изготовлено в полном объеме 16 сентября 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также Комиссия), в составе:
Нановой Т.А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Васильевой С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Константа" (далее - ООО "Константа", заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутский республиканский онкологический диспансер" (далее также - ГБУ РС (Я) "ЯРОД", заказчик): Им А.С., Селясинов И.И. (представители по доверенностям),
рассмотрев жалобу ООО "Константа" на действия заказчика ГБУ РС (Я) "Якутский республиканский онкологический диспансер" при проведении запроса котировок на поставку спиртов и спиртосодержащих средств (изв. N 0316200023816000028), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки,действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
06 сентября 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Константа" на действия заказчика ГБУ РС (Я) "Якутский республиканский онкологический диспансер" при проведении запроса котировок на поставку спиртов и спиртосодержащих средств (изв. N 0316200023816000028).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 13 сентября 2016 года в 12 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В жалобе ООО "Константа" заявлено следующее.
Заявителем обжалуются положения аукционной документации.
В части 2 "Описание объекта закупки" запроса котировок заказчиком установлены требования к поставляемому этиловому спирту с формой выпуска для кровезаменителя, укупоренная резиновой пробкой и обжатая алюминиевым колпачком, флакон не менее 400 мл.
По мнению заявителя, данная форма выпуска и упаковка не применяется ни одним производителем этилового спирта.
В Государственном реестре лекарственных средств установленная заказчиком форма выпуска и упаковка на этиловый спирт не зарегистрированы в установленном законом порядке.
Таким образом, заказчиком установлены требования к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки и нарушают требования п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, а также ч. 1, 2, 4 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения дела представители заказчика с жалобой не согласились и пояснили следующее.
В соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. Заказчик устанавливает соответствующие требования к товару, исходя из своей потребности с учетом специфики деятельности, если такие требования не ограничивают количество участников закупки. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, работе, услуге. При этом Закон не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
Требования заказчика к лекарственному препарату как условие для участия в электронном аукционе были адресованы неограниченному кругу потенциальных участников.
При формировании описания объекта закупки заказчик строго руководствовался законодательством о контрактной системе в сфере закупок и основывал требования к объекту закупки, исходя из профиля и целей своей деятельности.
Требования к характеристикам препарата обусловлены объективной потребностью заказчика.
Все параметры, указанные в описании объекта закупки, являются существенными для заказчика и влияют на функциональные свойства препарата, а также на его качественные характеристики, что подтверждается следующими обстоятельствами.
Этиловый спирт необходим заказчику для проведения хирургических операций. Минимальное необходимое количество этилового спирта при проведении одной хирургической операции должно быть не менее 400 мл. К изготовлению стерильных растворов предъявляются требования, направленные на сведение к минимуму риска их загрязнения микроорганизмами и механическими частицами, в том числе за счет резиновой пробки и алюминиевого колпачка.
Техническое требование, а также обоснование начальной (максимальной) цены контракта к спирту и спиртосодержащим средствам были сформированы на основании трех коммерческих предложений от поставщиков, которым были направлены требования к поставляемому средству, установленные в части 2 "Описание объекта закупки".
На основании вышеизложенного, заказчик считает, что требования, установленные в извещении о проведении запроса котировок, соответствуют его потребностям и не противоречат требованиям действующего законодательства.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
29 августа 2016 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещены извещение N 0316200023816000028 о проведении запроса котировок на поставку спиртов и спиртосодержащих средств, а также аукционная документация.
30 августа 2016 года заказчиком внесены изменения в извещение о проведении запроса котировок N ИИ 1.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 131 945,93 руб.
06 сентября 2016 года состоялась процедура рассмотрения оценки заявок на участие в запросе котировок, о чем составлен протокол N 0316200023816000028-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок подана 1 (одна) заявка.
