Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 21 октября 2016 г. N 08-07-1769/2016
Резолютивная часть решения оглашена 21 октября2016 года
Решение в полном объеме изготовлено 26 октября2016 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:Членов комиссии:
в присутствии представителей:
Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области - Кузнецова В.В.,
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области - Румянцева Н.С., Вастихиной И.Р.,
ООО "Новые Облачные Технологии" - Севастьянова Д.А.,
рассмотрев жалобу ООО "Новые Облачные Технологии" на действия Территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области при проведении электронного аукциона на предоставление неисключительных (пользовательских) прав (лицензии) на использование программного обеспечения OfficeStandard 2016 (номер извещения N 0153200000216014508),
УСТАНОВИЛА:
19 октября2016 г. в Оренбургское УФАС России поступилажалоба ООО "Новые Облачные Технологии" (далее - Заявитель) на действия Территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области(далее - Заказчик), при проведении электронного аукциона на предоставление неисключительных (пользовательских) прав (лицензии) на использование программного обеспечения OfficeStandard 2016 (номер извещения N 0153200000216014508)(далее - аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),Заказчику, Министерству экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (далее - Уполномоченному органу),оператору электронной площадкивыставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Представитель Заявителя на заседание Комиссии пояснил, что Заказчиком в аукционной документации и Обосновании не установлено такое требование к закупаемому программному обеспечению, как наличие характеристики "Системные требования к рабочему месту пользователя программного продукта АИС "Финансирование ОМС", и не указаны сами системные требования к рабочему месту пользователя программного продукта АИС "Финансирование ОМС", которым должно соответствовать закупаемое программное обеспечение, что является нарушением пп. в. п.2 "Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Постановлением N1236 (далее - Порядок подготовки).
Представитель Заявителя полагает, что указание в Обосновании на несуществующее требование, причем сформулированное таким образом, что определить его сущность не представляется возможным, неправомерно, и свидетельствует о том, что Заказчик фактически осуществляет немотивированную закупку иностранного программного обеспечения в обход прямого законодательного запрета.
Также представитель Заявителя указал, что в соответствии с пп. г. п.2 Порядка подготовки, Обоснование должно содержать указание на функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным Заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки. В нарушение указанного положения, Обоснование содержит информацию только об одном программном обеспечении, относящимся к классу "Офисные приложения" - МойОфис Профессиональный.
Указаний на названия всего остального программного обеспечения, входящего в Реестр и относящегося к классу "Офисные приложения", а также на функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым оно не соответствует установленным Заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, Обоснование не содержит, что является нарушением пп. г. п. 2. Порядка подготовки.
Представители Заказчика жалобу Заявителя просили признать необоснованной, указали, что Заказчиком в настоящее время используется программное обеспечение MicrosoftOffice 2003, в связи с увеличением количества рабочих мест и недостаточностью функционала MicrosoftOffice 2003 возникла необходимость приобретения программного обеспечения MicrosoftOfficeStandart 2016, также при работе в АИС "Финансирование ОМС" для загрузки и выгрузки отчетов из федерального фонда ОМС и страховых медицинских организаций области используется СОМ-объект Excel.Application. Данный объект присутствует только в составной части программного продукта MicrosoftOffice (компонент MicrosoftExcel). Если на автоматизированном рабочем месте не установлен MicrosoftOffice, то этот функционал АИС "Финансирование ОМС" работать не будет.
Представители Заказчика пояснили, что обоснование содержит информацию только одного программного обеспечения "МойОфис Профессиональный", т.к. взят основной аналог ПО присутствующий в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, т.к. необходимый Заказчику комплект однозначно отсутствует во всех остальных ПО того же класса.
Представители Заказчика указали, что российское ПО "МойОфис" не удовлетворяет характеристикам, указанным в п.2 технического задания аукционной документации в части того, что табличный процессор ПО "МойОфис" не обладает возможностью выполнять код на основе VisualBasik.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
11.10.2016 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки было размещено извещениеи документация опроведении электронного аукциона на предоставление неисключительных (пользовательских) прав (лицензии) на использование программного обеспечения OfficeStandard 2016 (номер извещения N 0153200000216014508).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет1322841.00рублей.
Документация об аукционе утверждена Заказчиком.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с пунктом 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок), утвержденного Постановлением N 1236 обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).
Комиссия Оренбургского УФАС России, изучив аукционную документацию, установила, что Заказчиком в документации об аукционе включено положение - обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных нужд (далее - Обоснование) на основании подпункта "б" пункта 2 Постановления N 1236.
Исходя из пояснений представителей Заказчика, изучив материалы дела, Комиссия Оренбургского УФАС России находит неубедительным доводы жалобы Заявителя.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобуООО "Новые Облачные Технологии" на действия Территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области при проведении электронного аукциона на предоставление неисключительных (пользовательских) прав (лицензии) на использование программного обеспечения OfficeStandard 2016 (номер извещения N 0153200000216014508), необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
Члены комиссии |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 21 октября 2016 г. N 08-07-1769/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2016