Резолютивная часть решения объявлена 22 сентября 2016 года
В полном объеме решение изготовлено 23 сентября 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия (далее - Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии: Б.Б. Точиев - руководитель Управления;
Члены комиссии: И.М. Хамчиев - главный специалист-эксперт Управления; К.Х. Бекбузаров - главный специалист-эксперт Управления;
в присутствии представителя заказчика по доверенности - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия (далее - Заказчик) - Баркинхоева Анзора Заурбековича (доверенность от 24.09.2014 года);
в отсутствии представителя заявителя жалобы - ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель) до начала рассмотрения заявлений и ходатайств не поступало, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом);
рассмотрев жалобу Заявителя на неправомерные, по его мнению, действия (бездействия) заказчика при проведении процедуры закупки способом электронного аукциона N0214100000216000017 (далее - ЭАN0214100000216000017) выразившиеся в нарушении статей 64, 63, 33 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части нарушения требований к содержанию аукционной документации, и проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 и статьи 106 Закона о контрактной системе
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком в единой информационной системе в сети Интернет по размещению информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - ООС) размещены извещение и документация о проведении ЭАN0214100000216000017.
Согласно жалобе, Заказчиком нарушены требования к содержанию аукционной документации, а именно:
1) Нарушение правил описания объекта закупки.
2) Не установление срока действия банковской гарантии.
3) Нарушение срока разъяснений положений документации.
4) Установление возможности одностороннего расторжения контракта без указания случаев одностороннего расторжения контракта.
Представитель Заказчика пояснил, что документация ЭАN0214100000216000017 соответствует требованиям Закона о контрактной системе: при описании объекта закупки Заказчик руководствовался действующими ГОСТами; срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц (срок действия контракта )
Исследовав материалы дела Комиссия пришла к следующим выводам:
1. В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе в числе прочего должна содержать описание объекта закупки.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что необходимо использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что в техническом задании документации обжалуемого аукциона установлена необходимость соответствия поставляемого (используемого) при выполнении работ товара требованиям в том числе и ГОСТов. Вместе с тем, в техническом задании применительно к позиции "Вода для поливки рабочих швов" не указан гост, которому должна соответствовать данная вода. На рассмотреии жалобы представителем Заказчика представлен ГОСТ23732-2011 "Вода для бетонов и строительных растворов", которому, как следует из пояснений представителя Заказчика, должна соответствовать вода для поливки рабочих швов. Установлено, что в техническом задании применительно к данной воде установлены следующие характеристики: максимальное содержание в воде, мг/л сахаров >70; максимальное содержание в воде, мг/л фосфатов в расчете на P2O5 >80; максимальное содержание в воде, мг/л нитратов в расчете на NO3- >200; максимальное содержание в воде, мг/л сульфидов в расчете на S2- >60; максимальное содержание в воде, мг/л свинца в расчете на Pb2+ >80; максимальное содержание в воде, мг/л цинка в расчете на Zn2+ >90.
Вместе с тем, согласно ГОСТ23732-2011, представленного Заказчиком, к указанным в техническом задании показателям установлены следующий характеристики:
|
|
|
Наименование примеси |
Максимальное содержание, мг/л |
Метод испытания |
Сахар |
100 |
По 6.5 |
Фосфаты в расчете на |
100 |
По 6.4 |
Нитраты в расчете на |
500 |
По 6.4 |
Сульфиды в расчете на |
100 |
По 6.5 |
Свинец в расчете на |
100 |
По 6.4 |
Цинк в расчете на |
100 |
По 6.4 |
Из изложенного следует, что в техническом задании установлены характеристики, не соответствующие показателям соответствующего госта, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчиком не дано в составе документации обоснование необходимости использования других показателей, отличных от показателей, установленных требованиями ГОСТов. Аналогичные нарушений имеются также и по другим позициям технического задания в части установления в техническом задании показателей, несоответствующих требованиям ГОСТов. Кроме того, указанные характеристики, как следует из госта, можно установить лишь по итогам соответствующих испытаний, указанных в ГОСТ23732-2011.
Вследствие указанного выше, Комиссия Управления приходит к выводу, что техническое задание не отвечает целям и принципам, заложенным в контрактную систему и противоречит положениям статьи 33, 64, 66 Закона о контрактной системе.
2. В силу части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно статей 64, 63 и 34 Закона о контрактной системе документация о проведении аукциона (в том числе и проект контракта) должны содержать сведения о сроках выполнения работ.
В пункте 4.1. проекта контракта установлено , что подрядчик должен приступить к выполнению работ не позднее 1 (одного) рабочего дня с момента заключения Контракта и полностью выполнить работы в течение 60 дней.
Учитывая, что в проекте контракта и документации отсутствует срок выполнения работ определить срок действия банковской гарантии не представляется возможном, что по мнению Комиссии Управления является нарушением статей 45 и 96 Закона о контрактной системе.
3. В силу части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик (уполномоченный орган) должен ответь на запрос о разъяснении положении который поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. В ходе проведения внеплановой проверки также установлено, что в документации о проведении аукциона установлен не верный срок разъяснений положений документации - разъяснения положений документации об электронном аукционе предоставляются по запросам, поступившим в период с момента размещения по "12" сентября 2016 г., в то время как срок окончания подачи дата окончания подачи заявок - 15.09.2016г. То есть срок окончания приема запросов должен быть до 11.09.2016г. включительно. Вместе с тем, по мнению Комиссии Управления, данное нарушение срока разъяснений положений документации не ущемляет права и интересы участников закупки, так как Заказчиком установлен больший срок для приема запросов о разъяснении положений документации.
4. Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В пункте 11.3. проекта контракта установлено также, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, что по мнению Комиссии Управления не является нарушением.
На основании выше изложенного и руководствуясь статьей 99 и статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения статей 33, 45, 64, Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы дела должностному лицу Ингушского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
5. В соответствии со статьи 106 Закона о контрактной системе направить настоящее решение сторонам.
Председатель комиссии: Б.Б. Точиев
Члены комиссии: И.М. Хамчиев
К.Х. Бекбузаров
Настоящее решение (предписание) может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с административным регламентом утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" заинтересованные лица вправе обжаловать действия (бездействие) контролирующего органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения государственной функции, в досудебном (внесудебном) порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия от 27 сентября 2016 г. N 149-З/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.09.2016