Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 21 октября 2016 г. N 2061/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: К.А. Коренченко,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян
В.В. Моргунов,
рассмотрев дела NN 2061/03, 2062/03, 2063/03, 2064/03, 2065/03 по жалобам Заявителя-1, Заявителя-2, Заявителя-3, Заявителя-4, Заявителя-5 о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0358100008716000015 "Выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Берегоукрепление Цимлянского водохранилища у х.Попов Чернышковского района Волгоградской области" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии Заявителя-4 (Дыгай А.Г.), представителя Заказчика (Ворониной Е.А.), представителя Специализированной организации (Чекменевой О.А.), в отсутствии представителей Заявителя-1, Заявителя-2, Заявителя-3, Заявителя-5,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступили жалобы Заявителя-1, Заявителя-2, Заявителя-3, Заявителя-4, Заявителя-5, в которых обжаловались положения документации об аукционе.
Заказчик в возражениях на жалобы отрицал нарушения Закона при проведении аукциона, просил признать жалобы необоснованными.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) по данным жалобам проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0358100008716000015 от 30.09.2016 года:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 173 233 530,00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 18.10.2016 года в 10 часов 00 минут.
Согласно доводам жалоб Заявителя-1, Заявителя-2, Заявителя-3, Заказчик в Техническом задании по ряду товаров установил требования, не соответствующие действующим государственным стандартам.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
Частью 2 статьи 33 Закона предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Указание на то, что включение в документацию показателей должно осуществляться в соответствии с требованиями ч.1 ст. 33 Закона, означает, что показатели должны носить объективный характер, представлять собой функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В п.9.6 документации об аукционе Заказчик установил, что участники электронного аукциона заполняют первые части своих заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с требованиями пункта 9.3. Части 1. документации об электронном аукционе, а также согласно инструкции по заполнению, определенной в разделах 3.1, 3.3, 3.5, 3.7, 3.9, 3.11, 3.13, 3.15 Приложения N3 к документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание).
В Техническом задании Заказчик установил требования к товару "проволока сварочная", в том числе:
- Номинальный диаметр проволоки необходим, мм, не менее 4,0;
- Колебания временного сопротивления разрыву в одном мотке проволоки диаметром более 1,4 мм не должны превышать 98 МПа (10 кгс/мм).
По мнению Заявителя-1, данные требования не соответствуют ГОСТ 2246-70.
Согласно п.3.24 "ГОСТ 2246-70. Проволока стальная сварочная. Технические условия" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 23.06.1970 N 952) временное сопротивление разрыву легированной и высоколегированной проволоки должно соответствовать нормам, указанным в табл. 7:
Таблица 7
---------------------------------------------------------------------- Диаметр про-|Временное сопротивление разрыву проволоки, МПа (кгс/мм2), волоки, мм | предназначенной |--------------------------------------------------------- | для сварки (наплавки) |для изготовления электродов ------------+----------------------------+---------------------------- Св. 2,0 |686 - 1029 (70 - 105) |637 - 931 (65 - 95)
Примечания. 1. Колебания временного сопротивления разрыву в одном мотке проволоки диаметром более 1,4 мм не должны превышать 98 МПа (10 кгс/мм2).
Данное Примечание к Таблице 7 ГОСТ 2246-70 относится, в том числе, и к проволоке диаметром не менее 4 мм.
Таким образом, требования по товару "проволока сварочная" по указанным в жалобе Заявителя-1 позициям соответствуют ГОСТ 2246-70. Данный довод жалобы следует признать необоснованным.
В Техническом задании Заказчик установил требования к товару "лесоматериалы", в том числе:
- из древесины березы и/или осины и/или ольхи;
- должна использоваться древесина 2 сорта;
- кривизна: а) простая допускается с отношением стрелы прогиба в месте наибольшего искривления к длине сортимента не более 2%.
По мнению Заявителя-1, данные требования не соответствуют ГОСТ 9463-88.
Внеплановой проверкой установлено, что "ГОСТ 9463-88. Лесоматериалы круглые хвойных пород. Технические условия" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 21.04.1988 N 33), указанный Заявителем-1, распространяется на круглые лесоматериалы хвойных пород, предназначенные для использования в различных отраслях промышленности и строительства.
