Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 17 октября 2016 г. N 2011/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян, В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N2011/03 о нарушении норм Федерального Закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении открытого конкурса N 0158300041216000060 "Разработка проектно-сметной документации по объекту: "Реконструкция ОСК г. Аксая в п. Ковалевка Аксайского района" (далее - конкурс), в присутствии представителя Заказчика (Агрызкова А.М., Постарнака Е.М., Инвеевой АС.), в отсутствие представителей Заявителя и Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на нарушение Заказчиком ч.9 ст.32, ч.1 ст.50 Закона и Правил оценки заявок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N1085 при установлении показателя нестоимостного критерия оценки заявок "квалификация участников закупки".
Заказчик в возражении на жалобу отрицал нарушения Закона при проведении конкурса, просил признать жалобу необоснованной.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) по данной жалобе проведена внеплановая проверка порядка осуществления закупки, в результате которой установлено следующее:
согласно извещению о проведении открытого конкурса от 29.09.2016 г. N0158300041216000060:
- установлены дата и время окончания подачи заявок - 14.10.2016 года в 14:00;
- начальная (максимальная) цена контракта составила 44 389 351,00 рублей.
Доводом жалобы Заявителя является нарушение Заказчиком ч.9 ст.32, ч.1 ст.50 Закона и Правил оценки заявок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N1085 при установлении показателя нестоимостного критерия оценки заявок "квалификация участников закупки".
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как указано в ч. 8 ст. 32 Закона порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. п. 1 и 2 ч. 1 данной статьи.
Частью 9 ст. 32 Закона установлено, что не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных ч. 6 данной статьи и в соответствии с ч. 8 данной статьи, за исключением случая, предусмотренного ч. 2 данной статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
При этом, согласно пункту 3 Правил оценки заявок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N1085, "оценка" - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 27 Правил показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть, в том числе, опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Внеплановой проверкой установлено, что с целью оценки заявок на участие в открытом конкурсе устанавливается значимость критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - 40%, (коэффициент значимости - 0,4).
Заказчиком в качестве показателей нестоимостного критерия оценки заявок "квалификация участников закупки" установлены:
1. "опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема", значимость которого составляет 40%;
2. квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ - величина значимости показателя: 60 %.
Согласно Приложению 6 к конкурсной документации "опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема"
Оценка по показателю "опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" осуществляется согласно порядка, представленного в Таблице N1:
"Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (сумма контрактов (договоров) сопоставимого характера и объема), при этом, под контрактами (договорами) сопоставимого характера и объема понимаются контракты (договора) по проектированию следующих объектов: очистные сооружения, водозаборные сооружения; стоимость выполненных обязательств каждого контракта (договора) должна быть не менее пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса; каждый акт (акты) о приемке выполненных работ должен быть подписан заказчиком и подрядчиком в период с 01.01.2011г. по 01.04.2016г. |
Количество баллов рассчитывается по формуле: НЦБ1i = КЗ1 х 100 х (Ki / Kmax), где: КЗ1 - коэффициент значимости показателя. Ki - сумма контрактов (договоров), сведения о которых содержатся в заявке i-го участника, принятых комиссией для оценки заявки i-го участника; Kmax - сумма контрактов (договоров), сведения о которых содержатся в заявке участника, представившего сведения о контрактах (договорах) с максимальной суммой контрактов (договоров), принятых комиссией для оценки заявки i-го участника. |
Таким образом, в конкурсной документации Заказчик связывает опыт участника торгов только с выполнением работ по разработке проектной документации по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, за период с 01.01.2011 года по 01.04.2016 года. При этом датой окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе является 14.10.2016 года. Однако контракты, акты о приемке выполненных работ по которым подписаны заказчиком и подрядчиком в период со 02.04.2016 по 14.10.2016, то есть в последние шесть месяцев, предшествующих дате окончания подачи заявки, Заказчиком в качестве опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема не учитываются.
Между тем, опыт выполнения работ (в том числе, сопоставимых) никак не связан именно со сроком их выполнения именно до 01.04.2016 года, а не после указанной даты.
