Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 ноября 2016 г. N 44-3983/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБУ "Всероссийский НИИ охраны окружающей среды" (далее - Заказчик):
ООО "НТИЦ "Пожнефтегазпроект-М" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 24897-ЭП/16 от 03.11.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по разработке научно-проектной документации для проведения ремонтно-реставрационных работ по объектам культурного наследия федерального значения "Усадьба Знаменское-Садки, XVIII в.- Главный дом; Конный двор; Парк" по адресу: г. Москва, МКАД 36 км., стр. 1, 3, 4 (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 12.10.2016 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0373100000216000035. Начальная (максимальная) цена контракта - 35 000 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке порядка оценки конкурсных заявок не в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных ст. 56 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 25 постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п. 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно п. 2.1 Приложения N 1 к Части II документации о закупке Заказчиком установлен следующий порядок оценки конкурсных заявок:
"Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок.
Значимость критерия оценки (%): 50.
Коэффициент значимости критерия оценки - 0,5.
Применяемые показатели данного критерия: качество работ.
Значимость показателя критерия: 100.
Коэффициент значимости показателя критерия- 1.
Порядок оценки показателя:комиссия оценивает сведения, подлежащие представлению участниками закупки для оценки по показателю "качество работ" и содержащие описание порядка выполнения работ по контракту. Указанные сведения представляются участником в составе заявке на бумажном носителе (Приложение к Форме N3).
Отсутствие в составе заявки указанных сведений по показателю "качество работ" не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона и конкурсной документации и не влечет принятия решения об отклонении заявки.
Количество баллов присваивается в зависимости от содержательной проработанности порядка выполнения работ (Приложение к Форме N 3), в котором участник указывает методы или способы исполнения обязательств, предусмотренных сметной документацией Технического задания.
Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю "качество работ" определяется в соответствии со следующей шкалой:
Кол-во баллов |
Содержательная проработанность порядка выполнения работ |
100 |
В составе заявки представлено предложение о качестве выполнения работ в полном объеме, то есть представлено предложения по выполнению работ с указанием методов или способов исполнения всех обязательств, представленных в Техническом задании и разделом требования к составу и содержанию научно-проектной документации Технического задания. Предложения должно содержать текст, рисунки, чертежи и фотографии объекта закупки. Предложение должно содержать конкретные технические характеристики в отношении объекта закупки, а так же эскизный проект объекта закупки (материал, позволяющий оценить проект и сформировать точные требования к дальнейшему проектированию). |
50 |
В составе заявки представлено предложение о качестве выполнения работ в неполном объеме, то есть представлено не полное предложение по выполнению работ с указание методов или способов исполнения не всех обязательств, предусмотренных в Техническом задании и разделом требования к составу и содержанию научно-проектной документации Технического задания. Предложения может содержать текст, рисунок, чертеж и фотографии. Предложение должно содержать конкретные технические характеристики в отношении объекта закупки. |
10 |
В составе заявки представлено предложение о качестве выполнения работ в неполном объеме, то есть представлено не полное предложение по выполнению работ т.е. без или частичного указания методов или способов исполнения обязательств или не всех обязательств, предусмотренных конкурсной документацией, в том числе представленных в Техническом задании. |
0 |
В составе заявки: - отсутствует предложение о качестве выполнения работ, или - представлено только полностью скопированное Техническое задание, или - представлено только согласие выполнить работы в соответствии с требованиями Технического задания, в том числе в виде указания на то, что Подрядчик выполнит работы надлежащим образом в соответствии с требованиями Технического задания, или - представлено предложение о качестве выполнения работ в виде измененного Технического задания без указания методов или способов исполнения обязательств, предусмотренных сметной документацией, представленной в Техническом задании. Наличие любого из обстоятельств, указанных выше, влечет присвоение оценки 0 баллов по показателю "качество работ". |
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по данному критерию (показателю), определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по данному критерию (показателю) (пункт 26 Правил оценки).
,
где:
- количество баллов, присуждаемое по критерию (показателю) заявке (предложению) участника закупки;
- значение в баллах, присуждаемое каждым членом комиссии заявке (предложению) участника закупки по критерию (показателю).
n - количество членов комиссии.".
Таким образом, согласно порядку оценки конкурсных заявок документации о закупке по показателю "Качество работ" Заказчиком установлена шкала оценки, в соответствии с которой в случае предоставления участником закупки неполного предложения по выполнению работ участник закупки получает 50 баллов или 10 баллов. При этом Заказчиком также установлено, что для получения 50 баллов конкурсная заявка должна содержать конкретные технические характеристики в отношении объекта закупки.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что порядок оценки конкурсных заявок, установленный Заказчиком, позволяет определить порядок начисления конкурсной заявке 50 баллов и 10 баллов.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Согласно доводам Заявителя порядок заполнения конкурсной заявки, установленный Заказчиком в документации о закупке, не позволяет определить, какое описание будет признано конкурсной комиссией Заказчика полным описанием, а какое описание будет признано неполным описанием.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что конкурсная документация не позволяет определить, какое описание предложения по выполнению работ будет признано надлежащим и оценено по максимальному баллу: если участник закупки предоставил описание по всем видам работ, но при этом методы или способы исполнения обязательств составляют минимальный объем текста, либо предложение участника закупки, которое содержит описание по всем видам работ и составляет полноценное описание технологии выполнения работ. Документация о закупке не позволяет определить порядок оценки конкурсных заявок в отношении информации, представленной в конкурсной заявке по показателю "Качество работ". Исходя из положений конкурсной документации, конкурсная комиссия Заказчика устанавливает только факт наличия методов или способов исполнения обязательств: по всем или не по всем видам работ представлено участником закупки такое описание.
В соответствии с ч. 3 ст. 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установление в документации о закупке порядка оценки, который не позволяет объективно оценить лучшее предложение в отношении объекта закупки, не соответствует п. 3 Правил, ч. 3 ст. 24 Закона о контрактной системе.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе в части установления в документации о закупке инструкции по заполнению конкурсной заявки, позволяющей производить субъективную оценку конкурсных заявок.
Следовательно, жалоба в данной части признана обоснованной.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием на момент заседания Комиссии УФАС доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки. Согласно протоколу вскрытия конвертов от 09.11.2016 NПВК1 на участие в конкурсе поступило 7 заявок.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 24, 32, 50, 56, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НТИЦ "Пожнефтегазпроект-М" частично обоснованной в части довода об установлении ненадлежащей инструкции по заполнению конкурсной заявки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 ноября 2016 г. N 44-3983/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2016