Однако, согласно Техническому заданию, Заказчику требовались к поставке лесоматериалы лиственных пород и Заказчик установил к данному товару требования в соответствии с иным государственным стандартом - ГОСТ 9462-88. Лесоматериалы круглые лиственных пород. Технические условия (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 21.04.1988 N 33).
Таким образом, требования по товару "лесоматериалы" по указанным в жалобе Заявителя-1 позициям соответствуют ГОСТ 9462-88. Данный довод жалобы следует признать необоснованным.
В Техническом задании Заказчик установил требования к товару "лесоматериалы", в том числе: Плотность р20/4*, не более 0,790.
По мнению Заявителя-1, Заявителя-3, данные требования не соответствуют ГОСТ 3134-78.
Внеплановой проверкой установлено, что приведенное требование Заказчика соответствует п.1.2 "ГОСТ 3134-78. Уайт-спирит. Технические условия" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 29.03.1978 N 856).
Таким образом, требования по товару "уайт-спирит" по указанным в жалобе Заявителя-1, Заявителя-3 позициям соответствуют ГОСТ 3134-78. Данный довод жалоб следует признать необоснованным.
Согласно доводам жалобы Заявителя-2, Заказчик в Техническом задании по ряду товаров установил требования, не соответствующие действующим государственным стандартам.
В Техническом задании Заказчик установил требования к товару "уайт-спирит", в том числе:
- Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более 17;
- Массовая доля общей серы, %, не более 0,04.
По мнению Заявителя-2, данные требования не соответствуют ГОСТ 3134-78.
Согласно Примечаниям к п.1.2 "ГОСТ 3134-78. Уайт-спирит. Технические условия" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 29.03.1978 N 856) установлено следующее:
1. Для уайт-спирита (нефраса-С4 - 155/200), вырабатываемого из высокоароматизированных ставропольских, дагестанских, волгоградских и шаимских нефтей, массовая доля ароматических углеводородов допускается не более 17%.
2. Для уайт-спирита (нефраса-С4 - 155/200), вырабатываемого из казахских и туркменских нефтей, массовая доля серы допускается не более 0,04%.
Таким образом, требования по товару "уайт-спирит" по указанным в жалобе Заявителя-2 позициям соответствуют ГОСТ 3134-78. Данный довод жалобы следует признать необоснованным.
В Техническом задании Заказчик установил требования к товару "щебень", в том числе:
- Щебень требуется из осадочных или из изверженных или из метаморфических пород или из гравия;
- Марка по дробимости щебня требуется 1000;
- Должно быть содержание зерен слабых пород не более 10 % по массе.
По мнению Заявителя-2, данные требования не соответствуют ГОСТ 8267-93.
Согласно п.4.5 "ГОСТ 8267-93. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" (введен в действие Постановлением Госстроя РФ от 17.06.1994 N 18-43) содержание зерен слабых пород в щебне и гравии в зависимости от вида горной породы и марки по дробимости не должно быть более указанного в таблице 7:
Таблица 7
В процентах по массе
/----------------------------------------------------------------\ |Вид породы и марка по дробимости щебня и гравия|Содержание зерен| | | слабых пород | | | | |-----------------------------------------------+----------------| | Щебень из изверженных, метаморфических и | | |осадочных горных пород марок: | | | 1400; 1200; 1000 | 5 | | 800; 600; 400 | 10 | | 300 | 15 | | Щебень из гравия и валунов и гравий марок: | | | 1000; 800; 600 | 10 | | 400 | 15 | \----------------------------------------------------------------/
Таким образом, требования по товару "щебень" по указанным в жалобе Заявителя-2 позициям соответствуют ГОСТ 8267-93. Данный довод жалобы следует признать необоснованным.
В Техническом задании Заказчик установил требования к товару "электроды", в том числе:
- номинальная длина электрода со стержнем из сварочной проволоки низкоуглеродистой или легированной не более 450мм(пред. откл. 3);
- длина зачищенного от покрытия конца 25мм (пред. откл. 5).
