Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 31 октября 2016 г. N 44-3927/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБОУ СОШ N111 с углубленным изучением немецкого языка Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Рентранс" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 24111-ЭП/16 от 24.10.2016) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение ремонтных работ в здании Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N111 с углубленным изучением немецкого языка Калининского района Санкт-Петербурга (извещение N 0172200004316000090) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 04.10.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004316000090. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 690 597,55 рублей.
В жалобе ООО "Рентранс" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении правил описания объекта закупки в отношении ряда товарных позиций, а именно:
- 44 "Лента изоляционная тип 2";
- 81 "Блоки дверные тип 1";
- 96 "Раствор тип 4";
- 105 "Кабели силовые тип 1";
- 106 "Кабели силовые тип 2".
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к товарам, которые используются при выполнении работ, установлены в Приложении N 2 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, товара используемого для выполнения работы, оказания услуги, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" к Техническому заданию документации об аукционе.
1. К товару по позиции 96 "Раствор тип 4" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Вяжущее - цемент. Тип вяжущего - простой или сложный", при этом положениями документации предусмотрено условие о соответствии данного товара ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия".
Согласно п. 3.1.2 данного государственного стандарта по применяемым вяжущим растворы подразделяют на простые (на вяжущем одного вида) и сложные (на смешанных вяжущих).
Из требования, установленного Заказчиком "Тип вяжущего - простой или сложный" следует, что потребностям Заказчика соответствуют, в том числе растворы на смешанных вяжущих, однако требование "Вяжущее - цемент" (т.е. одно вяжущее) является нехарактерным и нестандартным относительно данного типа раствора.
Надлежащее обоснование использования нестандартных требований при описании требований к товарам, использующимся при выполнении работ, в документации об аукционе отсутствует, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, а данный довод жалобы является обоснованным.
2. К товару по позиции 105 "Кабели силовые тип 1" Заказчиком установлены требования: "Материал изготовления оболочки - поливинилхлоридный пластикат пониженной пожарной опасности. Минимальное относительное удлинение при разрыве оболочки после старения - не менее 125 %", при этом положениями документации предусмотрено условие о соответствии данного товара ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия".
Согласно п. 5.2.5.1 вышеуказанного государственного стандарта значение относительного удлинения при разрыве для кабелей из поливинилхлоридного пластиката пониженной пожарной опасности не может быть менее 150 %, следовательно, требование Заказчика "не менее 125 %" является нестандартным.
Надлежащее обоснование использования нестандартных требований при описании требований к товарам, использующимся при выполнении работ, в документации об аукционе отсутствует, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, а данный довод жалобы является обоснованным.
3. К товару по позиции 106 "Кабели силовые тип 2" Заказчиком установлены требования: "Кабель должен быть - огнестойкий. Сечение токопроводящей жилы должно быть - 2,5 мм2. Материал изготовления жилы - медная проволока без покрытия или медная проволока с металлическим покрытием. Допустимый ток односекундного короткого замыкания кабеля - не менее 0,27 кА", при этом положениями документации предусмотрено условие о соответствии данного товара ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия".
Согласно п. 10.10 данного стандарта допустимый ток односекундного короткого замыкания огнестойких кабелей с медной жилой сечением 2,5 мм2 составляет 0,34 кА, следовательно, требование Заказчика "не менее 0,27 кА" является нестандартным.
Надлежащее обоснование использования нестандартных требований при описании требований к товарам, использующимся при выполнении работ, в документации об аукционе отсутствует, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, а данный довод жалобы является обоснованным.
4. К товару по позиции 81 "Блоки дверные тип 1" Заказчиком установлено требование: "Усилие, необходимое для открывания дверного полотна - не более 2,5 Н", при этом положениями документации предусмотрено условие о соответствии данного товара ГОСТ 30970-2014 "Блоки дверные из поливинилхлоридных профилей. Общие технические условия".
Согласно п. 5.4.11 данного государственного стандарта для дверных блоков, предназначенных для прохода людей с ограниченными возможностями, усилие открывания должно быть не более 2,5 Н.
Таким образом, требование Заказчика соответствует стандарту, а данный довод жалобы не находит своего подтверждения.
5. Также в доводах жалобы Заявитель указывает на несоответствие ряда требований, установленных Заказчиком в отношении товара по позиции 44 "Лента изоляционная тип 2", требованиям ГОСТ 20477-86 "Лента полиэтиленовая с липким слоем. Технические условия", однако документация об аукционе не содержит условий о соответствии данного товара какому-либо государственному стандарту, следовательно, данный довод жалобы также не находит своего подтверждения.
6. В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Установлено, что Заявитель данным ему правом не воспользовался и запросов на разъяснения документации об аукционе (в отношении рассмотренных доводов) не направлял.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения при описании требований к товарам, использующимся при выполнении работ, на момент заседания Комиссии УФАС, не повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 65, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Рентранс" обоснованной в части доводов о нарушении правил описания объекта закупки в отношении ряда товаров.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что они повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 31 октября 2016 г. N 44-3927/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2016