ru, в адрес заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, на основании приказа Тюменского УФАС России от 14.09.2016 г. N 358 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка в отношении заказчика и уполномоченного органа в лице Управления государственных закупок Тюменской области при проведении электронного аукциона N АЭ-4219/16 (N 0167200003416004759).
В рамках проводимой внеплановой проверки по жалобе заявителя у уполномоченного органа были затребованы все имеющиеся документы и материалы по проведению вышеуказанного электронного аукциона, которые представлены уполномоченным органом письмом от 19.09.2016 г. N 0952 заблаговременно до дня заседания Комиссии.
В качестве обоснования заявленных требований заявитель указывает, что заказчик принял неправомерное и необоснованное решение об отказе в заключении контракта с Обществом, и как следствие, признании его уклонившимся от заключения контракта на том основании, что последним не исполнены требования статьи 37 Закона о контрактной системе, не предоставлено обоснование предложенной цены контракта. В свою очередь, Общество, обнаружив данную ошибку при подписании договора, незамедлительно предприняло все возможные действия по ее устранению, доплатив обеспечение в недостающей части и предоставив обоснование цены контракта.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель заказчика на доводы, изложенные в жалобе заявителя, представил в материалы дела письменные возражения, с приложением соответствующих документов. Согласно указанным пояснениям, отказ заказчика от заключения контракта является правомерным, поскольку в нарушение статьи 37, ч.13 статьи 70 Закона N44-ФЗ ООО "Территориальная медицинская компания" не было представлено обеспечение исполнения договора в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, указанный в документации об аукционе или информация, подтверждающая добросовестность данного участника аукциона, учитывая, что такие требования напрямую вытекает из положений названного Федерального закона в случае поставки товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения и снижения победителем аукциона (конкурса) цены контракта на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.
В свою очередь, представленные обществом 08.09.2016 г. платежное поручение с доплатой обеспечения договора в необходимом размере и обоснование цены контракта, обоснованно оставлены заказчиком без внимания, поскольку поступили за пределами срока, установленного законодательством для подписания договора по результатам электронного аукциона и после опубликования на официальном сайте ЕИС протокола об отказе в заключении договора с заявителем.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заказчика и Общества, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Законом о контрактной системе предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта (пункт 1 статьи 96 данного Закона). В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 того же закона.
Согласно пункту 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки помимо прочего должна содержаться следующая информация: размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об электронном аукционе должен быть указан размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 3 указанной статьи установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
При этом, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч.4 статьи 96 Закона о контрактной системе).
Как усматривается из материалов дела, Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона N АЭ-4219/16 в интересах государственного заказчика - ГБУЗ ТО "ОКБ N2" на поставку материала гемостатического рассасывающегося с начальной (максимальной) ценой контракта 330 018,00 рублей.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) 05.08.2016 г. была размещена на официальном общероссийском сайте ЕИС в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003416004759.
В п.19 извещения о проведении электронного аукциона, в разделе 14 документации об электронном аукционе N АЭ-4219/16 заказчиком во исполнение требований законодательства о контрактной системе установлено требование обеспечения исполнения договора в размере 30 % о начальной (максимальной) цены контракта), что составляет 99 005, 40 рублей.
Согласно протокола подведения итогов электронного аукциона N АЭ-4219/16 (N 0167200003416004759) от 25.08.2016 г. победителем был признан участник закупки - ООО "Территориальная медицинская компания" (порядковый номер заявки 2), сделавший наименьшее ценовое предложение при проведении аукциона и заявка которого была признана соответствующей требованиям аукционной документации. Указанный протокол опубликован в ЕИС 26.08.2016 г. (МСК+2).
При этом, указанным участником в ходе проведения аукциона на электронной площадке было сделано ценовое предложение в размере 247 502, 00 рублей, то есть снижение цены договора составило более чем 25% от начальной (максимальной) ценой договора.
Как следует из представленных документов, Обществом 02.09.2016 г. в рамках регламентированного срока (до 05.09.2016 г.) на электронной площадке был размещен проект договора и платежное поручение N 836 от 31.08.2016 г. на сумму 99 005, 40 рублей в качестве обеспечения исполнения договора, подписанные сертификатом усиленной электронной подписи лица, имеющего право действовать от имени данного участника аукциона.