По мнению Заявителя-2, данные требования не соответствуют ГОСТ.
Внеплановой проверкой установлено, что приведенное требование Заказчика указано в соответствии с Таблицей 2 "ГОСТ 9466-75 (СТ СЭВ 6568-89). Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1975 N 779).
Таким образом, требования к товару "электроды" по указанным в жалобе Заявителя-2 позициям соответствуют ГОСТ 9466-75. Данный довод жалобы следует признать необоснованным.
Согласно доводам жалобы Заявителя-2, требования Заказчика по товару "щебень" не соответствуют действующим ГОСТ.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
В силу п.п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
п.1 ч.1 ст.33 Закона: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
п.2 ч.1 ст.33 Закона: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона под объектом закупки надлежит понимать закупаемые товары, работы, услуги.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона документация о закупке в силу требований, указанных в ч.1 ст.33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям; при этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Внеплановой проверкой установлено, что согласно Техническому заданию Заказчику требуется к поставке товар "щебень", к которому, в том числе, установлены следующие требования: фракция от* 5/3 до 10* мм.
Однако согласно п.4.2.1 "ГОСТ 8267-93. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" (введен в действие Постановлением Госстроя РФ от 17.06.1994 N 18-43) щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5 (3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80 (70) мм и смеси фракций от 5 (3) до 20 мм.
Таким образом, требования, установленные Заказчиком по товару "щебень" в данной части, не соответствуют ГОСТ 8267-93.
Следовательно, Заказчик, указывая в документации об аукционе нестандартные и неоднозначные требования к товару "щебень", фактически не указал функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки в соответствии с п.п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона, чем нарушил ч.1 ст.64 Закона.
Обоснование наличия у Заказчика требований к товарам, отличных от требований в действующих государственных стандартах, в документации об аукционе отсутствует.
Доводом жалобы Заявителя-2 является нарушение Заказчиком ч.4 ст.65 Закона - в разъяснении положений документации об аукционе отсутствует разъяснение.
Согласно ч.4 ст. 65 Закона в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Внеплановой проверкой установлено, что Заказчиком 12.10.2016 года в 16 часов 10 минут в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте Российской Федерации zakupki.gov.ru размещено следующее разъяснение положений документации об аукционе, в том числе:
"Вопрос N1
Допустимо ли при составлении заявки использование слов "допускается" и их производных, в частности, когда эта формулировка указана в ГОСТ? Или же вместо слов допускается необходимо указывать "имеется" или "отсутствует"?
Ответ на вопрос N 1: Участник закупки в силу ч.3 ст. 66 Федерального закона N44-ФЗ, а также принимая во внимание требования документации об электронном аукционе, при составлении заявки должен указать конкретное значение показателей, в том числе в отношении тех показателей, требования к которым установлены со словом "допускается", с учетом показателей характеристик товаров (материалов), которые участник закупки будет использовать при выполнении работ. Указание в первой части заявки показателей со словом "допускается" является указанием не конкретных показателей, ввиду чего недопустимо.
Указанное разъяснение положений документации не содержит ответа на запрос участника, поскольку Заказчик не ответил об использовании слова "допускается" при подготовке заявке в случаях, когда данное слово использовано в Техническом задании в соответствии с формулировками ГОСТ.
Так, например, Заказчик в Техническом задании при описании товара "доски обрезные хвойных пород", указал:
Сучки допускаются размером в долях ширины стороны и в количестве на любом однометровом участке длины на каждой из сторон, не более: 1.1 Сучки здоровые: пластевые и ребровые: размер 1/3 кол-во 4 шт.
Данное требование соответствует п.2.2 "ГОСТ 8486-86. Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 30.09.1986 N 2933). При этом ГОСТ 8486-86 использует формулировку "сучки допускаются" применительно к каждому сорту древесины для обозначения максимально допустимого числа названных пороков древесины. Так, для второго сорта, описанного Заказчиком в Техническом задании, ГОСТ установлено, что сучки допускаются размером в долях ширины стороны и в количестве на любом однометровом участке длины на каждой из сторон, не более: пластевые и ребровые 4 штук.
