Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу от 3 октября 2016 г. N 92/01-52/16
Комиссия Чукотского УФАС России по контролюв сфере закупок для обеспечение государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: И.В. Смолягина, заместитель руководителя Чукотского УФАС России; члены Комиссии: Т.Ш. Даудов, главный специалист-эксперт Чукотского УФАС России;Е.В. Лепёхин, ведущий специалист-эксперт Чукотского УФАС России;
в присутствии представителей Заявителя:
-Ковалева В.В. по доверенности N 87АА 0032136 от 05.07.2016;
в присутствии представителей Заказчика:
- Кушнир А.В. по доверенности от 30.09.2016 N 4335/01-15,
рассмотревжалобуИндивидуального предпринимателяСмольниковой Т.А. (далее - Заявитель) на действия (бездействие) заказчика, котировочной комиссии заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Чукотская окружная больница" (далее - Котировочная комиссия, Заказчик) при проведении запроса котировок на поставку тест-полосок для определения глюкозы, извещение N 0388200001216000101 (далее - Запрос котировок).
В результате проведенной проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу 26.09.2016 года поступила жалоба от Заявителя.
Существо жалобы: проведение Запроса котировок с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Жалоба была подана в Чукотское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса Заявителя, Заказчика, Котировочной комиссии было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику и Котировочной комиссии было предложено представить в адрес Чукотского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Заказчик представил письменные возражения по доводам, изложенным в жалобе, считает жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 19 сентября 2016 года в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении Запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 342 830,60 руб.
Дата окончания срока подачи заявок установлена 23.09.2016г 12:00ч.
Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе - 23.09.2016г 12:00ч.
Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме размещен на сайте (www.zakupki.gov.ru) 23.09.2016 г., 26.09.2016 в данный протокол были внесены изменения.
Рассмотрев материалы дела, проведя проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. По первому доводу жалобы Заявитель ссылается на то, что на текущий момент существует возможность подачи заявки на участие в запросе котировок только в письменной форме в запечатанном конверте.
В соответствии с пунктом 6 статьи 42Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
Частью 2 статьи 77Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа до даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок иоткрытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, указанных в извещении о проведении запроса котировок.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о контрактной системе допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательствам Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
Из содержания части 5 статьи 112Закона о контрактной системе следует, что Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 января 2015 г. N 36 "О порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок" обеспечен ввод в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок. При этом возможность подачи через единую информационную систему заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и окончательных предложений должна быть обеспечена не позднее 1 января 2017 г.
Таким образом, Заказчиком неправомерно установлено требование возможности предоставления заявок в электронной форме до ввода в эксплуатацию единой информационной системы.
Кроме того, подача заявок в форме электронного документа посредством электронной почты не позволяет обеспечить защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность таких заявок и их рассмотрение только после открытия доступа к ним в установленное время, что противоречит положениям части 4 статьи 77 Закона о контрактной системе.
Между тем в извещении о проведении Запроса котировок Заказчик предусмотрел возможность подачи заявки в электронной форме, указал адреса электронной почты guz.zakupka@hospital.chukotnet.ru.
Участники закупки следовали требованиям, предусмотренным извещением о проведении Запроса котировок, и направили заявки в электронном виде на электронный адрес, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
Котировочная комиссия заказчика рассмотрела котировочные заявки поданные участниками наадрес электронной почты guz.zakupka@hospital.chukotnet.ru.,и отразила свое решение в Протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 23 сентября 2016 года.
2. Относительно доводов Заявителя о нарушении Заказчиком законодательства о контрактной системе в сфере закупок в частивскрытия и рассмотрения котировочных заявках, Комиссией установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 78 Закона о контрактной системекотировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок. Вскрытие всех поступивших конвертов с такими заявками и открытие доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются в один день. Информация о месте, дате, времени вскрытия конвертов с такими заявками и об открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника запроса котировок, конверт с заявкой на участие в запросе котировок которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке на участие в запросе котировок которого открывается, предложения о цене контракта, указанные в таких заявках, объявляются при вскрытии конвертов с такими заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.
В соответствии с Протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в Запросе котировок было подано 6 заявок, заявка участника ООО "Э.." была отклонена по причине не соответствия требованиям извещения о Запросе котировок.
Победителем Запроса котировок признано ООО "Промед", предложение о цене которого составило 151900,00 рубля, что не выше начальной (максимальной) цены контракта, установленной в извещении о проведении Запроса котировок.
Частью 5 статьи 78 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан обеспечить осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам. Любой участник запроса котировок, присутствующий при вскрытии конвертов с такими заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, вправе осуществлять аудио- и видеозапись вскрытия этих конвертов и открытия данного доступа.
В ходе рассмотрения жалобы Заказчиком и Заявителем представлена аудиозапись проведения вскрытия конвертов с заявками на участие в Запросе котировок от 23.09.2016 года.
Комиссией Чукотского УФАС России прослушана данная аудиозаписьи установлено, чтоКотировочной комиссией были вскрыты и рассмотрены только 5 (пять) котировочных заявок участников, заявка участника ООО "В.." не вскрывалась и не рассматриваласьво время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок.
Согласно части 1 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок. Вскрытие всех поступивших конвертов с такими заявками, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются в один день.
Согласно извещению о проведении Запроса котировок дата и время проведения вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам - 23.09.2016 12:00 ч.
В ходе заседания Комиссии установлено, чтовсе заявки участников, поданные в форме электронных документов на момент вскрытия 23.09.2016 12:00 часов, уже были вскрыты и распечатаны на бумажном носителе, что подтверждается аудиозаписьювскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам, представленной Заказчиком.
На основании чего, в действиях Котировочной комиссии установлено нарушение части 1 стать 78 Закона о контрактной системе.
