изготовлено в полном объеме 13 сентября 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Нановой Т.А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Васильевой С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Лена Финанс" (далее также - ООО "Лена Финанс", заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Администрации муниципального района "Таттинский улус" Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрация МР "Таттинский улус" РС(Я), заказчик): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного учреждения Муниципального казенного учреждения "Комитет по размещению муниципальных заказов" муниципального района "Таттинский улус" Республики Саха (Якутия) (далее также - МКУ "Комитет по размещению муниципальных заказов" МР "Таттинский улус" РС(Я), уполномоченное учреждение): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Лена Финанс" на действия заказчика Администрации МР "Таттинский улус" РС(Я), уполномоченного учреждения МКУ "Комитет по размещению муниципальных заказов" МР "Таттинский улус" РС(Я) при проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность МР "Таттинский район" 18-ти жилых помещений (квартир) в строящемся многоквартирном доме для детей сирот (извещение N 0816300018716000160), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014,
у с т а н о в и л а:
01 сентября 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Лена Финанс" на действия заказчика Администрации МР "Таттинский улус" РС(Я), уполномоченного учреждения МКУ "Комитет по размещению муниципальных заказов" МР "Таттинский улус" РС(Я) при проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность МР "Таттинский район" 18-ти жилых помещений (квартир) в строящемся многоквартирном доме для детей сирот (извещение N 0816300018716000160).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 08 сентября 2016 года в 14 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Из текста жалобы заявителя следует, что:
1. В разделе 10 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" информационной карты электронного аукциона установлены неправомерные требования к участникам: "Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки обязаны предоставить следующие документы (наличие СРО о допуске к работам согласно приказу Минрегиона РФ от 30.12.2009г. N 924, наличие ПСД)".
Считают, что данный приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009г. N 624 не распространяется на данный электронный аукцион в связи с тем, что предметом закупки является приобретение жилых помещений (квартир) в строящемся многоквартирном доме для детей сирот.
2. Неправомерно установлено требование о наличии опыта работы выполнения аналогичных работ в течение предыдущих 3-х лет (Постановление Правительства РФ N 99 от 04.02.2015г.), поскольку данное Постановление не подлежит в данном случае применению, исходя из предмета закупки.
3. Неправомерно установлено требование о наличии строительной технической экспертизы проектной документации.
Проектная документация не подлежит государственной экспертизе, если разрешение на строительство многоквартирного жилого дома выдано до дня вступления в силу Федерального закона от 29.12.2015 года N 402-ФЗ (вступило в силу с 01 января 2016 года). Данная позиция подтверждается письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (исх. N 6816-13Ц/06 от 14.03.2016 года).
Таким образом, установив требование к участникам аукциона о наличии экспертизы проектной документации, уполномоченный орган/заказчик ограничил права участников закупки, которые получили разрешение на строительство до 01.01.2016г. и на которых законодательством не возложена обязанность проведения экспертизы проектной документации.
4. В разделе 2 "Техническое задание" электронного аукциона установлены требования, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции в нарушение ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции":
"Основные конструктивные решения. Конструктивная схема - бескаркасная, представлена продольными несущими стенами, обеспечивающими, совместно с плитами перекрытия и покрытия, пространственную жесткость здания:
Фундаменты - сборные железобетонные свои, устанавливаемые в предварительно пробуренные скважины, заполненные известково-песчаным раствором.
Фундаментные балки - из монолитного железобетона марки В25 F150, армированные отдельными стержнями.
Стены наружные и внутренние - из пустотелых бетонных камней с несквозными вертикальными пустотами марки М75 Y=1800кг/м3 по ГОСТ 6133-99 на растворе марки М50.
Перегородки - из бетонных камней толщиной 100 мм марки М50 по ГОСТ 6133-99 на растворе М25 Y=1800 кг/м3.
Цокольное перекрытие - сборные железобетонные плиты по серии 1.141-1 вып. 60,64.
