Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 октября 2016 г. N 44-3862/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБОУ школа N 482 Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):;
ООО "Корпорация ВАЛЬТЕРА" (далее - Заявитель):,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 23908-ЭП/16 от 20.10.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на поставку секций для актового зала в здании ГБОУ школа N 482 Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса размещено 30.09.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200289316000046. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 437 200,00 рублей.
В доводах жалобы Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, подтверждает следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 1 ч. 1ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч.5 ст.51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Комиссия УФАС установила, что Заказчиком в Приложении N 2 к документации о закупке установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющие определить соответствие потребностям заказчика.
Заявитель в доводах жалобы ссылается на установление Заказчиком необъективных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, ограничивают количество участников закупки.
Например, к товару по позиции 1 "Кресла для зала" Приложения N 2 Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Задняя зашивка спинки должна быть из высокосортной шпонированной фанеры сортом не ниже I/I, толщиной не менее 10 мм не более 18 мм, марки ФСФ или ФК, Ш2, слоистость фанеры может быть от 13 до 9 слоев. Класс эмиссии формальдегида Е1. Влажность фанеры должна быть 5-10%, предел прочности при статистическом изгибе вдоль волокон наружных слоев, МПа, не менее 25. Содержание формальдегида на 100 грамм абсолютно сухой фанеры от 0 мг до 8,0 мг".
Поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, требование об указании в заявки химического состава веществ в составе фанеры ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявки на участие в аукционе.
Вышеуказанные требования являются избыточными и нарушают правило объективного описания объекта закупки, в чем усматриваются нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, ч.5 ст.51 Закона о контрактной системе.
В данной части жалоба является обоснованной.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Между тем, жалоба Заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих доводы жалобы и нарушение прав и законных интересов участника закупки ООО "Корпорация ВАЛЬТЕРА" действиями Заказчика.
Доводы жалобы о неправомерном установлении Заказчиком требований к сырью, из которого изготавливается товар, не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Жалобу следует признать частично обоснованной.
Комиссия УФАС решила обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, в связи с ранее выданным предписанием в отношении рассматриваемой закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 50, 51, 53, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Корпорация ВАЛЬТЕРА" обоснованной в части доводов:
- об установлении Заказчиком избыточных требований к товару и нарушении принципа объективного описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.1 ч.1 ст.33, ч.5 ст.51 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 октября 2016 г. N 44-3862/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2016