Комиссией Чукотского УФАС России выявлены иные нарушения Закона о контрактной системе.
1. В соответствии с частью 8 статьи 78 Закона о контрактной системе в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок должна содержатся информация об отклоненных заявках на участие в запросе котировок с обоснованием причин отклонения (в том числе с указанием положений настоящего Федерального закона и положений извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют заявки на участие в запросе котировок этих участников, предложений, содержащихся в заявках на участие в запросе котировок, не соответствующих требованиям извещения о проведении запроса котировок, нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, послуживших основанием для отклонения заявок на участие в запросе котировок).
В протоколе заседания котировочной комиссии по рассмотрению и оценке заявок на участие в Запросе котировок от 23.09.2016 указано, что заявка ООО "ЭСКОМ КРАСНОДАР" отклонена от участия в запросе котировок на основании ч.3 п. 4 ст. 43 Закона N 44-ФЗ (заявка не соответствует требованиям извещения о проведении запроса котировок).
Однако обоснование конкретных причин отклонения заявки, понятных участнику закупки, в протоколе отсутствует.
Таким образом, Комиссия пришла к обоснованному выводу о нарушении Котировочной комиссии заказчика части 8 статьи 78 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 1 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок. Вскрытие всех поступивших конвертов с такими заявками и открытие доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются в один день. Информация о месте, дате, времени вскрытия конвертов с такими заявками и об открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника запроса котировок, конверт с заявкой на участие в запросе котировок которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке на участие в запросе котировок которого открывается, предложения о цене контракта, указанные в таких заявках, объявляются при вскрытии конвертов с такими заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.
В нарушение данной нормы закона, что подтверждается аудиозаписью представленной Заказчиком, Котировочная комиссия при вскрытии конвертов с заявками не объявила о месте, дате, времени вскрытия конвертов, о почтовом адресе каждого участника Запроса котировок.
Таким образом, данные действия Котировочной комиссии нарушают требования части 1 статьи 78 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 3 статьи 77 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок, поданная в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, регистрируется заказчиком. При этом отказ в приеме и регистрации конверта с такой заявкой, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование предоставления данной информации не допускаются. По требованию участника запроса котировок, подавшего заявку на участие в запросе котировок, заказчик выдает расписку в получении заявки на участие в запросе котировок с указанием даты и времени ее получения.
Заказчиком на заседание комиссии был представлен "Журнал регистрации поступления заявок на участие в запросе котировок поданных в электронной форме", из данного журнала не возможно установить, когда Заказчику поступили заявкина участие в запросе котировок в письменной форме.
4. В соответствии с частью 8 статьи 78 Закона о контрактной системе Результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок оформляются протоколом, в котором содержатся информация о заказчике, о существенных условиях контракта, о всех участниках, подавших заявки на участие в запросе котировок, об отклоненных заявках на участие в запросе котировок с обоснованием причин отклонения (в том числе с указанием положений настоящего Федерального закона и положений извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют заявки на участие в запросе котировок этих участников, предложений, содержащихся в заявках на участие в запросе котировок, не соответствующих требованиям извещения о проведении запроса котировок, нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, послуживших основанием для отклонения заявок на участие в запросе котировок), предложение о наиболее низкой цене товара, работы или услуги, информация о победителе запроса котировок, об участнике запроса котировок, предложившем в заявке на участие в запросе котировок цену контракта такую же, как и победитель запроса котировок, или об участнике запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем запроса котировок условий. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и в день его подписания размещается в единой информационной системе. Указанный протокол составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, другой в течение двух рабочих дней с даты подписания указанного протокола передается победителю запроса котировок с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цены, предложенной победителем запроса котировок в заявке на участие в запросе котировок.
Согласно информации, размещенной в ЕИС 26.09.2016 в Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 23.09.2016 Заказчиком, были внесены изменения в части рассмотренных котировочных заявок и их уже оказалось 7 (семь).
Следует отметить, что согласно аудиозаписи, представленной самим Заказчиком 23.09.2016 в 12:00 часов было вскрыто и рассмотрено пять котировочных заявок.
Законом о контрактной системе не предусмотрено внесение изменений в протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок.
Таким образом, действия Заказчика, допустившего внесение изменений в протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 23.09.2016, нарушают часть 8 статьи 78 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2.1 статьи 7.30 КоАП, за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требований к содержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотрена административная ответственность.
5.В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, в том числе место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок.
Согласно файла Извещение опубликованного в ЕИС место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок определено Заказчиком, как 14 августа 2016 года в 12-00 часов.
Данное несоответствие вводит в заблуждение участников закупки.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования пункта 3 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
Комиссия Чукотского УФАС России полагает, что в рассматриваемой ситуации невозможно разрешить сложившуюся ситуацию и восстановить права участников, иначе, как приняв решение об аннулировании Запроса котировок.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу Комиссия, руководствуясь частью 8 статьей 106Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателяСмольниковой Т.А. на действия (бездействие) заказчика, котировочной комиссии заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Чукотская окружная больница"при проведении запроса котировок на поставку тест-полосок для определения глюкозы, извещение N 0388200001216000101,обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим требования части 4 статьи 77, пункта 3 части 1 статьи 73Закона о контрактной системе.
3. Признать Котировочную комиссию заказчиканарушившими требования части 1 и части 8 статьи 78 Закона о контрактной системе
4. Выдать Заказчику, Котировочной комиссии обязательное для исполнения предписание.
5. Передать материалы должностному лицу Чукотского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.
Председатель Комиссии _________________________ И.В. Смолягина
Члены Комиссии _________________________ Т.Ш. Даудов
_________________________ Е.В. Лепёхин
Решение может быть обжаловано в судебном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу от 3 октября 2016 г. N 92/01-52/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2016