Перекрытие и покрытие- сборные железобетонные плиты по серии 1.141-1 вып. 60,64.
Лестницы- сборные ступени по металлическим косоурам.
Перемычки- сборные железобетонные по серии 1.038-1, вып.1.2.
Несущие конструкции дома - Цокольное, междуэтажное перекрытие - сборные железобетонные плиты по серии 1.141-1 вып. 60,64".
Также присутствует ограничение конкуренции относительно несущей части конструкции: перекрытия, покрытия, лестницы сборные железобетонные, исключая еще один вид возведения здания - железобетон каркасно-монолитным способом, который по техническим характеристикам аналогичен сборному, по некоторым показателям даже намного его превышает.
Возведенные дома являются достаточно крепкими строениями, срок эксплуатации более 150 лет. Также строительство обеспечивает широкий простор для проектирования конструкций. Возможность отойти от общепринятых рамок и производить работы по свободной планировке внутри зданий.
Монолитные здания легче зданий с несущими стенами на 15-20%, и в таких конструкциях уменьшается толщина стен и перекрытий. Также плюсом является меньшее количество стен, т.к. роль опоры выполняют монолитные колонны.
На сегодняшний день это наиболее перспективная технология, занимающая стойкие позиции на рынке строительных услуг: минимальная склонность к трещинообразованию из-за высокой жесткости каркаса конструкции монолитного здания и возможностью создавать здания любой, даже самой причудливой конфигурации, предусмотренной архитекторами в проектной планировке; возможность перепланировки помещений в период эксплуатации без риска повреждения несущих конструкций и высокое качество поверхностей стен и потолков, снижающее объемы отделочных работ.
5. В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012г. N 1154-3 N 1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот о детей, оставшихся без попечения родителей" установлено:
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно в виде изолированного жилого помещения (жилого дома или квартиры) в установленном законодательством порядке общей площадью от 24 до 38 квадратных метров, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и степени благоустройства, определенной органом местного самоуправления.
Предоставление земельного участка, на котором расположено жилое помещение, указанное в абзаце 1 части 5 настоящей статьи, осуществляется в установленном законодательством порядке.
При подтверждении органом местного самоуправления невозможности приобретения жилых помещений установленной площади (в случае признания конкурсных процедур несостоявшимися более трех раз по причине отсутствия участников) решением органа местного самоуправления может быть произведено увеличение площади приобретаемых жилых помещений без превышения расчетной стоимости одного жилого помещения.
На основании вышеизложенного считают, что уполномоченным органом/заказчиком нарушены квадратуры приобретаемых помещений (квартир): "18 (восемнадцать) однокомнатных квартир общей площадью не менее 32,5 кв.м, не более 33,0 кв.м"
Из текста письменного пояснения заказчика следует, что предметом закупки является приобретение жилых помещений путем долевого участия в строительстве многоквартирного дома в муниципальную собственность МР "Таттинский район" 18 жилых помещений (квартир). Предметом закупки не является ни строительство, ни приобретение.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
24 августа 2016 года уполномоченным учреждением в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" опубликованы извещение N 0816300018716000160 о проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность МР "Таттинский район" 18-ти жилых помещений (квартир) в строящемся многоквартирном доме для детей сирот и аукционная документация.
25 августа 2016 года внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона, аукционную документацию.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 40 926 600,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы по существу срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе не истек.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу частично обоснованной, а довод в части установления в техническом задании аукционной документации требований, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции - не подлежащим рассмотрению на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует положения аукционной документации.
Довод заявителя в части неправомерного установления требования к участникам закупки о наличии свидетельства, выданного СРО о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, признан обоснованным на основании следующего.