В свою очередь, 09.09.2016 г. учреждением на сайте оператора электронной площадки (ЗАО "Сбербанк-АСТ", адрес в сети Интернет: http: www.sberbank-ast.ru), обеспечивающего проведение аукциона, а также на официальном сайте ЕИС опубликован протокол от 08.09.2016 г. об отказе от заключения контракта с ООО "Территориальная медицинская компания" и признании его уклонившимся от заключения договора, при этом в качестве основания для принятия такого решения комиссия заказчика со ссылкой на ч.ч. 5-6 статьи 37, ч. 13 статьи 70 Закона о контрактной системе указала на то обстоятельство, что победителем электронного аукциона не было представлено обеспечение исполнения договора в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, указанный в документации об аукционе или информация, подтверждающая добросовестность данного участника аукциона, обоснование предложенной цены договора.
В силу ч. 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем аукциона, а в случаях, предусмотренных статьей 70 Закона о контрактной системе, с иным участником аукциона, заявка которого на участие в аукционе признана соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе.
В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе (ч. 2 статьи 70 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
В силу ч. 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии с ч. 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в ч. 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с ч. 3 статьи 37 Закона о контрактной системе.
В случае проведения аукциона информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении таким участником, признанным победителем аукциона, данного требования или признании комиссией по осуществлению закупок информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, недостоверной контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников аукциона не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола (ч.5 статьи 37 N44-ФЗ).
При этом, обеспечение, указанное в частях 1 и 2 настоящей статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола (ч.6 статьи 37 N44-ФЗ).
Согласно ч. 9 статьи 37 Закона N44-ФЗ, если предметом контракта, на право заключения которого проводится аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения в том числе лекарственные средства, участник закупки, предложивший цену контракта, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника осуществить поставку товара по предлагаемой цене.
Победитель электронного аукциона, в соответствии с ч. 13 статьи 70 Закона о контрактной системе, признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные статьей 70 Закона о контрактной системе, не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 статьи 70 Закона, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в ч. 8 статьи 69 Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении аукциона цены контракта на 25 процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Таким образом, с учетом специфики предмета договора (поставка товара необходимого для нормального жизнеобеспечения и функционирования лечебного учреждения), а также обстоятельства снижения цены договора более чем на 25% от начальной (максимальной) цены договора, в соответствии с вышеуказанными нормами Закона о контрактной системе победитель такого аукциона должен представить обеспечение исполнения договора в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, указанный в документации об аукционе или информацию, подтверждающая добросовестность данного участника аукциона, а также обоснование предложенной цены договора.
Однако, ООО "Территориальная медицинская компания" в срок, установленный для подписания договора с его стороны, требования статьи 37 Закона о контрактной системе не были исполнены.
Комиссия в свою очередь не может согласиться с позицией заявителя относительно наличия у заказчика обязанности направления участнику закупки протокола разногласий для устранения нарушений в части предоставленного обеспечения исполнения контракта.
Исходя из толкования положений статьи 70 Закона N-ФЗ правом направления протокола разногласия обладает только участник электронного аукциона. При этом, участник аукциона, с которым заключается контракт, вправе составить протокол разногласий только к положениям проекта контракта, которые не соответствуют извещению и документации об электронном аукционе и заявке на участие в нем самого участника.
Кроме того, действия заказчика при заключении контракта по результатам проведения электронного аукциона детально регламентированы статьей 70 Закона N44-ФЗ, имеющего свою специфику в отличие от иных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе, в части взаимодействия заказчика, уполномоченного органа и участников электронного аукциона через специального субъекта - оператора электронной площадки, обеспечивающего постоянный информационный обмен между ними в период проведения аукциона и заключения контракта.
Соответственно, в связи с выявлением факта непредставления ООО "Территориальная медицинская компания" обоснования цены договора, заказчик правомерно руководствовался вышеприведенными нормативными предписаниями, положениями документации об электронном аукционе N АЭ-4219/16 и принял обоснованное решение об отказе указанному Обществу в заключении договора.
Кроме того, направленные обществом письмо от 08.09.2016 г. N 47 с платежным поручением от 08.09.2016 г. N 856 и обоснованием цены договора обоснованно оставлены заказчиком без рассмотрения, поскольку поступили за пределами срока, установленного законодательством для подписания договора самим участником.
С учетом изложенного, в вышеуказанных действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов подателя жалобы как участника закупки.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г., Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Территориальная медицинская компания" на действия ГБУЗ ТО "ОКБ N2" в связи с отказом в заключении договора по результатам проведения электронного аукциона N АЭ-4219/16 (N 0167200003416004759) на поставку материала гемостатического рассасывающегося необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 20 сентября 2016 г. N 284
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2016