изготовлено в полном объеме 09 сентября 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Нановой Т.А.-заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России;
Даниловой В.А.-старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителяАзаргинова Дмитрия Петровича (далее также - Азаргинов Д.П., заявитель):уведомлен надлежащим образом, на рассмотрение дела не явился;
от заказчика Администрации муниципального образования "Поселок Батагай" Верхоянского района Республики Саха (Якутия)(далее по тексту решения - Администрация МО "п. Батагай", заказчик):Ильченко А.Н.(представитель по доверенности),
рассмотревжалобуАзаргинова Д.П. на действия заказчика Администрации МО "п. Батагай" при проведении электронного аукциона на долевое строительство жилых помещений (квартир) в количестве 10 шт. в многоквартирных жилых домах в быстро возводимом варианте в п.Батагай, Верхоянского района РС(Я) (извещение N 0116300038416000012),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
30августа 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступилажалобаАзаргинова Д.П. на действия заказчика Администрации МО "п. Батагай" при проведении электронного аукциона на долевое строительство жилых помещений (квартир) в количестве 10 шт. в многоквартирных жилых домах в быстро возводимом варианте в п.Батагай, Верхоянского района РС(Я) (извещение N 0116300038416000012).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системыwww.zakupki.gov.ruразмещена информация о поступлении жалобы, времени и месте еерассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 06сентября 2016 года в 16 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В жалобе Азаргинова Д.П. указано следующее:
В аукционной документацией установлены следующие требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе:
- копию выданного ему разрешения на строительство многоквартирного дома;
- информацию о проекте строительства, включающую в себя все внесенные в нее изменения:
- копию проектной декларации со всеми внесенными в нее изменениями (если таковые изменения были внесены);
По мнению заявителя, перечень документов, указанный в аукционной документации, не предусмотрен Законом о контрактной системе.
Кроме того, заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99"Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
Представитель заказчика с жалобой не согласился и пояснил следующее:
Считает, что обжалуемый заявителем перечень документов, представляемых участниками закупок в составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, является правомерным на основании положений Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ".
Комиссия, заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
17августа 2016 года заказчикомв единой информационной системеwww.zakupki.gov.ruи на сайте электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ"опубликовано извещение N0116300038416000012о проведении электронного аукциона на долевое строительство жилых помещений (квартир) в количестве 10 шт. в многоквартирных жилых домах в быстро возводимом варианте в п.Батагай, Верхоянского района РС(Я),а такжеаукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 54 691 640,80рублей.
На момент рассмотрения жалобы первые части заявок на участие в электронном аукционе не рассмотрены.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобуАзаргинов Д.П.частично обоснованной на основании следующего:
Довод в части установления заказчиком излишних требований в соответствии сЗаконом N 214-ФЗ,признанобоснованным в силу следующего.
Предметом настоящей закупки является долевое строительство жилых помещений (квартир) в количестве 10 шт. в многоквартирных жилых домах в быстро возводимом варианте в п.Батагай, Верхоянского района РС(Я).
В пункте 19 Карты электронного аукциона аукционной документации установлены следующие требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе:
"- копию выданного ему разрешения на строительство многоквартирного дома (требование установлено в соответствии со ст.3 Федерального закона N 214-ФЗ);
- информацию о проекте строительства, включающую в себя все внесенные в нее изменения в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 21 Федерального закона N 214-ФЗ:
- копию проектной декларации со всеми внесенными в нее изменениями (если таковые изменения были внесены) (требование установлено в соответствии со ст.3 Федерального закона N 214-ФЗ). Проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства в соответствии со ст. 19-21 Федерального закона N 214-ФЗ".
При этом в ходе рассмотрения дела представитель заказника пояснил, что требование о представлении информации о проекте строительства подразумевает под собой представление проектной документации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) данного Закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 года N 214-ФЗ "Обучастии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Закон N 214-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 214-ФЗ застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства" либо подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Следовательно, в соответствии с указанным положением Закона N 214-ФЗ аукционная документация должна содержать, в том числе следующие требования к составу второй части заявки на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: разрешение на строительство, проектная декларация, а также документ, подтверждающий государственную регистрацию застройщиком права собственности на земельный участок, либо договор аренды/договор субаренды, либо договора безвозмездного срочного пользования таким земельным участком.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Следовательно, наличие у участника закупки разрешения на строительство и предоставление его в составе второй части заявки свидетельствует о том, что проектная документация соответствует требованиям законодательства, а также, что у участника закупки - застройщика имеется право осуществлять строительство.