Из материалов дела установлено, что пункт 10 информационной карты электронного аукциона аукционной документации содержит следующее:
10 |
Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе |
Заявка на участие в аукционе состоит из двух частей. Состав первой части заявки на участие в аукционе указан в раздел 5 настоящей документации об электронном аукционе. Состав второй части заявки на участие в аукционе указан в разделе 7 настоящей документации об электронном аукционе. По своему усмотрению Участник процедуры закупки может также приложить иные документы (копии документов): Устав организации, свидетельство о постановке организации на учет в налоговом органе, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и пр. Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки обязаны предоставить следующие документы (наличие СРО о допуске к работам согласно приказу Минрегиона РФ от 30.12.2009г. N 924, наличие ПСД. Наличие разрешения на строительство. Наличие опыта работы выполнения аналогичных работ в течении предыдущих 3-х лет (Постановление Правительства РФ N 99 от 04.02.2015г.) Наличие документов на земельный участок. Наличие строительной технической экспертизы проектной документации |
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Закона, или копии этих документов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки соответствующие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно требованиям части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Предметом данной закупки является приобретение в муниципальную собственность МР "Таттинский район" 18-ти жилых помещений (квартир) в строящемся многоквартирном доме для детей сирот.
Из письменного пояснения заказчика следует, что предметом закупки является приобретение жилых помещений путем долевого участия в строительстве многоквартирного дома в муниципальную собственность МР "Таттинский район" 18 жилых помещений (квартир).
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Закона N 214-ФЗ).
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Пунктом 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что технический заказчик - физическое лицо, действующее на профессиональной основе, или юридическое лицо, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключают договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом. Застройщик вправе осуществлять функции технического заказчика самостоятельно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 214-ФЗ застройщик - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства"), подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
Согласно части 1 статьи 4 Закона N 214-ФЗ по договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Следовательно, застройщик не обязан осуществлять самостоятельные строительные работы, а вправе привлечь в качестве подрядчика строительную организацию, которая будет являться обладателем свидетельства, выданного СРО о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Требование наличия свидетельства, выданного СРО согласно Перечню видов таких работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденному Приказом N 624, возникает исключительно в тех случаях, когда имеет место необходимость выполнения строительных работ самим участником закупки, что не может являться обязательным в данной конкретной закупке.
Таким образом, требование наличия у участника закупки свидетельства, выданного СРО о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, является излишним.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Заказчиком нарушены часть 6 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1, пункт 2 части 1 статьи 64, часть 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя в части неправомерного установления требования о наличии опыта работы в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 99 от 04.02.2015 г. "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" признан обоснованным на основании следующего.
Из материалов дела установлено, что пункт 10 информационной карты электронного аукциона аукционной документации содержит следующее:
10 |
Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе |
Заявка на участие в аукционе состоит из двух частей. Состав первой части заявки на участие в аукционе указан в раздел 5 настоящей документации об электронном аукционе. Состав второй части заявки на участие в аукционе указан в разделе 7 настоящей документации об электронном аукционе. По своему усмотрению Участник процедуры закупки может также приложить иные документы (копии документов): Устав организации, свидетельство о постановке организации на учет в налоговом органе, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и пр. Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки обязаны предоставить следующие документы (наличие СРО о допуске к работам согласно приказу Минрегиона РФ от 30.12.2009г. N 924, наличие ПСД. Наличие разрешения на строительство. Наличие опыта работы выполнения аналогичных работ в течении предыдущих 3-х лет (Постановление Правительства РФ N 99 от 04.02.2015г.) Наличие документов на земельный участок. Наличие строительной технической экспертизы проектной документации |
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки установлены отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации N 99 от 04.02.2015 года "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее также - Постановление N 99).
Пунктом 1 Постановления N 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
Предметом данной закупки является приобретение в муниципальную собственность МР "Таттинский район" 18-ти жилых помещений (квартир) в строящемся многоквартирном доме для детей сирот.