Учитывая положения ГОСТ 8486-86 и приведенные положения Технического задания, ответ Заказчика от 12.10.2016 года на запрос участника не содержит разъяснений положений документации об аукционе, касающихся правил описания показателей товаров с использованием формулировок "допускается".
Заказчиком 12.10.2016 года в 16 часов 10 минут в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте Российской Федерации zakupki.gov.ru размещено следующее разъяснение положений документации об аукционе, в том числе:
"Вопрос N2:
Допустимо ли при составлении заявки использование слов "минимальное" и "максимальное" и их производных?
Ответ на вопрос N 2: В случае, если слово "минимальное", "максимальное" и их производные используются Заказчиком при указании минимальных и максимальных значений показателей товаров (материалов) (ч.2 ст.33 Закона 44-ФЗ), то участник закупки указывает конкретное значение таких показателей, без использования слов "минимальное", "максимальное".
Указанное разъяснение положений документации не содержит ответа на запрос участника, поскольку Заказчик не ответил об использовании слова "минимальный" и "максимальный" при подготовке заявке в случаях, когда данное слово использовано в Техническом задании в соответствии с формулировками ГОСТ.
Так, например, Заказчик в Техническом задании при описании товара "сетки из проволоки покрытой цинком", "бутовые камни", "хризотил" указал:
п.4 "Сетки из проволоки покрытой цинком": сетки с шестиугольными ячейками должны быть взаимно скрученными (свитыми) проволоками методом скрутки двух проволок в одном направлении на полный оборот 180° с минимальным количеством скруток, равным трем; минимальное удлинение - 12 % на базовой длине образца 100 мм;
п. 13 "Бутовые камни": снижение прочности при сжатии породы в водонасыщенном состоянии максимально 25 %;
п. 17 "Хризотил": гарантированный минимальный остаток на основном сите с размером стороны ячейки в свету 1,35 мм контрольного аппарата должен быть 45 %.
Данные требования соответствует государственным стандартам на указанные товары, в которых также используются приведенные формулировки. Ответ Заказчика на запрос участника не разъясняет и не дает четкого понимания, в каких случаях участник закупки исходить из значений слов "минимальное" и "максимальное" как части требуемого параметра и представлять без изменений данную формулировку в своей заявке, а в каких случаях исходить из значения данных слов, как части требуемого значения и указывать предложение по товару без использования слов "минимальный" и "максимальный".
Таким образом, Заказчик не разместил в единой информационной системе разъяснения положений документации, которые являются ответом на запрос участника, то есть нарушил ч.4 ст. 65 Закона.
Согласно доводам жалоб Заявителя-2, Заявителя-4, Заявителя-5, в документации об аукционе отсутствует надлежащая инструкция по заполнению заявки, что может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок.
В соответствии с положениями Закона заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению.
При этом положения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом, указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Инструкция по заполнению заявки сформирована Заказчиком в виде нескольких частей, расположенных в разных разделах документации об аукционе и в разных файлах, что также затрудняет процесс подготовки участниками заявок.
В Инструкции Заказчик, в том числе, установил:
Локальный (ые) сметный (ые) расчет (ы): см. в прикрепленном файле "Приложение N1 к документации об электронном аукционе"; Проектно-сметную документацию см. в прикрепленном файле "Приложение N2 к документации об электронном аукционе"; Ведомость объемов работ см. в прикрепленном файле "Приложение N4 к документации об электронном аукционе"; Расчет в потребности материалов см. в прикрепленном файле "Приложение N3 к документации об электронном аукционе" (Разделы 3.0, 3.2, 3.4, 3.6, 3.8, 3.10, 3.12, 3.14). Требования к товарам (материалам), используемым для выполнения работ, установлены в Разделах 3.1, 3.3, 3.5, 3.7, 3.9, 3.11, 3.13, 3.15 Приложения N3 к документации об электронном аукционе.
Техническое задание (Разделы 3.1, 3.3, 3.5, 3.7, 3.9, 3.11, 3.13, 3.15 Приложения N3 к документации об электронном аукционе) сформировано Заказчиком в виде указанных разделов, которые расположены как отдельные листы в составе локальных смет. При этом содержание локальных смет, содержащих расчет потребности в материалах, не совпадает с содержанием раздела Технического задания, являющегося приложением к данной смете.
