Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 27 октября 2016 г. N 1354
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И. Ю.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Васильева М. Ю., Гавриленко К. В.,
от ООО "Медицина ИТ" - Подопригора Н. Б.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Медицина ИТ" на действия заказчика - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края, по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N 0221100003016000142 "Оказание услуг по модернизации программного комплекса "Мониторинг, аналитика, планирование обязательного медицинского страхования" для нужд Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края".
По мнению заявителя жалобы, документация открытого конкурса не соответствует требованием Закона N44-ФЗ.
Представители заказчика пояснили следующее:
Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер, для всех участников процесса.
Рассмотрев доводы жалобы ООО "Медицина ИТ" Комиссией установлено следующее:
1) Заказчик в соответствии с техническим заданием документации об открытом конкурсе указывает: "Подсистема должна быть интегрирована в ПК (разработанный на программной платформе "1-С: Предприятие Версии 8.3")", при этом Заказчик не указывает конкретную версию платформы 8.3 (8.3.1 - 8.3.9), что существенно для разработки, модернизации и последующей интеграции системы. Также, в соответствии с техническим заданием, "разрабатываемая подсистема должна быть интегрирована в существующие программные продукты, и не требовать для интеграции приобретения дополнительного программного обеспечения", при этом Заказчик, не указывая максимальное количество пользователей, одновременно работающих в системе, требует масштабируемость: "...подсистема должна быть гибко масштабируемой по количеству пользователей из числа работников ТФОМС СК".
Указанные выше требования одновременно влекут за собой несколько ограничений при выборе поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно:
1) В версиях "1-С: Предприятие", например, 8.3.7, существенно расширены возможности сетевых пользователей, а именно реализована возможность создания собственных ролей в расширениях.
2) Заказчик не сообщает, какими правами обладает на сегодняшний день на используемые в своей деятельности программные продукты. При этом информация о том, на чем разработан "ПК "ПОУМП", в техническом задании отсутствует.
Также вводят в заблуждение следующие требования Заказчика: "...Подсистема должна взаимодействовать со всеми, необходимыми ей для работы, базами данных, а также не должна удалять, модифицировать сведения, содержащиеся в имеющихся базах данных, за исключением сведений, создаваемых в процессе работы подсистемы.", "предметом настоящего открытого конкурса является разработка, модернизация и интеграция программного комплекса в действующие информационные системы Заказчика".
Указанные неконкретные требования в описании объекта закупки носят необъективный характер.
В соответствии с п. 3.15 проекта государственного контракта Заказчик требует: "3.10. Качество услуг должно соответствовать требованиям действующих норм и правил. В случае, если в процессе оказания услуг Исполнитель допустил отступление от условий договора, ухудшившее качество результата оказанных услуг, по требованию Заказчика исправить все выявленные недостатки за свой счет".
Однако, в техническом задания (приложение N1 к документации об открытом конкурсе) отсутствуют требования к качеству услуги.
Также, в целях оказания услуги, являющейся объектом закупки, победитель открытого конкурса должен обеспечить переход от информационных систем, использующих разные базы данных, к интегрированной среде без потери существующих данных. В настоящее время информационный ресурс функционирует у Заказчика, и для обеспечения перехода от информационных систем, использующих разные базы данных, без потери существующих данных необходимы определенные сведения, которыми обладает разработчик и/или Заказчик.
Вместе с тем, сведения о разработчике ПК "МАПОМС" отсутствуют в документации об открытом конкурсе, равно как и сведения, необходимые для оценки трудозатрат на модернизацию и интеграцию в соответствии с документацией об открытом конкурсе.
Таким образом, в данном случае Заказчик, не установив требования к закупаемой услуге и потребовав от участников предложения в отношении модернизации ПК "МАПОМС", а также не указав сведений о разработчике существующей информационной системы и иные необходимые для модернизации сведения (указано выше), необъективно описал объект открытого конкурса.