Извещением N 0816300018716000160 о проведении электронного аукциона установлено, в том числе следующее:
Наименование товара, работ, услуг |
Код по ОКПД2 |
Приобретение в муниципальную собственность МР "Таттинский район" 18-ти жилых помещений (квартир) в строящемся многоквартирном доме для детей сирот. |
68.10.11.000 |
Из письменного пояснения заказчика следует, что предметом закупки является приобретение жилых помещений путем долевого участия в строительстве многоквартирного дома в муниципальную собственность МР "Таттинский район" 18 жилых помещений (квартир).
Между тем, предмет данной закупки не подпадает к определенным Постановлением N 99 случаям отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Таким образом, требование к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных в соответствии с Постановлением N 99 является излишним.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о требованиях к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона в составе заявки на участие в электронном аукционе предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Заказчиком нарушены часть 6 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64, часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя в части установления требования о наличии строительной технической экспертизы проектной документации без оговорки о том, что положительное заключение экспертизы проектной документации не требуется, в случае, если разрешение на строительство многоквартирного жилого дома выдано до 01 января 2016 года, признан обоснованным на основании следующего.
Из материалов дела установлено, что пункт 10 информационной карты электронного аукциона аукционной документации содержит следующее:
10 |
Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе |
Заявка на участие в аукционе состоит из двух частей. Состав первой части заявки на участие в аукционе указан в раздел 5 настоящей документации об электронном аукционе. Состав второй части заявки на участие в аукционе указан в разделе 7 настоящей документации об электронном аукционе. По своему усмотрению Участник процедуры закупки может также приложить иные документы (копии документов): Устав организации, свидетельство о постановке организации на учет в налоговом органе, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и пр. Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки обязаны предоставить следующие документы (наличие СРО о допуске к работам согласно приказу Минрегиона РФ от 30.12.2009г. N 924, наличие ПСД. Наличие разрешения на строительство. Наличие опыта работы выполнения аналогичных работ в течении предыдущих 3-х лет (Постановление Правительства РФ N 99 от 04.02.2015г.) Наличие документов на земельный участок. Наличие строительной технической экспертизы проектной документации |
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Предметом данной закупки является приобретение в муниципальную собственность МР "Таттинский район" 18-ти жилых помещений (квартир) в строящемся многоквартирном доме для детей сирот.
Также, из письменного пояснения заказчика следует, что предметом закупки является приобретение жилых помещений путем долевого участия в строительстве многоквартирного дома в муниципальную собственность МР "Таттинский район" 18 жилых помещений (квартир)
Из материалов дела установлено, что пункт 10 информационной карты аукционной документации содержит требование к участникам закупки о наличии строительной технической экспертизы проектной документации.
При этом техническим заданием аукционной документации установлены следующие требования к предмету закупки:
"К приобретаемым жилым помещениям устанавливаются следующие основные требования:
1. Нахождение жилых помещений в домах малоэтажной застройки, строительство которых не завершено.
При этом малоэтажными домами считаются следующие дома:
1) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
2) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
<_>
Застройщик должен иметь право собственности на предлагаемые жилые помещения или право на привлечение денежных средств для строительства данных жилых помещений.
-жилые помещения должны быть новыми, не бывшими в употреблении, (первичное жилье), пригодными для проживания, построены по типовым или индивидуальным проектам, отвечать установленным строительным нормам и правилам (СНиП), прошедшие строительную техническую экспертизу".
Согласно пункту 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
В силу части 1 статьи 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
В соответствии с пунктами 2, 3 части 2 статьи 49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
- жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Изложенная выше редакция пунктов 2, 3 части 2 статьи 49 ГрК РФ введена в действие Федеральным законом от 29.12.2015 года N 402-ФЗ "О внесении изменений в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и вступила в силу с 01.01.2016 года.
При этом статьей 4 Федерального закона от 29.12.2015 года N 402-ФЗ "О внесении изменений в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что в случае, если разрешение на строительство объектов капитального строительства, указанных в пунктах 2 и 3 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), выдано до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, государственный строительный надзор при строительстве или реконструкции таких объектов не осуществляется.