Так, например, локальная смета N02-01-05 имеет следующее содержание, в том числе:
N пп |
Код ресурса |
Наименование ресурса |
Ед.изм. |
Кол. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Ресурсы подрядчика | ||||
Материалы | ||||
1 |
101-0010 |
Асбест хризотиловый марки: К-6-45 |
т |
0,009 |
2 |
101-0073 |
Битумы нефтяные строительные марки: БН-90/10 |
т |
0,025 |
3 |
101-0115 |
Винты с полукруглой головкой длиной: 50 мм |
т |
|
4 |
101-0311 |
Каболка |
т |
0,0098 |
5 |
101-0324 |
Кислород технический: газообразный |
м3 |
1,095 |
6 |
101-0792 |
Полотно иглопробивное для дорожного строительства: "Дорнит-2" |
10 м2 |
308,3 |
7 |
101-0802 |
Проволока порошковая: для дуговой сварки |
т |
0,0003 |
8 |
101-0807 |
Проволока сварочная легированная диаметром: 4 мм |
т |
0,0006 |
10 |
101-0986 |
Угловой равнополочный горячекатаный прокат толщиной 11-30 мм, при ширине полки 180-200 мм, из углеродистой обыкновенного качества стали марки: Ст0 |
т |
|
11 |
101-1128 |
Прокат толстолистовой горячекатаный с обрезными кромками, толщиной 9-12 мм, улучшенной плоскостности и повышенной точности прокатки из углеродистой стали обыкновенного качества, марки: Ст0 |
т |
|
12 |
101-1292 |
Уайт-спирит |
т |
0,0001 |
13 |
101-1305 |
Портландцемент общестроительного назначения бездобавочный, марки: 400 |
т |
0,0018 |
14 |
101-1513 |
Электроды диаметром: 4 мм Э42 |
т |
0,0066 |
15 |
101-1597 |
Брезент |
м2 |
0,009 |
16 |
101-1714 |
Болты с гайками и шайбами строительные |
т |
|
17 |
101-1757 |
Ветошь |
кг |
0,0348 |
18 |
101-1768 |
Бумага оберточная листовая |
1000 м2 |
0,0328 |
19 |
101-1782 |
Ткань мешочная |
10 м2 |
0,0019 |
20 |
101-1805 |
Гвозди строительные |
т |
0,265 |
21 |
101-1968 |
Грунтовка битумная под полимерное или резиновое покрытие |
т |
0,0025 |
22 |
101-1989 |
Проволока стальная низкоуглеродистая разного назначения оцинкованная диаметром: 2,2 мм |
т |
1,6927 |
23 |
101-1990 |
Сетка из проволоки диаметром 2,7 мм двойного кручения с шестиугольными ячейками размером 60х100 мм оцинкованная |
м2 |
5814 |
24 |
101-2278 |
Пропан-бутан, смесь техническая |
кг |
0,341 |
25 |
101-2562 |
Флюс: АН-47 |
т |
0,0009 |
30 |
102-0008 |
Лесоматериалы круглые хвойных пород для строительства диаметром 14-24 см, длиной 3-6,5 м |
м3 |
0,0024 |
31 |
102-0025 |
Бруски обрезные хвойных пород длиной: 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 40-75 мм, III сорта |
м3 |
0,0021 |
33 |
102-0037 |
Брусья необрезные хвойных пород длиной: 4-6,5 м, все ширины, толщиной 100, 125 мм, III сорта |
м3 |
8,182 |
34 |
102-0052 |
Доски обрезные хвойных пород длиной: 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 25 мм, II сорта |
м3 |
0,2432 |
39 |
103-0236 |
Трубы стальные электросварные прямошовные и спирально-шовные группы А и Б с сопротивлением по разрыву 38 кгс/мм2, наружный диаметр: 630 мм, толщина стенки 8 мм |
м |
6,526 |
42 |
104-1593 |
Холсты стекловолокнистые марки: ВВ-Г |
10 м2 |
3,91 |
43 |
113-0021 |
