Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 ноября 2016 г. N 44-3984/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ИП Черняка Георгия Евгеньевича (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 24958-ЭП/16 от 03.11.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение ремонтных работ мест общего пользования в студенческом общежитии N 2, г. Санкт-Петербург, пр. Испытателей, д. 14, лит. А (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 21.10.2016 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100000916000050. Начальная (максимальная) цена контракта - 12 361 690,77 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке нестандартной единицы измерения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пп. 17 п. 69.1 "Труба тип 2" Таблицы 1.5 Приложения N 7 к Техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к товару: "Наименование показателя: Коэффициент теплопроводности. Ед. изм.: Вт м/ °С. Требования к значениям показателей (характеристик) товаров, используемых для выполнения работ, позволяющие определить соответствие потребностям заказчика: должен быть > 0,13 но менее 0,18".
Согласно Таблице 1 "Обозначения и единицы измерения" ГОСТ Р 54855-2011 "Материалы и изделия строительные. Определение расчетных значений теплофизических характеристик" установлено следующее: "Параметр: Коэффициент теплопроводности (теплопроводность). Единица измерения: Вт/(м·°C)".
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлен нестандартный показатель (единица измерения) без обоснования необходимости использования такого показателя.
Заказчик с данным доводом жалобы согласился.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на неустановление Заказчиком в документации о закупке единицы измерения по показателю "сопротивление паропроницанию".
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пп. 6 п. 41.2 "Плита армированная" Таблицы 1.5 Приложения N 7 к Техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к товару: "Наименование показателя: Сопротивление паропроницанию. Ед. изм.: . Требования к значениям показателей (характеристик) товаров, используемых для выполнения работ, позволяющие определить соответствие потребностям заказчика: должно быть более 25, менее 38".
Согласно Таблице 1 ГОСТ 25898-2012 "Материалы и изделия строительные. Методы определения паропроницаемости и сопротивления паропроницанию" установлено следующее:
|
|
|
Наименование параметра |
Обозначение |
Единица измерения |
Сопротивление паропроницанию воздуха |
Rп.в |
(м2·ч·Па)/мг |
Коэффициент паропроницаемости материала |
_ |
мг/(м·ч·Па) |
Согласно Таблице Б.1 ГОСТ 25898-2012 установлено следующее:
Наименование показателя |
Единица измерения |
Другая единица измерения |
Переводной коэффициент |
Сопротивление паропроницанию |
(м2·с·Па)/кг |
(м2·ч·Па)/мг |
2,778·10-10 |
Таким образом, Заказчиком по пп. 6 п. 41.2 "Плита армированная" Таблицы 1.5 Приложении N 7 к Техническому заданию в столбце "Ед. изм" установлено обозначение показателя. При этом Заказчиком установлено требование к показателю "сопротивление паропроницанию", а обозначение установлено по показателю "коэффициент паропроницаемости материала".
Вместе с тем, единицей измерения показателя "сопротивление паропроницанию" является "(м2·с·Па)/кг" или "(м2·ч·Па)/мг".
Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в части установления показателя (единицы измерения), который не позволяет определить потребность Заказчика.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке избыточных требований к товару.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно п. 77.1, п. 95.4, п. 96.3 "Электрод тип 1" Таблицы 1.3 Приложения N 5 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования: "Наименование показателя: Наплавленный металл с химическим составом. Ед. изм.: %. Требования к значениям показателей (характеристик) товаров, используемых для выполнения работ, позволяющие определить соответствие потребностям заказчика: Углерод (максимум) не менее 0,8, до 0,12 Марганец более 0,35 - менее 0,70 Кремний менее 0,3 - более 0,2 Сера и фосфор не более 0,03".
Согласно п. 2 ГОСТ 9467-75 "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы" электроды должны изготавливаться следующих типов: Э38, Э42, Э46, Э50, Э42А, Э46А, Э50А и др. в зависимости от типов стали, подлежащей сварке.
Пунктом 4 данного стандарта установлено, что механические свойства металла шва, наплавленного металла и сварного соединения, выполненных электродами для сварки конструкционных сталей, должны соответствовать нормам, приведенным в таблице 1, которая регламентирует значения показателей для каждого типа электрода.
Пунктом 6 установлено, что приведенные в таблицах 1 и 2 требования к химическому составу наплавленного металла и механическим свойствам металла шва, наплавленного металла и сварных соединений должны быть проверены при испытании электродов в соответствии с требованиями ГОСТ 9466-75.
Согласно п.п. 3.1 и 3.14 ГОСТ 9466-75 "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия" электроды должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта и ГОСТ 9467-75 (в том числе) и стандартов или технических условий на электроды конкретных марок.
Химический состав наплавленного металла, механические и специальные свойства и характеристики наплавленного металла, металла шва или сварного соединения (содержание ферритной фазы, стойкость против межкристаллитной коррозии и др.), коэффициент наплавки, расход электродов на 1 кг наплавленного металла, коэффициент массы покрытия, содержание влаги в покрытии, валовые выделения наиболее вредных веществ при использовании электродов должны соответствовать требованиям стандарта или технических условий на электроды конкретной марки.
Пунктом 4.1 данного стандарта установлено, что для проверки соответствия электродов требованиям настоящего стандарта предприятие-изготовитель должно проводить приемо-сдаточные испытания каждой партии электродов.
Таким образом, участникам закупки на этапе подачи заявки не представляется возможным указать точное значение того или иного свойства наплавленного металла.
Учитывая вышеизложенные положения государственных стандартов предприятие-изготовитель проводит приемо-сдаточные испытания в отношении каждой партии электродов и гарантирует регламентированные значения тех или иных свойств электрода в зависимость от типа электрода.
Следовательно, тип электрода, при условии соответствия его ГОСТ 9467-75 "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы" является единственным объективным показателем, который отражает механические и специальные свойства и характеристики наплавленного металла.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенный пример подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупки химического состава товара, ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявки на участие в аукционе.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установление в документации о закупке требований к конкретным показателям не товаров, а химических элементов, которые составляют результат применения товара, противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что требования Заказчика "Наплавленный металл с химическим составом, %: Углерод (максимум) не менее 0,8, до 0,12 Марганец более 0,35 - менее 0,70 Кремний менее 0,3 - более 0,2 Сера и фосфор не более 0,03" нарушают правило объективного описания объекта закупки в чем усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Черняка Георгия Евгеньевича обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 ноября 2016 г. N 44-3984/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2016