Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 октября 2016 г. N 44-3873/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБНОУ "Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных" (далее - Заказчик):
ООО "ВидеоПОСТ" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 23735/16 от 19.10.2016) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по обследованию, испытанию и ремонту пожарных лестниц и ограждений кровли, огнезащитная обработка решетки и стропильной системы чердаков зданий ГБНОУ "СПБ ГДТЮ" в 2016 году (извещение N 0372200108216000187) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 17.10.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200108216000187. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 195 767,00 рублей.
В жалобе ООО "ВидеоПОСТ" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- установлении незаконных условий документации об аукционе в части оснований для отказа участникам закупки в допуске к участию в электронном аукционе;
- неразмещении на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru части документации об аукционе;
- нарушении правил описания объекта закупки при описании требований к ряду товаров.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Первым доводом жалобы Заявитель указывает на установление незаконных условий документации об аукционе в части оснований для отказа участникам закупки в допуске к участию в электронном аукционе.
Положениями документации установлено следующее: "Непредставление необходимых документов и информации в составе заявки, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе или о товаре, работе, услуге, на поставку, выполнение, оказание которой осуществляется закупка, является риском участника электронного аукциона, подавшего такую заявку, и является основанием для не допуска участника такого аукциона к участию в электронном аукционе".
Из пояснений представителя Заявителя следует, что исходя из положений документации аукционная комиссия Заказчика вправе отказать участнику закупки при рассмотрении первых частей заявок в случае непредоставления документов, регламентированных ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчиком установлены требования в соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
- наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
- документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе;
- копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
- документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со ст.ст. 28 и 29 Закона о контрактной системе, или копии этих документов;
- документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов;
- декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 8 ст. 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, предусмотренные ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе. Указанные электронные документы подаются одновременно.
Согласно ч. 13 ст. 66 Закона о контрактной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, оператор электронной площадки направляет заказчику предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первую часть заявки на участие в таком аукционе.
Частью 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 19 ст. 68 Закона о контрактной системе в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона, оператор электронной площадки обязан направить заказчику вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, а также документы этих участников, предусмотренные п.п. 2 - 6 и 8 ч. 2 ст. 61 Закона о контрактной системе и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре его участников, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Аукционная комиссия в соответствии с ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно ч. 15 ст. 66 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки обязан обеспечить конфиденциальность информации об участниках электронного аукциона, подавших заявки на участие в таком аукционе, и информации, содержащейся в первой и второй частях данной заявки и предусмотренной ч.ч. 3 - 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, до размещения на электронной площадке протокола проведения такого аукциона.
По смыслу вышеуказанных норм Закона о контрактной системе рассмотрение аукционной комиссией заказчика первых и вторых частей заявок участников являются различными этапами осуществления закупки, а сведения и информация, регламентированные ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе направляются заказчику исключительно после проведения электронного аукциона, следовательно, непредоставление таких документов априори не может являться основанием для отказа участникам закупки в допуске к участию в электронном аукционе.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что данный довод жалобы является несостоятельным.
2. Вторым доводом жалобы Заявитель указывает на неразмещение на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru части документации об аукционе.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона. Документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Положениями документации установлено: "Используемые при производстве работ материалы, оборудование, конструкции и детали должны соответствовать принятым проектным решениям, государственным стандартам и технологическим условиям".
Заявитель указывает, что в составе документации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок отсутствуют вышеуказанные "проектные решения".
Согласно ГОСТ 22487-77 "Проектирование автоматизированное. Термины и определения" проектным решением является промежуточное или конечное описание объекта проектирования, необходимое и достаточное для рассмотрения и определения дальнейшего направления или окончания проектирования.
Предмет рассматриваемой закупки не предполагает наличия какой-либо проектной документации или проектных решений.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что документация об аукционе размещена Заказчиком в полном объеме, достаточном для определения действительных требований Заказчика. Проектная документация и проектные решения относительно данной закупки отсутствуют, следовательно, данные положения документации носят общий и формальный характер.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что данный довод жалобы также является несостоятельным.