Следовательно, антимонопольный орган приходит к выводу, что в данном случае проектная документация не подлежит экспертизе, если разрешение на строительство многоквартирного жилого дома выдано до дня вступления в силу Федерального закона от 29.12.2015 года N 402-ФЗ (вступило в силу с 01 января 2016 года).
Данная позиция подтверждается письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (исх. N 6816-13Ц/06 от 14.03.2016 года).
Таким образом, в аукционной документации отсутствует оговорка о том, что наличие заключения экспертизы проектной документации не требуется в случае, если разрешение на строительство многоквартирного жилого дома выдано до дня вступления в силу Федерального закона от 29.12.2015 года N 402-ФЗ "О внесении изменений в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", что нарушает пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя в части установления в техническом задании аукционной документации требований, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, признан не подлежащим рассмотрению на основании следующего.
Заявитель в своей жалобе указывает, что установление в техническом задании аукционной документации требований, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, нарушает положения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Между тем, касательно указания заявителя на нарушение норм Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Якутского УФАС России поясняет, что сроки, порядок и другие процессуальные действия по рассмотрению жалобы на нарушения антимонопольного законодательства регламентируются положениями данного закона и другими нормативными документами, таким образом, данный довод не может быть рассмотрен в рамках настоящего дела.
Довод заявителя в части установления требований к квадратуре приобретаемых помещений (квартир) в нарушение положений Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012г. N 1154-3 N 1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот о детей, оставшихся без попечения родителей" признан необоснованным на основании следующего.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также обоснования потребности заказчика при установлении требований к поставляемому товару.
Техническим заданием аукционной документации установлено, в том числе следующее:
"6. Количество приобретаемых квартир - 18 благоустроенных квартир, общей площадью не менее 585,00 кв. м. (без учета лоджий) не более 594,00 кв.м. из которых:
1) 18 ( восемнадцать) однокомнатных квартир
Общей площадью не менее 32,5 кв.м, не более 33,0 кв.м.".
Таким образом, заказчиком установлены требования к описанию объекта закупки в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Кроме того, любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании. На это, в частности, указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе: участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Между тем, заявителем не указано какие права и законные интересы участников закупки нарушены данными действиями, не представлены доказательства нарушения прав и законных интересов участников закупки данными действиями, также отсутствует указание на нарушение каких-либо положений Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Жалоба заявителя подлежит признанию частично обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с пунктами 3, 4, 5 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона; дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона.
Пунктами 13, 14, 15 информационной карты аукционной документации установлено следующее:
13 |
Срок подачи заявок на участие в электронном аукционе |
Согласно извещению размещенному на сайте |
14 |
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе |
Согласно извещению размещенному на сайте |
15 |
Дата проведения открытого аукциона в электронной форме |
Согласно извещению размещенному на сайте Время проведения электронного аукциона назначается Оператором. |
Между тем, аукционная документация не содержит сведений о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; дате окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона; дате проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона. Ссылка на извещение о проведении электронного аукциона не является надлежащим исполнением требований пунктов 3, 4, 5 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Заказчиком нарушены пункты 3, 4, 5 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 40 926 600,00 рублей.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 года N 1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком, (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства предусмотренного контрактом" (далее - Правила) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн.
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Между тем, в проекте контракта не указаны условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, в случаях, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Таким образом, заказчиком нарушены части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
При этом согласно части 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 году в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком, (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063 (далее по тексту решения - Правила).
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:
П = (Ц - В) x С,
где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
Пунктом 7 Правил установлено, что размер ставки определяется по формуле:
где:
Сцб - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
Согласно пункту 8 Правил, коэффициент К определяется по формуле:
где:
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
Как установлено материалами дела, начальная (максимальная) цена контракта составляет 40 926 600,00 рублей.
Из материалов дела следует, что в проекте контракта отсутствует формула расчета пени в соответствии с Правилами.
