Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 2 ноября 2016 г. N 786
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев 02.11.2016 года жалобу ООО "Профит плюс" (далее - Заявитель) на действия администрации Колопинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия при проведении электронного аукциона N 0109300039216000002 на выполнение работ по строительству автодороги по улице Советская в с. Колопино Краснослободского муниципального района Республики Мордовия (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 26.10.2016 г. поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 28.10.2016 N 1186 рассмотрение жалобы назначено на 01.11.2016 года в 15 часов 00 минут (мск).
В целях выяснения дополнительных обстоятельств дела и представления Заказчиком документов, в ходе рассмотрения дела N 614 объявлялся перерыв до 02.11.2016 15 часов 00 минут (мск).
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчиком аукционная документация в новой редакции не размещена в Единой информационной системе (далее - ЕИС).
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились и сообщили, что 11.10.2016 года были внесены изменения в извещение и документацию об Аукционе, после чего в ЕИС были опубликованы новые редакции извещения и документации об Аукционе.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы, действия Заказчика и аргументы представителей, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Заказчиком 07.10.2016 г. в Единой информационной системе в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона N 0109300039216000002 на выполнение работ по строительству автодороги по улице Советская в с. Колопино Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.
11.10.2016 года Заказчиком внесены изменения в извещение и документацию о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта: 4 666 817,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 26.10.2016 17:00 (мск).
Дата проведения аукциона в электронной форме: 31.10.2016 г.
1. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В ходе рассмотрения дела, Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что 11.10.2016 года Заказчиком внесены изменения в извещение и документацию об Аукционе в части сроков выполнения работ, при этом, в нарушение ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе, измененная документация об Аукционе не размещена в ЕИС.
Таким образом, довод Заявителя нашел свое подтверждение.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Аукциона, Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.
2. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Согласно части 3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
При этом Комиссией установлено, что проект контракта, являющийся неотъемлемой частью документации об Аукционе, содержит следующие положения:
"9.2. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств по оплате Цены Контракта Поставщик вправе потребовать от Заказчика уплату неустойки. Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства по оплате Цены Контракта, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства по оплате Цены Контракта. Размер такой неустойки устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неоплаченной части Цены Контракта.
За ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств по Контракту, начисляется штраф в виде фиксированной суммы в размере, определяемом в следующем порядке:
- 2,5 процента цены Контракта в случае, если цена Контракта не превышает 3 млн. рублей".
"9.3.В случае просрочки исполнения Поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим Контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, Заказчик направляет Поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом. Размер штрафа является фиксированным и определяется в следующем порядке:
- 10 процентов цены Контракта в случае, если цена Контракта не превышает 3 млн. рублей".
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Следовательно, Заказчиком в проекте контракта не установлен соответствующий требованиям Правил порядок определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также размера штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего порядок определения размера штрафа надлежащим образом, нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системы определены единые требования к участникам закупки, устанавливаемые Заказчиком в документации при осуществлении закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 (далее - Постановление) во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.11.2015 N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" (далее - Указ) установлен Перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики (далее - организации, находящиеся под контролем Турецкой Республики), запрещено выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссией Мордовского УФАС России изучив документацию об Аукционе, установила, что в данной закупке отсутствует запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457, что является нарушением требований ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
Часть 5 статьи 31 Закона о контрактной системе содержит императивное требование о необходимости установления в документации о закупке (извещении о закупке) условий о соответствии участника закупки требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе независимо от способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено требование, согласно которому участник не должен являться офшорной компанией.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Законом о контрактной системе в ч. 1 ст. 31 установлены единые требования к участникам закупки, которые Заказчик при осуществлении закупки обязан установить как в аукционной документации, так и в извещении о проведении Аукциона.
Вместе с тем, документация об Аукционе указанное единое требование к участникам закупки не содержит.
Действия Заказчика не установившего в документации об Аукционе вышеуказанное единые требования в полном объеме нарушают п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Вместе с тем, Заказчиком в пункте 6.2. проекта контракта порядок оплаты работ определен как: оплата за выполненные работы производится путем перечисления денежных средств в рублях Российской Федерации на расчетный счет Подрядчика на основании акта сдачи-приемки выполненных работ. Оплата осуществляется по мере поступления денежных средств из бюджета Республики Мордовия после подписания актов выполненных работ КС-3, КС-2.
Следовательно, Заказчиком в проекте государственного контракта не установлен срок оплаты за выполненные работы.
Таким образом, действиями Заказчика нарушена часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
6. Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация, об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с локальной сметой и ведомостью работ на выполнение работ по строительству автодороги по улице Советская в с. Колопино Краснослободского муниципального района Республики Мордовия Исполнителю необходимо выполнить, в том числе, следующие виды работ:
- разработка грунта с перемещением до 300 м;
- устройство земляного полотна;
- устройство дорожной одежды (устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из песка, устройство оснований из щебня);
- устройство искусственных сооружений;
- укладка трубопроводов из асбестоцементных безнапорных труб диаметром 300 мм.
Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Согласно п. 25.1 Перечня, свидетельство СРО необходимо для выполнения работ по устройству земляного полотна для автомобильных дорог.
Согласно п. 25.2 Перечня, свидетельство СРО необходимо для устройства оснований автомобильных дорог.
Согласно п. 25.6 Перечня, свидетельство СРО необходимо для устройства дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросочных устройств.
Таким образом, в нарушение ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе Заказчиком в документации об Аукционе не установлено требование к участникам закупки о предоставлении копии свидетельства о допуске к работам по организации строительства, что содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса от участника электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что в соответствии с извещением и представленной на обозрение Комиссии Мордовского УФАС России документации об Аукционе, даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об Аукционе: с 10 октября 2016 по 25 октября 2016 г.
Дата внесения изменений в извещение и документацию об Аукционе: 11.10.2016 г.
Дата и время окончания подачи заявок: 26 октября 2016 17 часов 00 минут (мск).
В соответствии со ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Комиссией установлено, что срок предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об Аукционе не соответствует ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком неверно установлен срок предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе, что нарушает ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, а также содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2. ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. Согласно части 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является выполнение работ по строительству.
На заседании Комиссии установлено, что проект контракта документации об Аукционе не содержит условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказом Мордовского УФАС России от 07.08.2016 года N 78-од "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профит плюс" на действия администрации Колопинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия при проведении электронного аукциона N 0109300039216000002 на выполнение работ по строительству автодороги по улице Советская в с. Колопино Краснослободского муниципального района Республики Мордовия обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 10 ч. 1 ст. 31, ч.ч. 5, 8, 13 ст. 34, ч. 1 ст. 59, ч. 3 ст. 64, ч. 4 ст. 65, ч. 5 ст. 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 2 ноября 2016 г. N 786
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.11.2016