Грунтовка: ГФ-021 красно-коричневая |
т |
0,0003 |
44 |
113-0077 |
Ксилол нефтяной марки А |
т |
|
45 |
113-0246 |
Эмаль ПФ-115 серая |
т |
0,0009 |
46 |
201-0757 |
Отдельные конструктивные элементы зданий и сооружений с преобладанием: горячекатаных профилей, средняя масса сборочной единицы от 0,5 до 1 т |
т |
|
47 |
201-0788 |
Конструкции габионные из оцинкованной сетки из проволоки диаметром 2,7 мм двойного кручения с шестигранными ячейками, размером 8х10 мм |
т |
10,33 |
48 |
204-0004 |
Горячекатаная арматурная сталь гладкая класса А-I, диаметром: 12 мм |
т |
0,1087 |
49 |
204-0069 |
Арматурные сетки сварные |
т |
4,289 |
51 |
401-0001 |
Бетон тяжелый, класс: В3,5 (М50) |
м3 |
0,1664 |
55 |
402-0064 |
Раствор асбоцементный |
м3 |
0,0576 |
56 |
402-0079 |
Раствор готовый отделочный тяжелый: цементный 1:2 |
м3 |
0,1696 |
58 |
403-0118 |
Кольца для колодцев сборные железобетонные диаметром: 700 мм |
м |
0,0256 |
61 |
405-0253 |
Известь строительная: негашеная комовая, сорт I |
т |
0,0049 |
72 |
408-0200 |
Смесь песчано-гравийная природная |
м3 |
606,3 |
77 |
411-0001 |
Вода |
м3 |
54,645 |
81 |
507-0775 |
Соединительная арматура трубопроводов, переход диаметром: 90х75 мм |
10 шт. |
0,2 |
82 |
ФССЦ-101-0072 |
Битумы нефтяные строительные изоляционные БНИ-IV-3, БНИ-IV, БНИ-V |
т |
0,0267 |
83 |
ФССЦ-101-1752 |
Мастика "Изол" |
т |
0,146 |
84 |
ФССЦ-101-1990 |
Сетка из проволоки диаметром 2,7 мм двойного кручения с шестиугольными ячейками размером 60х100 мм оцинкованная |
м2 |
2898 |
85 |
ФССЦ-103-0252 |
Трубы стальные электросварные прямошовные и спирально-шовные группы А и Б с сопротивлением по разрыву 38 кгс/мм2, наружный диаметр: 820 мм, толщина стенки 8 мм |
м |
1,004 |
86 |
ФССЦ-103-2309 (Применительно) |
Трубы из непластифицированного поливинилхлорида (НПВХ) для наружных систем канализации зданий (ТУ 2248-003-75245920-2005): SN4, размером 110х3,2х6000 мм (труба длиной 3 м. диам. 125 мм) |
шт. |
1 |
87 |
ФССЦ-201-0829 |
Металлоконструкции стальной обечайки, крышек |
т |
0,11 |
88 |
ФССЦ-401-0026 |
Бетон тяжелый, крупность заполнителя более 40 мм, класс В15 (М200) |
м3 |
3,2 |
89 |
ФССЦ-408-0011 |
Щебень из природного камня для строительных работ марка: 1000, фракция 20-40 мм |
м3 |
58,96 |
95 |
ФССЦ-413-0213 |
Камень бутовый марка: 1000 |
м3 |
1491,61 |
97 |
ФССЦ-507-4361 (Применительно) |
Отвод полиэтиленовый канализационный диаметром 100 мм (для трубы НПВХ диам. 125 мм , угол 45°) |
шт. |
2 |
Но лист 2 указанной сметы содержит требования к иным товарам:
Битум нефтяной;
Кислород технический газообразный;
Электроды;
Гвозди строительные;
Проволока стальная;
Изол.
Кроме того, указанный лист документации содержит фрагмент Инструкции по заполнению заявки.
При этом, Техническое задание состоит из восьми подобных файлов.
В Инструкции по заполнению заявок документации об аукционе Заказчик установил, в том числе, следующее: "значения показателей, сопровождающиеся "*", не подлежат конкретизации, т.е. являются неизменными".
