Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, руководителя Тюменского УФАС России <_>.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
начальника отдела - <_>,
заместителя начальника отдела <_>
с участием представителей сторон:
от уполномоченного органа: Управление государственных закупок (далее также - уполномоченный орган) <_>. по доверенности N 006 от 25.01.2016г.;
от заказчика: Департамент социального развития Тюменской области Чулкина Е.В. по доверенности N 235-15 от 09.10.2015;
от заявителя: ООО "Медпром" (далее также - заявитель, участник закупки) <_>. - директор,
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона АЭ-4633/16 на оказание услуг по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации - слуховыми аппаратами (реестровый номер закупки - 0167200003416005457) (далее также - электронный аукцион, аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 16.09.2016 года в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия Заказчика при проведении обозначенного электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В этой связи, на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 19.09.2016 г. N 362 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика и уполномоченного органа при проведении обозначенного электронного аукциона.
Заявитель в жалобе указывает, что аукционная документация содержит нарушения требований Закона о контрактной системе в частности:
1) требование к участнику закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности с условием осуществления деятельности на территории города Тюмени;
2) включение в одну закупку, как поставки слуховых аппаратов, так и услуги по слухопротезированию;
3) определение таких критериев слуховых аппаратов, по которым по каждому виду закупаемых слуховых аппаратом подходит только определенная модель;
4) излишнее условие по комплектациям слуховых аппаратов индуктором заушным.
Представители Уполномоченного органа и заказчика с доводами заявителя не согласились, считают их несостоятельными и необоснованными по следующим причинам:
1) Предметом электронного аукциона N АЭ-4633/16 (реестровый номер закупки 0167200003416005457) на оказание услуг по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации слуховыми аппаратами является оказание услуг по обеспечению получателей товаром - слуховыми аппаратами.
Согласно приложению N 1 к документации электронного аукциона (Описание объекта закупки) обеспечение получателей слуховыми аппаратами производится по индивидуальному подбору данных средств в рамках рекомендаций индивидуальной программы реабилитации, в специализированном медицинском центре с лицензированным видом врачебной деятельности.
Слуховые аппараты передаются Получателю квалифицированным специалистом Исполнителя (врачом сурдологом-слухопротезистом), который производит подбор слухового аппарата в соответствии с особенностями конкретного Получателя и первичное консультирование по правилам использования слухового аппарата. Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 11.02.2010 N09-Г-1З24 деятельность по подбору слуховых аппаратов, их индивидуальной настройке и обучение пациентов правилам их пользования подлежит лицензированию и осуществляется врачом-сурдологом.
В связи с чем, 3аказчиком в документации электронного аукциона установлено требование к участникам электронного аукциона о наличии копии действующей лицензии на медицинскую деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково" при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи), включая работы (услуги) по сурдологии-оториноларингологии.
Таким образом, 3аказчиком в полной мере исполнены требования подпункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в части установления требования к участникам закупки о соответствии их требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
2) Предметом электронного Аукциона АЭ-4633/16 (реестровый номер закупки 0167200003416005457) на оказание услуг по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации слуховыми аппаратами является оказание услуг по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации слуховыми аппаратами то есть технологически взаимосвязанная между собой последовательность действий, которую должно выполнить одно лицо - провести слухопротезирование с использованием поставленных аппаратов, другими словами, лицо - исполнитель контракта одновременно должно отвечать и за конечный результат
- компенсация потери слуха инвалидов и за качество самих слуховых аппаратов, с помощью которых производится слухопротезирование и достигается конечный результат. При этом, документацией об электронном аукционе (Приложение N 1 Описание объекта закупки) установлены требования как к услугам по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, так и к техническим, функциональным и иным характеристикам товара, используемого при оказании услуг - слуховым аппаратам.
Согласно ст.9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-Ф3 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" "реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество", в связи с чем, обеспечение Получателя техническим средством реабилитации может считаться исполненным только в случае, если Получатель обеспечен Товаром надлежащего качества, который он может эффективно использовать в реабилитационных целях.
В соответствии с Приложением N l к документации электронного аукциона (описание объекта закупки) обеспечение Получателей слуховыми аппаратами производится по индивидуальному подбору данных средств в рамках рекомендаций индивидуальной программы реабилитации или абилитации. При этом, слуховые аппараты передаются Получателю квалифицированным специалистом Исполнителя (врачом сурдологом слухопротезистом), который производит подбор и настройку слухового аппарата в соответствии с особенностями конкретного Получателя и первичное консультирование по правилам использования слухового аппарата.
В соответствии с положениями ст. 24 Федерального 3акона N 44-Ф3 решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, при осуществлении закупки заказчик вправе, а не обязан выделять отдельные лоты. В рассматриваемом случае (исходя из технологического и функционального единства таких работ и оборудования), разделение на два лота нецелесообразно, так как без подбора слухового аппарата и без первичного обучения пользованию, слуховой аппарат не может быть использован Получателем в реабилитационных целях, соответственно, эти услуги не должны являться предметами различных закупочных процедур.
3) Заказчиком при подготовке описания объекта закупки на оказание услуг по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации - слуховыми аппаратами, и в ходе обоснования начальной (максимальной) цены контракта изучены технические, функциональные и качественные характеристики слуховых аппаратов различных производителей.