Таким образом, заказчиком нарушены пункт 1 части 1 статьи 31, часть 6 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части установления излишних требований к составу второй части заявки на участие в закупке, ограничивающих количество участников закупки о представлении проектной документации.
Довод в части не установления дополнительных требований в соответствии сПостановлением N 99 признан необоснованным.
Как указано выше, к участникам закупки предъявляются требования на основании статьи 31 Закона о контрактной системе.
Так, к участникам закупки могут быть предъявлены дополнительные требования (часть 2 статьи 31 Закона о контрактной системе).
По мнению заявителя, заказчик, руководствуясь постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99), должен был установить требование в аукционной документации о наличии соответствующего опыта исполнения.
В соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению от 04.02.2015 N 99 дополнительным требованием к участникам закупки работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию (<*>) к пункту 2 приложения N 1 к Постановлению от 04.02.2015 N 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Как ранее отмечалось в решении, отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, регулируются Законом N 214-ФЗ.
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Пунктом 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что технический заказчик - физическое лицо, действующее на профессиональной основе, или юридическое лицо, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключают договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом. Застройщик вправе осуществлять функции технического заказчика самостоятельно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 214-ФЗ застройщик - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства"), подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодексаРоссийской Федерации случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
Согласно части 1 статьи 4 Закона N 214-ФЗ по договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик)обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Следовательно, застройщик не обязан осуществлять самостоятельно строительные работы, а вправе привлечь в качестве подрядчика строительную организацию, имеющую опыт исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных в соответствии с Постановлением N 99.
Таким образом, установление требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 99 не требуется.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
1.Как указано выше, в соответствии с положениями Закона N 214-ФЗ аукционная документация должна содержать, в том числе следующие требования к составу второй части заявки на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: разрешение на строительство, проектная декларация, а также документ, подтверждающий государственную регистрацию застройщиком права собственности на земельный участок, либо договор аренды/договор субаренды, либо договора безвозмездного срочного пользования таким земельным участком.
Между тем, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе аукционная документация не содержит требование к участникам закупки о представлении документа, подтверждающего государственную регистрацию застройщиком права собственности на земельный участок, либо договор аренды/договор субаренды, либо договора безвозмездного срочного пользования таким земельным участком.
2.В пункте 19 Карты электронного аукциона аукционной документации установлены следующие требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе: "Копию свидетельства о допуска СРО к определенным видам работ которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, (в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624) согласно перечня указанного в Части I. "Информационная карта документации об электронном аукционе" настоящей документации".
В Информационной карте аукционной документации установлены следующие требования к составу второй части заявки:
"Копию допуска СРО к видам работ которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ: Застройщик должен иметь действующее свидетельство о допуске к следующим видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией (в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624):
1. Земляные работы
1.2 Работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода
2.Свайные работы:
2.1. Свайные работы выполняемые с земли, в том числе в морских и речных условиях;
2.2. Свайные работы выполняемые в мерзлых и вечномерзлых грунтах;
2.3. Устройство ростверков;
2.4. Погружение и подъем стальных и шпунтованных свай.
3. Монтаж металлических конструкций:
3.1. Монтаж усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений;
3.2. Монтаж усиление и демонтаж технологическихконтрукций.
4. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов):
4.1. Антисептирование деревянных конструкций;
4.2. Гидроизоляция строительных конструкций;
4.3. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования;
4.4 Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования
5. Устройство наружных сетей водопровода:
5.1. Укладка трубопроводов водопроводных;
5.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей.
5.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов.
5.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода
6. Устройство наружных сетей канализации:
6.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных;
6.2. Укладка трубопроводов канализационных напорных
6.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей.
6.4. Устройство канализационных и водосточных колодцев.
6.5 Очистка полости и испытание трубопроводов кнализации.
6. Устройство наружных сетей теплоснабжения:
6.1. Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя до 115 градусов Цельсия;
6.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения.