Котировочная комиссия заказчика, рассмотрев единственную заявку на участие в запросе котировок, приняла следующее решение:
N заявки в журнале регистрации |
Дата и время подачи заявки |
Информация об участнике |
Предлагаемая цена |
Результаты рассмотрения заявок |
1 |
06.09.2016 09:01 |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "АПТЕКИ ЯКУТСКА" ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЯКУТСК" |
131945.93 |
Соответствует требованиям |
Запрос котировок признан несостоявшимся.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Константа" необоснованной на основании следующего.
Заявитель указывает на то, что заказчиком установлены требования к характеристикам закупаемых лекарственных средств (р-р для местного и наруж примен, бутылка для кровезаменителя, укупоренная резиновой пробкой и обжатая алюминиевым колпачком - не менее 400 мл), к которым форма выпуска и упаковка не применяется ни одним производителем этилового спирта.
В части 2 "Техническое задание" извещения о запросе котировок, установлены следующие требования к поставляемому средству:
N п/п |
МНН |
Требования к качественным характеристикам товара |
Ед. изм. |
Количество |
1 |
спирт этиловый |
р-р для местного и наруж примен, бутылка для кровезаменителя, укупоренная резиновой пробкой и обжатая алюминиевым колпачком, флакон 70%- не менее 400 мл |
фл |
250 |
2 |
спирт этиловый |
р-р для местного и наруж примен, бутылка для кровезаменителя, укупоренная резиновой пробкой и обжатая алюминиевым колпачком, флакон 95%- не менее 400мл |
фл |
70 |
3 |
спирт этиловый |
р-р для местного и наруж примен, канистра полиэтиленовая 95%- не менее 5,0кг |
фл |
25 |
4 |
хлоргексидин |
р-р для местного и наруж примен, канистра полиэтиленовая 0,5%-70- не менее 10л |
фл |
25 |
5 |
йод |
р-р для местного и наруж примен, бутылка для кровезаменителя, укупоренная резиновой пробкой и обжатая алюминиевым колпачком, флакон 1%-95%- не менее 400мл |
фл |
100 |
Согласно ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Из совокупного смысла указанных норм Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также обоснование потребности заказчика при установлении требований к поставляемому товару.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика пояснили, что установленные им требования к этиловому спирту необходимы заказчику для проведения хирургических операций. Минимальное необходимое количество этилового спирта при проведении одной хирургической операции должно быть не менее 400 мл исходя из сложившегося опыта при проведении операций, проводимых диспансером. К изготовлению стерильных растворов предъявляются требования, направленные на сведение к минимуму риска их загрязнения микроорганизмами и механическими частицами, в том числе за счет резиновой пробки и алюминиевого колпачка, что позволяет предотвратить микробное загрязнения стерильных растворов на всех этапах технологического процесса.
При этом, Комиссия считает необходимым отметить, что согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что устанавливая требования к поставляемому товару, заказчик исходил из потребностей пациентов лечебного учреждения.
Кроме того, поскольку предметом закупки является поставка товара, а не его производство, участие в закупке могут принять как производители, так и неограниченное количество поставщиков требуемого заказчику товара.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Кроме того, в ответ на запрос заказчика были получены коммерческие предложения о готовности поставки спирта и спиртосодержащих средств в полном соответствии с требованиями технического задания, установленного в части 2 "Описание объекта закупки" от трех организаций ОАО "Аптека N8", МУП "Аптеки Якутска", ООО "Хангаласфарм" (коммерческие предложения от поставщиков представлены в материалы дела).
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Между тем, заявителем жалобы не приложены документы, подтверждающие доводы жалобы, таким образом, не представлено каких-либо доказательств того, что товар, соответствующий требованиям извещения о запросе котировок, не производится ни одним производителем.
Таким образом, заявителем не исполнено, требование части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Жалоба признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Константа" на действия заказчика ГБУ РС (Я) "Якутский республиканский онкологический диспансер" при проведении запроса котировок на поставку спиртов и спиртосодержащих средств (изв. N 0316200023816000028) необоснованной.
2. Передать материалы дела в отдел антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения на предмет соблюдения положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Т.А. Нанова
Члены комиссии: С.Н. Васильева
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 13 сентября 2016 г. N 06-787/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2016