Само по себе указание на срок, в течение которого выполнены сопоставимые работы не определяет стоимость, а также перечень и состав работ, которые выполнены подрядчиком в рамках контракта.
Установленный Заказчиком порядок оценки заявок по показателю "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта, в связи с отсутствием установленной зависимости между сроком "с 01.01.2011 года по 01.04.2016 года" и фактическим опытом участника закупки. Кроме того, Комиссия Ростовского УФАС России полагает, что установленный Заказчиком срок, исключающий получение баллов за работы, выполненные после 01.04.2016 года, снижет вероятность объективной оценки по данному показателю, поскольку исключает возможность участника подтвердить свой опыт ранее исполненными контрактами - выполненными позже установленного Заказчиком срока.
Формула, указанная Заказчиком для оценки заявок по рассматриваемому критерию, позволяет участнику, имеющему всего один успешно исполненный с 01.01.2011 года по 01.04.2016 года контракт получить максимальное количество баллов, тогда как участник, подтверждающий свой опыт контрактами, исполненными позже установленного Заказчиком срока, получит 0 баллов независимо от количества и суммы данных контрактов. Таким образом, отсутствует объективная зависимость между фактическим опытом участника и количеством баллов по данному показателю, определяемому исходя из положений конкурсной документации.
Следовательно, Заказчиком нарушены ч.9 ст.32, ч.1 ст.50 Закона в части установления и использования Заказчиком не предусмотренных Законом критериев или их величин значимости.
В соответствии с п.28 Правил оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
В конкурсной документации Заказчик установил, что оценка по показателю "квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ" осуществляется согласно порядка, представленного в Таблице N2:
Таблица N2
Показатель |
Расчет баллов |
"Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ" (количество квалифицированных работников, имеющих высшее образование в области: водоснабжение и водоотведение; водоснабжение и канализация; комплексное использование и охрана водных ресурсов; автоматизированные системы управления; промышленное и гражданское строительство; городское строительство и хозяйство; промышленная вентиляция и кондиционирование воздуха; электромеханика; электрические машины; инженерная защита окружающей среды, проработавших в данной организации не менее 3 (трех) лет. |
Количество баллов рассчитывается по формуле: НЦБ2i = КЗ2 х 100 х (Ki / Kmax), где: КЗ2 - коэффициент значимости показателя. Ki - количество квалифицированных работников, имеющих высшее архитектурное и/или инженерно-строительное образование, сведения о которых содержатся в заявке i-го участника, принятых комиссией для оценки заявки i-го участника; Kmax - количество квалифицированных работников, имеющих высшее образование в области: водоснабжение и водоотведение; водоснабжение и канализация; комплексное использование и охрана водных ресурсов; автоматизированные системы управления; промышленное и гражданское строительство; городское строительство и хозяйство; промышленная вентиляция и кондиционирование воздуха; электромеханика; электрические машины; инженерная защита окружающей среды, проработавших в данной организации не менее 3 (трех) лет. |
В качестве документов, подтверждающих квалификацию участника закупки по данному показателю, участник представляет в составе заявки на участие в конкурсе: копии дипломов о высшем архитектурном и/или инженерно-строительном образовании работников; копии трудовых книжек, подтверждающих факт наличия таких трудовых отношений между заявленными работниками и участником закупки (в случае, если работник состоит в трудовых отношениях с участником закупки на условиях совместительства, и запись о совместительстве не внесена в трудовую книжку, вместо копии трудовой книжки представляется копия трудового договора.
При этом стаж работы сотрудников в других организациях, осуществляющих проектную деятельность, то есть деятельность необходимую Заказчику для выполнения условий контракта, в рамках данного критерия не учитывается.
Учитывая положения Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 года N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", работы по подготовке проектной документации, являющиеся предметом настоящего конкурса, могут быть выполнены только лицом, являющимся членом саморегулируемой организации и имеющим свидетельство о допуске к указанному виду работ.
Наличие или отсутствие у участника работников со стажем 3 года и более, не является надлежащим подтверждением требуемой Заказчиком квалификации трудовых ресурсов, поскольку наличие соответствующих записей в трудовых книжках сотрудников участника, само по себе, даже не дает хозяйствующему субъекту право заниматься подготовкой проектной документации по реконструкции объектов капитального строительства.