В соответствии с требованиями статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта сформирована заказчиком с применением метода сопоставимых рыночных цен, При этом, согласно приказу Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта , цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) запросы коммерческих предложений направлены 3аказчиком пяти поставщикам, в ответ получено три ценовых предложения, содержащих информацию о стоимости слуховых аппаратов различных производителей.
Параметрам, установленным Заказчиком в описании объекта закупки (Приложение N1 к документации электронного аукциона), соответствуют слуховые аппараты различных производителей.
Следует отметить, что заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, то есть Федеральный закон N 44-Ф3 не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
4) В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 240 от 07.04.2008г. "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями) обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии
с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Заказчиком в Приложении N 1 к документации электронного аукциона (Описание объекта закупки) установлено, что комплектация слуховых аппаратов должна включать, в том числе индуктор заушный или Bluetooth (усилитель звука). При этом в описании объекта закупки указано, что данное требование установлено только для слуховых заушных аппаратов, снабженных телефонной индуктивной катушкой.
В данном случае, заказчиком не устанавливаются обязательные требования к наличию индукционной системы во всех поставляемых слуховых аппаратах.
При этом, в случае наличия индуктивной катушки в базовой модели слуховогоаппарата того или иного производителя, данный слуховой аппарат в обязательном порядке должен комплектоваться заушным индуктором или Bluetooth (усилителем звука),так как функции индукционной системы не могут быть использованы без одной из ее составных частей.
Следует отметить, что индукционная система не является отдельным видом средств реабилитации, а представляет собой дополнительную опцию к слуховому аппарату и при наличии соответствующей потребности по усмотрению заказчика может быть включена в аукционную документацию.
Исследовав материалы дела, заслушав мнения представителей заказчика и уполномоченного органа, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) была размещена 31.08.2016 Управлением государственных закупок Тюменской области на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003416005457).
Согласно документации об электронном аукционе объектом закупки (предмет контракта) является оказание услуг по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации - слуховыми аппаратами.
В части доводов заявителя, изложенных в жалобе, Комиссия пришла к следующим выводам:
Первый довод заявителя несостоятелен, так как из предмета закупки исполнитель должен представить в заявке копию медицинской лицензии для осуществления, в том числе медицинских услуг по слухопротезированию. Довод жалобы об обязанности заказчика включить в аукционную документацию условие о возможности привлекать соисполнителя, имеющего лицензию по профилю "сурдология-оторингология" несостоятелен, в связи с чем подлежит отклонению, поскольку требования, установленные документацией об электронном аукционе, с учетом предмета закупки и в силу требований ст. 31 Закона о контрактной системе предъявляются непосредственно к участнику закупки.
Второй довод заявителя о том, что заказчик при размещении аукционной документации объединил услуги и поставку в одну закупку, как лицензируемый и не лицензируемый вид деятельности, несостоятелен, поскольку основан на ошибочном толковании норм законодательства о контрактной системе, а также положений аукционной документации. В данном случае объектом закупки является не поставка медицинских изделий, а оказание услуг по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, для оказания которой требуется наличие соответствующей лицензии.
Третий довод относительно конкретных установленных характеристик, товара, используемого при оказании услуг (согласно Приложению N 1 к описанию объект закупки), со ссылкой на конкретного производителя того или иного слухового аппарата, несостоятелен по следующим основаниям:
В соответствии с представленными материалами Заказчиком при подготовке описания объекта закупки на оказание услуг по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации - слуховыми аппаратами, и в ходе обоснования начальной (максимальной) цены контракта изучены технические, функциональные и качественные характеристики слуховых аппаратов различных производителей.
В соответствии с требованиями статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта сформирована заказчиком с применением метода сопоставимых рыночных цен, При этом, согласно приказу Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) запросы коммерческих предложений направлены 3аказчиком пяти поставщикам, в ответ получено три ценовых предложения, содержащих информацию о стоимости слуховых аппаратов различных производителей.
Параметрам, установленным Заказчиком в описании объекта закупки (Приложение N1 к документации электронного аукциона), соответствуют слуховые аппараты различных производителей.
Четвертый довод несостоятелен, так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 240 от 07.04.2008г. "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями) обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Заказчиком в Приложении N 1 к документации электронного аукциона (Описание объекта закупки) установлено, что комплектация слуховых аппаратов должна включать, в том числе индуктор заушный или Bluetooth (усилитель звука). При этом в описании объекта закупки указано, что данное требование установлено только для слуховых заушных аппаратов, снабженных телефонной индуктивной катушкой.
В данном случае, заказчиком не устанавливаются обязательные требования к наличию индукционной системы во всех поставляемых слуховых аппаратах.
При этом, в случае наличия индуктивной катушки в базовой модели слухового аппарата того или иного производителя, данный слуховой аппарат в обязательном порядке должен комплектоваться заушным индуктором или Bluetooth (усилителем звука), так как функции индукционной системы не могут быть использованы без одной из ее составных частей.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия поддерживает доводы уполномоченного органа и заказчика о несостоятельности доводов заявителя, изложенных в жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Медпром" на действия заказчика - Департамент социального развития Тюменской области при проведении электронного аукциона NАЭ-4633/16 на оказание услуг по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации - слуховыми аппаратами (реестровый номер закупки 0167200003416005457) необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>.
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 22 сентября 2016 г. N 286
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2016