При этом символ "*" используется Заказчиком при описании ряда товаров таким образом, что участникам закупки невозможно однозначно истолковать его значение при подготовке своих предложений.
Так, например:
Щебень для строительных работ, фракция св.40* до 70* мм ;
Щебень для строительных работ, фракция от* 5/3 до 10* мм;
Бетон тяжелый. Стандартные фракции крупного заполнителя от 5* до 10* мм, св.10* до 20* мм, св.20* до 40 мм*, св.40* до 80* мм, или от 5* до 10* мм, св.10* до 20* мм, св.20* до 40* мм, св.40* до 80* мм, св.80* до 120* мм.
Из данных формулировок Технического задания невозможно сделать вывод, какие значения показателей, сопровождающиеся знаком "*" следует оставить неизменными, а какие следует конкретизировать: "фракция от* 5", "фракции крупного заполнителя от 5*". Указанные требования к товарам, с учетом приведенных положений Инструкции и описанных выше положений ГОСТ 8267-93, вводят в заблуждение участников закупки, искусственно усложняют Техническое задание.
Кроме того, Инструкция по заполнению заявки содержит следующее "исключение":
"При указании конкретных показателей используемых товаров участнику закупки следует учитывать исключения, которыми являются диапазонные значения показателей, конкретизировать которые не представляется возможным (например, )".
При этом, какими критериями (положения ГОСТ и т.д.) участник должен руководствоваться при определении возможности или невозможности конкретизации диапазонных значений показателей, Инструкция не объясняет.
Например, при описании товара "гвозди строительные" в Техническом задании Заказчик установил:
"Диаметры стержней, мм: 1,8; 2,5; 3,5; 5,0; 8,0. Длина гвоздей от 32 до 250 мм".
Из положений Инструкции невозможно понять: участник закупки должен предложить только одно конкретное значение диаметра стержня и длины гвоздей или в данном случае необходимо указать длину для каждого из диаметров или диаметры нужно указать все, а длину оставить в виде неизменного значения?
Таким образом, учитывая изложенное, в документации об аукционе отсутствует надлежащая Инструкция по заполнению заявок, что, с учетом наличия объемного Технического задания и указанных выше нестандартных требований к закупаемым товарам, может привести к возникновению у участников закупки ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок. Тем самым, Заказчик установил требования, влекущие за собой ограничение количества участников такого аукциона и ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Следовательно, Заказчик нарушил ч.1 ст.64 Закона.
Заявитель-4, Заявитель-5 указали в жалобах, что Заказчиком установлены требования не только к товарам, которые используются при выполнении работ, но и к химическому составу их компонентов. Данные действия Заказчика, по мнению Заявителя-4, Заявителя-5, нарушают требования Закона.
Комиссия Ростовского УФАС России по данному вопросу полагает следующее:
Законом урегулированы отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.3 ст.33 Закона не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона следует, что при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако заказчики, осуществляющие закупку в соответствии с положениями Закона, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Согласно Техническому заданию Заказчику к поставке/использованию, необходим кислород технический газообразный.
По данному товару Заказчик установил требования: кислород технический газообразный, получаемый электролизом воды, первого или второго сорта. По физико-химическим показателям должен соответствовать следующим нормам: Объемная доля кислорода, %, не менее 99,5. Объемная доля водяных паров, %, не более 0,009. Объемная доля водорода, %, не более 0,5.
Согласно ГОСТ 5583-78 (ИСО 2046-73) "Межгосударственный стандарт. Кислород газообразный технический и медицинский. Технические условия":
2.1. Газообразный технический и медицинский кислород принимают партиями. Партией считают любое количество однородного по своим показателям качества продукта, оформленного одним документом о качестве, но не более сменной выработки; при транспортировании кислорода в автореципиентах или газификационных установках за партию принимают каждый автореципиент или газификационную установку, по трубопроводу - любое количество кислорода, направленное потребителю за 8 ч.
