Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 ноября 2016 г. N 44-3952/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБУ "НИИ гриппа" Минздрава России (далее - Заказчик):
ООО "МК-АЭфТ" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 24537-ЭП/16 от 31.10.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту актового зала (помещения N 714, 715, 718) и служебных помещений N 712, 716 ФГБУ "НИИ гриппа" Минздрава России по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, д. 15/17, корпус Б (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 29.09.2016 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100048616000079. Начальная (максимальная) цена контракта - 16 969 378,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заявитель в жалобе указал на неправомерное, по его мнению, установление требования к участникам закупки о наличии действующего свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам, являющихся предметом контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).
В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Согласно п. 11 Раздела 1 документации о закупке Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к участникам закупки: "В соответствии со статьей 31 44-ФЗ: 1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
-копия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемого саморегулируемой организацией (Раздел III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
- п. 33.3. Жилищно-гражданское строительство;".
Например, согласно локальному сметному расчету N 02-01-04, опубликованному Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы, предметом контракта являются, в том числе работы по прокладке трубопроводов отопления и водоснабжения из стальных электросварных труб диаметром: 50 мм, которые в соответствии с п. 16 и п. 18 раздела III Перечня относятся к видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
Например, согласно локальному сметному расчету N 02-01-01 предметом контракта являются, в том числе работы по монтажу каркасов сценических устройств, которые в соответствии с п. 23.25 раздела III Перечня относятся к видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
Таким образом, требование к участникам закупки о наличии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта генеральным подрядчиком, установлено Заказчиком в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на неправомерное, по его мнению, отсутствие в документации о закупке требования о предоставлении в составе второй части заявки на участие в аукционе действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), утвержден перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.
В соответствии с п. 15 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ, деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений относится к видам деятельности, подлежащих лицензированию.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее - постановление Правительства N 1225) определен перечень работ и услуг, входящих в деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Перечень), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно Перечню к работам и услугам, входящим в деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений отнесены:
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов
7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах
9. Устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов
10. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций
11. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, при наличии в документации о закупке требования к участникам закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации о наличии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта генеральным подрядчиком, требование о наличии лицензий у участника закупки не устанавливается. Основанием для выполнения работ в соответствии с ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса и ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса является выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта генеральным подрядчиком.
Следовательно, данный довод жалобы признан необоснованным.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке нестандартных показателей без обоснования необходимости использования таких показателей.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 4 "Кабель" Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к товару: "Требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам): должен применяться для эксплуатации в структурированных кабельных системах и в сетях широкополосного доступа в частотном диапазоне по 100 МГц.", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 54429-2011.
Заявитель в жалобе указал на несоответствие требования к функциональным характеристикам кабеля разделу 1 "Область применения" ГОСТ 54429-2011.
Согласно разделу 1 "Область применения" ГОСТ 54429-2011 "Кабели связи симметричные для цифровых систем передачи. Общие технические условия" установлено следующее: "Настоящий стандарт распространяется на симметричные кабели связи для цифровых систем передачи (далее - кабели), предназначенные для эксплуатации в структурированных кабельных системах по международному стандарту ИСО/МЭК 11801* и в сетях широкополосного доступа в частотном диапазоне до 1000 МГц при рабочем напряжении не более 145 В переменного тока частотой 50 Гц.".
Таким образом, раздел 1 "Область применения" ГОСТ 54429-2011 содержит указание на то, что ГОСТ распространяет свое действие на все кабели до 1000 МГц. Следовательно, довод Заявителя об установлении Заказчиком частотного диапазона применения кабеля не в соответствии с ГОСТ 54429-2011 противоречит разделу 1 ГОСТ 54429-2011.
Кроме того, Комиссия УФАС установила, что ГОСТ 54429-2011 содержит требования к показателям кабеля с частотным диапазоном применения до 100 МГц.
Согласно пп. а) п. 4.1 ГОСТ 54429-2011 установлено следующее: "Кабели подразделяют по рабочему диапазону частот: категории 5 - до 100 МГц; категории 5е - до 100 МГц".
Таким образом, данный довод жалобы признан необоснованным.
Согласно п. 9 "Кабель тип 6" Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к товару: "Электрическое сопротивление изоляции проводов при температуре двадцать гр.С, при приемке и поставке, пересчитанное на один километр длины, должно быть от 1 МОм.".
Заявитель в жалобе указал на установление Заказчиком в документации о закупке нестандартных единиц измерения "гр. С" и "МОм".
В соответствии с положением о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 31 октября 2009 г. N 879, допускается применение единиц производных величин Международной системы единиц (СИ). МОм (мегаом) - производная единица измерения электрического сопротивления в СИ, кратная Ом. 1 МОм = 1 000 000 Ом.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что единица измерения "гр. С" (градус С) является общепринятым обозначением единицы измерения "°С".
Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Согласно п. 138 "Грунтовка тип 3" Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к товару: "цвет пленки: красный или красно-коричневый или коричневый", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 25129-82.
Согласно п. 1.4 ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия" грунтовка должна соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл.1.
В соответствии с п. 1 Таблицы 1 ГОСТ 25129-82 установлено следующее: "Цвет пленки грунтовки: Красно-коричневый, оттенок не нормируется".