С учетом вышеизложенного, Заказчик требует следующее: "При проведении работ по модернизации, его тестировании и внедрении должна соблюдаться патентная чистота (независимость от охраняемых прав третьих лиц)" - что невозможно проверить в настоящий момент, так как нет возможности точно понять сборку и модификацию всего используемого Заказчиком программного обеспечения. Данное обстоятельство также влечет ограничение круга участников открытого конкурса.
При этом, на основании п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
На основании ч. 9 ст. 32 Закона N 44-ФЗ не допускается использование заказчиком не предусмотренных ст. 32 Закона N 44-ФЗ критериев или их величин значимости, установленных ч. 6 ст. 32 Закона N 44-ФЗ и в соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона N 44-ФЗ, за исключением случая, предусмотренного ч. 2 ст. 32 Закона N 44-ФЗ.
Согласно п. 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению к Правилам.
В силу п. 29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
В соответствии с Порядком оценки заявок на участие в открытом конкурсе, размещенном в составе конкурсной документации, оценка конкурсных заявок по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" осуществляется следующим образом:
Порядок оценки заявок по нестоимостному критерию:
Для оценки заявки участника по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" предусмотрены следующие показатели:
п/п |
Показатели критерия |
Коэффициент значимости показателя |
|
Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для оказания услуг Величина значимости показателя критерия - 30 % Коэффициент значимости показателя критерия - 0,3 Максимальное количество баллов - 30 |
0.3 |
|
Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера Величина значимости показателя критерия - 40 % Коэффициент значимости показателя критерия - 0,4 Максимальное количество баллов - 40 |
0.4 |
|
Сумма исполненных участником закупки контрактов по оказанию услуг сопоставимого характера Величина значимости показателя критерия -30 % Коэффициент значимости показателя критерия - 0,3 Максимальное количество баллов - 30 |
0,3 |
|
ИТОГО: |
1 |
Показатель 1 "квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для оказания услуг".
При оценке по данному показателю анализируется информация участника открытого конкурса о квалификации трудовых ресурсов, предлагаемых для оказания услуг в соответствии с частью III"ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" из формы N 3 "ПРЕДЛОЖЕНИЕ УЧАСТНИКА ОТКРЫТОГО КОНКУРСА В ОТНОШЕНИИ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ И ИНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОБ УСЛОВИЯХ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА".
Оценивается количество сотрудников - сертифицированных специалистов на платформу "1С Предприятие 8" с уровнем сертификации не ниже "1С Профессионал". Подтверждением сведений из формы N 3 "ПРЕДЛОЖЕНИЕ УЧАСТНИКА ОТКРЫТОГО КОНКУРСА В ОТНОШЕНИИ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ И ИНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОБ УСЛОВИЯХ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА" настоящей конкурсной документации являются копии соответствующих сертификатов сотрудников с приложением копии документов, позволяющих определить принадлежность сотрудников к организации, подавшей заявку (копиями: трудовых книжек, срочных трудовых договоров).".
Применение данного оценочного критерия является не корректным, не относится к самому предмету закупки, так как сертификация сотрудников по направлению продуктов 1С, в том числе наличие сертификата "1С Профессионал", лишь подтверждает то, что владелец такого сертификата может эффективно использовать в своей работе весь спектр возможностей наиболее распространенных программ автоматизации бухгалтерского, оперативного торгово-складского, управленческого учета и расчета заработной платы. Что не является предметом открытого конкурса и назначением ПК "МАПОМС".
Также, по критериям "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера" и "Сумма исполненных участником закупки контрактов по оказанию услуг сопоставимого характера" соответственно:
По критерию 2: "Оценивается количество успешно исполненных контрактов (гражданско-правовых договоров).
Оказанной услугой сопоставимого характера считаются успешно оказанные услуги по информационно-технологическому сопровождению и/или разработке программного обеспечения, предназначенного для формирования (обработки) электронных файлов реестров счетов за оказанную медицинскую помощь.
Под успешным оказанием услуг понимается исполнение исполнителем (участником закупки) контракта (гражданско-правового договора) без применения к такому исполнителю неустоек (штрафов, пеней).".