Между тем, из конкурсной документации следует, что отсутствие указанных сотрудников в штате участника является основанием для снижения баллов по показателю "квалификация трудовых ресурсов" участника.
Приведенный в конкурсной документации показатель "квалификация трудовых ресурсов" критерия "квалификация участников закупки" не влияет на действительную квалификацию участников, поскольку не позволяет участникам объективно подтвердить свою квалификацию предоставлением документов в соответствии с требованиями Заказчика, что, в свою очередь, не позволит конкурсной комиссии Заказчика определить наиболее достойное предложение участника закупки.
Изложенная Заказчиком в документации формула оценки по критерию "квалификация участников закупки" не предусматривает объективной зависимости между сведениями, указанными участниками в заявках и количеством присваиваемых им баллов.
На основании изложенного, установленный Заказчиком порядок оценки заявок по критерию "квалификация трудовых ресурсов" не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта, в связи с отсутствием установленной зависимости между количеством квалифицированных работников, проработавших у участника не менее трех лет и фактической квалификацией данного участника закупки.
Таким образом, Заказчик нарушил ч.9 ст.32, ч.1 ст.50 Закона.
Доводом жалобы Заявителя является различное указание Заказчиком в извещении о проведении конкурса и в конкурсной документации реквизитов счета для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок участников конкурса.
Согласно п.9 ч.3 ст.49 Закона в извещении о проведении открытого конкурса Заказчик указывает:
9) реквизиты счета для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок участников такого конкурса.
В извещении о проведении конкурса N0158300041216000060 в редакции от 29.09.2016 года Заказчик указал следующий номер счета для перечисления денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе - 40302810260153001017.
В силу ч.1 ст.50 Закона конкурсная документация должна содержать в т.ч. информацию, указанную в извещении о проведении конкурса.
Однако в п.19 Информационной карты конкурса Заказчик указал иной номер счета - 4030281026015300101.
Исходя из вышеизложенного, указав различные реквизиты счета для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок участников такого конкурса в конкурсной документации и в извещении о проведении конкурса, Заказчик нарушил ч.1 ст.50 Закона.
Доводом жалобы Заявителя является установление Заказчиком в документации срока подачи заявок с 08-00 12 июля 2016 г., тогда как в извещении указана дата 29.09.2016г.
Внеплановой проверкой установлено, что первая редакция конкурсной документации размещена на официальном сайте 11.07.2016 года и срок подачи заявок в ней установлен с 08-00 12 июля 2016 года. При этом, Заявитель в жалобе указал извещение в редакции от 29.09.2016 года и, соответственно, срок подачи заявок в данному извещении - с 08 часов 00 минут 29.09.2016 года.
Таким образом, учитывая, что участники закупки имели право подать заявки на участие в данном конкурсе как с 08-00 12 июля 2016 года (в момент действия редакции конкурсной документации от 11.07.2016г.), так и с 29.09.2016 года (в момент действия редакции конкурсной документации от 29.09.2016г.), данный довод жалобы следует признать необоснованным.
Доводом жалобы Заявителя является сокращение Заказчиком срока подачи запроса на разъяснение положений документации, что, по мнению Заявителя, нарушает ч.7 ст.50 Закона.
В соответствии с ч.7 ст.50 Закона любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Внеплановой проверкой установлено, что в п.15 Информационной карты Заказчик установил порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации:
"дата начала срока предоставления разъяснений положений конкурсной документации: "12" июля 2016 г.;
Дата окончания срока предоставления разъяснений положений конкурсной документации: "11" октября 2016г.
Запрос от участника должен поступить Заказчику не позднее: "09" октября 2016 г".
Учитывая, что срок окончания подачи заявок по настоящему конкурсу установлен 14.10.2016 года в 14:00 часов, Заказчик указав, что запрос от участника должен поступить Заказчику не позднее 09 октября 2016 г., выполнил требования ч.7 ст.50 Закона. Данный довод жалобы следует признать необоснованным.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.9 ст.32, ч.1 ст.50 Закона.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в конкурсную документацию.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 17 октября 2016 г. N 2011/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.10.2016