Каждая партия газообразного технического и медицинского кислорода, а также каждый баллон или моноблок-контейнер медицинского кислорода должны сопровождаться документом о качестве, содержащим следующие данные:
- наименование предприятия и его товарный знак;
- наименование и сорт продукта;
- номер партии технического или медицинского кислорода и номер баллона медицинского кислорода;
- дату изготовления;
- объем газообразного кислорода, м3 (вычисленный в соответствии с Приложением 2);
- результаты проведенных анализов или подтверждение о соответствии продукта требованиям настоящего стандарта;
- обозначение настоящего стандарта.
2.2. Для проверки изготовителем качества газообразного кислорода, транспортируемого в баллонах, отбирают методом систематической выборки 2% баллонов - от партии до 200 баллонов и пять баллонов - от партии более 200 баллонов.
ГОСТ содержит методы анализа. В частности, п. 3.2 - определение объемной доли кислорода; п. 3.3 - определение объемной доли водяных паров; п. 3.4.4 - объемную долю водорода в процентах вычисляют по формуле
где - объем пробы, оставшийся после поглощения кислорода, см3;
- объем пробы, оставшийся после сжигания водорода, см3;
- объем пробы кислорода, взятый для анализа, см3;
2/3 - доля водорода в объеме сгоревшей смеси.
За результат анализа принимают среднее арифметическое результатов двух параллельных определений, относительное расхождение между которыми не превышает допускаемое расхождение, равное 10%.
Допускаемая относительная суммарная погрешность результата анализа +/- 25% при доверительной вероятности P = 0,95.
Объемную долю водорода допускается определять газоадсорбционным хроматографическим методом, приведенным в Приложении 1, а также при наполнении баллонов или автореципиентов и при поставке по трубопроводу автоматическими газоанализаторами непрерывного действия по ГОСТ 13320 с погрешностью измерения не более 0,1%.
При разногласиях в оценке объемной доли водорода анализ проводят лабораторным газоанализатором со сжигательной пипеткой.
Объемная доля кислорода, объемная доля водяных паров, объемная доля водорода является относительными величинами, применяемыми в ходе контроля качества на предприятии-изготовителе и в документах о качестве на данный товар указанные величины не указываются.
Проведенные испытания не свидетельствуют о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках объекта закупки, они лишь используются для определения данных характеристик объекта закупки.
В Инструкции Заказчик установил требование о соответствии действующим государственным стандартам по всем товарам, оспариваемым Заявителем.
Сами ГОСТы по разделам четко определяют, что относится к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристиках объекта закупки.
Заказчиком к товару также установлено требование о его соответствии ГОСТ, значения показателей данного товара не могут отличаться и выходить за пределы, установленные этим государственным стандартом, следовательно, требование к их подробному описанию в составе заявки является избыточным требованием, что также нарушает правило объективного характера описания объекта закупки. ГОСТ содержит однозначно определенные значения величин для всех существенных характеристик товара.
Аналогично Заказчиком установлены требования в отношении товаров: пропан-бутан, ксилол, хризотил.
Таким образом, результаты испытаний не являются показателями товаров при описании объекта закупки применительно к требованиям статьи 33 Закона, так как не указывают на функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки, что является необъективным описанием объекта закупки и свидетельствует о нарушении статьи 33 Закона.
Соответственно, Заказчик, устанавливая требования об указании в составе первой части заявки многочисленных, подробных сведений о свойствах названных товаров, действовал не в соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона, что является нарушением ч. 1 ст. 64 Закона.
Установление Заказчиком многочисленных, подробных требований к названным товарам, наличию данных сведений в первой части аукционной заявки, существенно усложняет процесс заполнения заявки на участие в аукционе.
При принятии решения учтены позиции, высказанные в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.08.2016 года по делу NА56-55064/2015, постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.08.2016 года по делу N А17-7435/2015.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Альфа Тендер", ИП Зубова А.А. необоснованными.
2. Признать жалобы ИП Дыгай А.Г., ИП Ефименко П.В. обоснованными.
3. Признать жалобу ЗАО "Реммагистраль" частично обоснованной.
4. Признать Заказчика нарушившим ч.1 ст.64, ч.4 ст.65 Закона.
5. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов и аннулировании аукциона.
6. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии К.А. Коренченко
Члены комиссии Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 21 октября 2016 г. N 2061/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2016