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлено требование к показателю цвета пленки грунтовки не в соответствии с ГОСТ 25129-82.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в части установления в документации о закупке нестандартного показателя без обоснования необходимости использования такого показателя.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Согласно п. 21 "Дюбель с шурупом" Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к товару: "Длина и увеличенная распорная часть дюбеля должны способствовать более надежному креплению в пористых материалах.".
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке противоречивой инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе. Согласно доводу жалобы Заявитель указал на необходимость указания показателей в соответствии с инструкцией без использования слова "более", вместе с тем, по п. 21 Приложения N 1 к Техническому заданию невозможно указать значение показателя без использования слова "более".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе установлена Заказчиком в Разделе 2 документации.
Согласно инструкции Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок заполнения: "В случае установления (определения) в ТЗ соответствующего минимального значения показателя товара (выше, более, больше, позже, старше, позднее, >) участником закупки в первой части заявки на участие в аукционе должно быть представлено конкретное количественное (числовое) значение такого показателя товара не меньшее установленного в ТЗ минимального значения указанного показателя товара (не равное ему), выраженное в единицах измерениях, определенных в ТЗ относительно указанного показателя товара, не содержащее указания на сведения относительно минимальности его значения (слов "более", "выше", "больше", "позже", "старше", "позднее", ">").В случае установления (определения) в ТЗ минимального и максимального значений (диапазон значений, интервал значений) показателя товара (определяющихся: выше, более, больше, ниже, менее, меньше, "N1 (min) .... N2 (max)", "<",">") с использованием или без союза "и", участником закупки, в первой части заявки на участие в аукционе должно быть представлено конкретное не интервальное количественное (числовое) значение такого показателя товара, не меньшее минимального значения (не равное ему) и не превышающее максимального значения диапазона (интервала) значений указанного показателя товара, установленных в ТЗ относительно указанного показателя товара (не равное ему), выраженное в единицах измерениях, определенных в ТЗ относительно указанного показателя товара, не содержащее указания на сведения относительно минимальности и максимальности его значения (слов "выше", "более", "больше", "ниже", "менее", "меньше", "N1 (min) .... N2 (max)", "<",">").".
Таким образом, инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе содержит порядок заполнения, согласно которому участник закупки не указывает слово "более" в случае установления требований к минимальному значению показателя или требования к минимальному и максимальному значению показателя.
Показатель "Длина и увеличенная распорная часть дюбеля должны способствовать более надежному креплению в пористых материалах" п. 21 Приложения N 1 к Техническому заданию не содержит требований к минимальному или минимальному и максимальному значению.
Следовательно, данный довод жалобы признан необоснованным.
Заявитель в жалобе указал на установление Заказчиком в документации о закупке требований к монтажу товара, что является, по мнению Заявителя, нарушением законодательства о контрактной системе.
Согласно п. 4 "Кабель" Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к товару: "Температура монтажа кабеля должна быть с 0 гр.С по 50 гр.С".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что температура монтажа кабеля является потребительским свойством товара и влияет на процесс выполнения работ. В соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе в контракт включается информация о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара). Следовательно, в случае использования при выполнении работ кабеля с температурой монтажа, несоответствующей необходимым условиям применения, при отсутствии в документации о закупке требования к температуре монтажа кабеля, Заказчик обязан принять товар, который не соответствует потребности Заказчика.
Следовательно, данный довод жалобы признан необоснованным.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Информация об установленных требованиях указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с п. 2 Приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливаются следующие дополнительные требования: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих* работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию со знаком "*" постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99: требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительным требованиям являются: "Копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.".
Согласно п. 11.1 Раздела 1 документации о закупке Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99.
Согласно извещению о проведении аукциона Заказчиком установлен код по ОКПД2: 43.99.90.190.
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлено требование о соответствии участника закупки дополнительным требованиям в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99, но не установлены виды работ, наличие опыта по которым должно быть представлено участником закупки.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3, 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно п. 2 "Известь" Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к товару: "Коэффициент термостабильности не менее 0,8.", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 54562-2011.
Согласно п. 7.5.3 "Обработка результатов" ГОСТ Р 54562-2011 "Известь хлорная. Технические условия" коэффициент термостабильности K вычисляют по формуле
,
где XH - массовая доля активного хлора в хлорной извести после нагревания, определяемая по 7.5.2, %;
X - массовая доля активного хлора в анализируемой хлорной извести, определяемая по 7.4, %.
Проводят два параллельных определения. Границы относительной погрешности расчета коэффициента термостабильности находят как сумму границ относительной погрешности измерений массовой доли активного хлора в хлорной извести до и после нагревания в процентах (таблица 2).
Таким образом, коэффициент термостабильности является расчетной величиной, определяемой исходя из массовой доли активного хлора, который в соответствии с ГОСТ Р 54562-2011 также является расчетной величиной.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, установление в документации о закупке требований к показателям, которые определяются по результатам проведения расчетов, ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявки на участие в аукционе, а также не соответствует требованиям ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе в части установления в документации о закупке избыточных требований к товарам.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 31, 33, 64, 66, 70, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МК-АЭфТ" частично обоснованной в части довода об установлении в документации о закупке нестандартного показателя.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 4 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 ноября 2016 г. N 44-3952/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2016