Вместе с тем, из смысла части 4 статьи 34 закона о контрактной системе следует, что размер неустойки, штрафов, пеней, начисляемых в случае ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
Положениями Закона о контрактной системе не предусмотрено внесение изменений заказчиком в положения проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупки. Между тем, подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафов в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчику целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденных Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
На основании изложенного, надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта:
- условий о начислении пени за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы;
- условий о начислении штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 5 Правил;
- условий о начислении пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6 - 8 Правил;
- условий о начислении штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4 Правил;
- условий предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в 2015 году в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
При этом, по мнению Комиссии Якутского УФАС России, включение в проект контракта ссылки на Правила вместо установления формулы расчета пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки.
Таким образом, заказчиком нарушено требование части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Пунктом 6.1 проекта контракта установлено следующее:
"6.1. Исполнение Договора в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ может обеспечиваться одним из следующих способов:
- безотзывной банковской гарантией в размере 25% от начальной максимальной цены контракта _____________ рублей ____ копейка.
- передачей Покупателю в залог денежных средств в размере 25% от начальной максимальной цены контракта ____________ рублей __ копейка.
6.2. Способ обеспечения исполнения настоящего Договора определяется Продавцом самостоятельно. В соответствии с пунктом 7 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ в ходе исполнения настоящего Договора Продавец вправе предоставить Покупателю обеспечение исполнения настоящего Договора, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных Договором, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения Договора. При этом обеспечение исполнения Договора в любом случае не может быть менее суммы, предназначенной для обеспечения гарантийного обязательства, в течение всего гарантийного срока. Одновременно может быть изменен способ обеспечения исполнения Договора.
6.3. Размер банковской гарантии или размер средств, перечисляемых на счет Покупателя, составляет ___________ рублей ___ копейка. При этом для гарантийного обязательства по настоящему Договору предназначена часть указанных средств в сумме __________ рублей ___ копейка или банковская гарантия (её часть) на такую же сумму, в связи с чем до окончания действия гарантийного обязательства размер банковской гарантии или размер средств, перечисленных на счет Покупателя, не может быть менее _______________ рублей ___ копейка".
Таким образом, в проекте контракта указан конкретный размер обеспечения исполнения контракта.
Между тем, в проекте контракта не указана возможность обеспечения исполнения контракта в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта.
Таким образом, заказчиком нарушена часть 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Лена Финанс" на действия заказчика Администрации МР "Таттинский улус" РС(Я), уполномоченного учреждения МКУ "Комитет по размещению муниципальных заказов" МР "Таттинский улус" РС(Я) при проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность МР "Таттинский район" 18-ти жилых помещений (квартир) в строящемся многоквартирном доме для детей сирот (извещение N 0816300018716000160) частично обоснованной в части неправомерного установления требования к участникам закупки о наличии свидетельства, выданного СРО о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, неправомерного установления требования о наличии опыта работы в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 99 от 04.02.2015 г. "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", неправомерного установления требования о наличии строительной технической экспертизы проектной документации без оговорки о том, что положительное заключение экспертизы проектной документации не требуется, в случае, если разрешение на строительство многоквартирного жилого дома выдано до 01 января 2016 года. Довод в части установления в техническом задании аукционной документации требований, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, признан не подлежащим рассмотрению.
2. Признать заказчика Администрацию муниципального района "Таттинский улус" Республики Саха (Якутия) нарушившим пункт 1 части 1, часть 6 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33, части 4, 5, 8 статьи 34, пункты 1, 2, 3, 4, 5 части 1 статьи 64, части 5, 6 статьи 66, часть 1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Администрации муниципального района "Таттинский улус" Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
5. Передать материалы дела в отдел антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения на предмет соблюдения положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Т.А. Нанова
Члены комиссии: В.А. Данилова
С.Н. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 8 сентября 2016 г. N 06-772/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2016