6.3. Устройство колодцев и камер сетей теплоснабжения
6.4. Очистка полости и испытание трубопроводов теплоснабжения.
7. Устройство наружных электрических сетей и линий связи.
7.1. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 35 кВ включительно.
7.2. Монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ включительно.
8. Монтажные работы.
8.1. Монтаж подъемно-транспортного оборудования
9. Пусконаладочные работы.
10. Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
10.1. Строительный контроль за общестроительными работами.
10.2. Строительный контроль за работами в области пожарной безопасности.
11. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
11.1. Жилищно-гражданское строительство"
Как установлено выше,застройщик не обязан осуществлять самостоятельные строительные работы, а вправе привлечь в качестве подрядчика строительную организацию, которая будет являться обладателем свидетельства, выданного СРО о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Требование наличия свидетельства, выданного СРО согласно Перечню видов таких работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденному Приказом N 624, возникает исключительно в тех случаях, когда имеет место необходимость выполнения строительных работ самим участником закупки, что не может являться обязательным в данной конкретной закупке, исходя из ее предмета.
Таким образом, требование наличия у участника закупки свидетельства, выданного СРО о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, является излишним и нарушает пункт 1 части 1 статьи 31, части 6 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3.Согласно Федеральному закону от 29.12.2015 N 402-ФЗ "О внесении изменений в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" с 01.01.2016 года проектная документация всех объектов, строительство которых финансируется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации подлежит экспертизе. В силу статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация на строительство (многоквартирного (ых) жилого (ых) дома (ов)) в случае, если разрешение на строительство объекта (ов) выдано после 01.01.2016 года подлежит экспертизе (положительное заключение).
Между тем, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе аукционная документация не содержит требование к участникам закупки о представлении в составе заявки на участие в электронном аукционе документа, подтверждающего наличие положительного заключения экспертизы полной проектной документации строящихся или запланированных к строительству многоквартирных домов.
4.Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе, наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией, должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2) утратил силу. - Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
6) утратил силу с 1 января 2014 года. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения илиунитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией.
Между тем, заказчиком в нарушение пункта 10 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе не установлено обязательное требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
5. Согласно пункту 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Между тем, в нарушение требований пункта 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе аукционная документация не содержит дату и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, а содержит отсылку на извещение, что не является надлежащим исполнением требований данной нормы.
6.Согласно пункту 4 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона.
Между тем, в нарушение требований пункта 4 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе аукционная документация не содержит дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, в а содержит отсылку на извещение, что не является надлежащим исполнением требований данной нормы.
7. Согласно пункту 5 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе.
Между тем, в нарушение требований пункта 5 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе аукционная документация не содержит дату проведения такого аукциона, в а содержит отсылку на извещение, что не является надлежащим исполнением требований данной нормы.
8.Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Между тем, в нарушение требований пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе аукционная документация не содержит даты начала и окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации, асодержит только порядок представления разъяснений, что не является надлежащим исполнением требований данной нормы.
9. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года N 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - также Правила).
Согласно части 3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей.
Пунктом 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной вПравилах.
Между тем, установленная заказчиком в разделе 7 "Ответственность сторон" проекта контракта не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, Правил, что нарушает часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1.Признать жалобуАзаргинова Д.П. на действия заказчика Администрации муниципального образования "Поселок Батагай" Верхоянского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на долевое строительство жилых помещений (квартир) в количестве 10 шт. в многоквартирных жилых домах в быстро возводимом варианте в п.Батагай, Верхоянского района РС(Я) (извещение N 0116300038416000012)частично обоснованной в части установления неправомерного требования к участникам закупки о представлении информации о проекте, а именно проектной документации.
2. Признать заказчикаАдминистрацию муниципального образования "Поселок Батагай" Верхоянского района Республики Саха (Якутия) нарушившим пункты 1, 10 части 1, часть 6 статьи 31, часть 4 статьи 34, пункты 2, 3, 4, 5, 11 части 1, часть 3 статьи 64Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Администрации муниципального образования "Поселок Батагай" Верхоянского района Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Т.А. Нанова
Члены комиссии: М.Н. Петухова
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 6 сентября 2016 г. N 06-763/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2016