3. Третьим доводом жалобы Заявитель указывает на нарушение правил описания объекта закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что в локальном сметном расчете Заказчиком указаны светильники определенного производителя без возможности использования эквивалентного товара, что нарушает правила описания объекта закупки, а именно: "Светильники со светодиодными лампами Леда 4 ОС 360 Лм, 5 Вт, IP54".
При этом положениями документации об аукционе установлено: "Все содержащиеся в Приложение N 1 к части III. Техническое задание настоящей документации товарные знаки сопровождаются словами "или эквивалент".
Таким образом, документация содержит условия о возможности использования эквивалентного товара, а также параметры эквивалентности для них, следовательно, довод жалобы является необоснованным.
Также Заявитель указывает на использование нестандартных показателей относительно товара "Огнезащитное покрытие Биопирен "МИГ-09" или эквивалент".
В таблице N 1 Технического задания Заказчиком установлены следующие требования к товару, который используется при выполнении работ: "Должен быть порошок светло-желтого цвета, допускаются включения темно-коричневого цвета. Насыпная плотность концентрата должна быть в диапазоне, г/см3: от 0,75 до 1,10. Плотность рабочего раствора при t 20 С, должна быть в диапазоне, г/см3: от 1,085 до 1,110 рН среды рабочего раствора должна быть 4,0...5,5. Коэффициент разбавления концентрата по объему, л: 1:4,3 (1 л. концентрата: 4,3 л. воды.). Коэффициент разбавления по массе, кг: 1:5,0 (1 кг концентрата: 5,0 кг воды). Внешний вид и агрегатное состояние готового раствора должен быть полупрозрачная жидкость желтого цвета".
В качестве обоснования доводов Заявитель указывает, что все вышеуказанные показатели отсутствуют в ГОСТ Р 53292-2009 "Огнезащитные составы и вещества для древесины и материалов на ее основе. Общие требования. Методы испытаний" и СП 2.13130.2012 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты".
ГОСТ Р 53292-2009 "Огнезащитные составы и вещества для древесины и материалов на ее основе. Общие требования. Методы испытаний" устанавливает общие требования к огнезащитным составам и веществам для древесины и материалов на ее основе, а также методы их испытаний. Требованиями данного стандарта следует руководствоваться при определении огнезащитных свойств огнезащитных составов, разработке технической документации, сертификации, осуществлении контроля качества огнезащитных составов и выполненной огнезащиты.
Пунктом 5.1 государственного стандарта установлены требования к содержанию технической документации на огнезащитные составы. Так, согласно данному пункту основные параметры и характеристики технической документации на огнезащитные составы должны включать показатели огнезащитной эффективности ОС и срок службы огнезащитной обработки в рекомендуемых условиях эксплуатации.
Таким образом, показатели огнезащитной эффективности ОС и срок службы огнезащитной обработки в рекомендуемых условиях эксплуатации являются не единственными показателями, отражающими характеристики товара, а обязательными к указанию в технической документации на огнезащитные составы. Иных показателей, регламентирующих функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики огнезащитного покрытия, данный государственный стандарт не содержит.
В соответствии с п.п. 1.1 и 1.2 СП 2.13130.2012 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты" свод правил устанавливает общие требования по обеспечению огнестойкости объектов защиты, в том числе зданий, сооружений и пожарных отсеков.
Настоящий свод правил применяется на этапах проектирования, строительства, капитального ремонта и реконструкции, при иных работах, связанных с полной или частичной заменой строительных конструкций, заменой заполнений проемов в строительных конструкциях с нормируемыми пределами огнестойкости, а также в случае изменения класса функциональной пожарной опасности объектов защиты.
Таким образом, данный свод правил не регулирует функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики огнезащитного покрытия.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В нарушение указанной нормы Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности данного довода, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в электронном аукционе в отношении данного товара, следовательно, довод жалобы не находит своего подтверждения.
Частью 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Установлено, что Заявитель данным ему правом не воспользовался и запросов на разъяснения положений документации не направлял.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 65, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ВидеоПОСТ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 октября 2016 г. N 44-3873/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2016