Таким образом, Заказчик использует критерии оценки, не относящиеся к предмету открытого конкурса, так как в соответствии с документацией об открытом конкурсе назначение разрабатываемых модулей ПК "МАПОМС" в соответствии с техническим заданием сформулировано следующим образом:
"Подсистема "САС"
Подсистема является средством контроля за выполнением установленных тарифным соглашением для каждой МО объемов медицинской помощи, в натуральном и финансовом выражении.
Планы "ФХД"
Подсистема является средством осуществления контроля за планированием финансово-хозяйственной деятельности МО, а также визуализации полученных результатов.
"Аналитическая часть" раздел "Отчеты"
При модернизации подсистемы "Аналитическая часть" в части текущего периода необходимо реализовать возможность выгрузки в xls плановых объемных и финансовых показателей деятельности МО, а также нормативных показателей для субъекта РФ, актуальные для текущего периода времени. Аналитическая таблица должна формироваться автоматически в результате выполнения запроса и пр."
Т.е. целью модернизации и разработки модулей ПК "МАПОМС" является упорядочивание финансовых показателей и их визуализация, а также создание и ведение электронных журналов обращений медицинских организаций, страховых компаний и пр.
Соответственно, применяемый Заказчиком критерий оценки также ограничивает количество участников открытого конкурса и не может быть применен при оценке заявок на участие в таком конкурсе.
По критерию 3 "Оценивается сумма успешно исполненных контрактов (гражданско-правовых договоров).
Оказанной услугой сопоставимого характера считаются успешно оказанные услуги по информационно-технологическому сопровождению и/или разработке программного обеспечения, предназначенного для формирования (обработки) электронных файлов реестров счетов за оказанную медицинскую помощь.".
Данные критерии оценки также не относятся к предмету открытого конкурса и также не могут быть применены, в противном случае это необоснованно ограничивает количество участников открытого конкурса по причинам, изложенным выше.
Из конкурсной документации: "При отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе документов, подтверждающих информацию об успешно исполненных участником закупки контрактов по оказанию услуг сопоставимого характера, с приложением копий исполненных контрактов, включая все листы и приложения к ним, копий актов приемки оказанных услуг и иных документов, подтверждающих их исполнение участник открытого конкурса получает 0 баллов по данному показателю."
Исходя из вышесказанного, в конкурсной документации отсутствует в том числе зависимость между предметом открытого конкурса и критериями нестоимостных оценок.
Таким образом, в действиях заказчика - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края установлены нарушения требований ч. 1 ст. 33, ч.8 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медицина ИТ" на действия заказчика - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края, по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N 0221100003016000142 "Оказание услуг по модернизации программного комплекса "Мониторинг, аналитика, планирование обязательного медицинского страхования" для нужд Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края нарушившим требования ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ, в связи, с чем выдать заказчику, уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание для устранения допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии И. Ю. Неботова
И. Г. Лыков
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ),
предписывает:
Заказчику - Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ставропольского края" устранить нарушения требований ч. 1 ст. 33, ч.8 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона N44-ФЗ, в связи с чем:
1. Документацию об открытом конкурсе N 0221100003016000142 - привести в соответствие с требованиями Закона N 44-ФЗ;
2. Внести соответствующие изменения в конкурсную документацию N 0221100003016000142 путем размещения соответствующей информации на официальном сайте;
3. Продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
4. Протоколы, составленные в ходе закупки - отменить.
1. Известить участников, подавших заявки на участие в данном конкурсе о внесении изменений в документацию N 0221100003016000142.
Срок исполнения предписания - в течение 10 дней с момента его размещения на официальном сайте для размещения информации о размещении заказа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru, об исполнении которого в обязательном порядке сообщить в Ставропольское УФАС России в течение 7 дней с момента его исполнения.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Неисполнение настоящего предписания в соответствии со ст. 107 Федерального закона о размещении заказов, влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии И. Ю. Неботова
И.Г. Лыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 27 октября 2016 г. N 1354
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2016