Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 27 октября 2016 г. N рз-1352-2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Пегишева А.В.
от ООО "Энергия", Бочкаревой Э.Э., ИП Черняк Г.Е. - представители не прибыли,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила ООО "Энергия", Бочкарева Э.Э. и ИП Черняк Г.Е. на действия заказчика - Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0321300043516000012 "Выполнение работ по объекту "Строительство тренировочной площадки, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Шоссейная"".
По мнению заявителей жалобы, документация электронного аукциона не соответствует требованиям Закона N44-ФЗ.
Представитель заказчика пояснил следующее:
Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33. Закона: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
2. По доводам заявителя жалобы ООО "Энергия" - установлено:
1). В приложении N1 к документации об электронном аукционе "Описание объекта закупки (техническое задание)", Заказчиком установлено: код ОКПД2 42.20.40.000. При этом, в извещении, опубликованном в ЕИС, Заказчиком установлен другой код по ОКПД2 - 41.20.40.000.
Данное разночтение не позволяет участникам закупки подготовить заявку на участие в электронном аукционе, т.к. от кода ОКПД напрямую зависит предоставление участниками закупки дополнительных требований о наличии опыта работ на выполнение соответствующих работ строительных в соответствии с Постановлением Правительства РФ N99 от 04 февраля 2015 года.
2). В приложении N1 к документации об электронном аукционе "Описание объекта закупки (техническое задание)", Заказчиком установлено:
Гарантийный срок эксплуатации несущих и ограждающих конструкций объекта составляет 5 (пять) лет с момента подписания акта приемки законченного строительством объекта, при условии отсутствия выявленных в результате выполненных работ недостатков.
Гарантийный срок на другие виды выполненных работ, предусмотренных проектной документацией, составляет 3 (три) года с момента акта законченного строительством объекта, при условии отсутствия выявленных в результате выполненных работ недостатков.
Гарантийный срок на технологическое и инженерное оборудование, входящее в состав результата выполненных работ, включая все комплектующие, составные части и принадлежности, устанавливается производителем такого оборудования и начинает течь с момента подписания акта законченного строительством объекта, при условии отсутствия выявленных в результате выполненных работ недостатков.
Если в период гарантийного срока обнаружатся недостатки или дефекты, то подрядчик (в случае, если не докажет отсутствие своей вины) обязан устранить их за свой счет в объемах и сроках, согласованных и зафиксированных в соответствующем акте, составленном сторонами, с перечнем выявленных недостатков и сроком их устранения.
При этом, в разделе 10 проекта контракта "Гарантии", Заказчиком установлены уже другие обязательства по гарантии:
10.1. Подрядчик гарантирует качество выполнения всех работ в соответствии с проектной, рабочей документацией и действующими нормами и техническими условиями, своевременное устранение недостатков (дефектов), выявленных при осуществлении контроля и надзора за ходом выполнения работ, при приемке работ и в период гарантийного срока эксплуатации Объекта.
10.2. Для проверки соответствия качества выполненных Подрядчиком работ требованиям, установленным Контрактом, Стороны вправе привлекать независимых экспертов, экспертные организации.
При этом расходы на соответствующую экспертизу несет Подрядчик, за исключением случаев, когда экспертизой установлено отсутствие нарушений Подрядчиком условий контракта или причинной связи между действиями Подрядчика и обнаруженными недостатками (дефектами). В указанном случае расходы на экспертизу несет Сторона, потребовавшая назначение экспертизы, а если она назначена по соглашению Сторон - в соответствии с соглашением.
Данное несоответствие гарантийных условий и сроков в техническом задании и аукционной документации и в проекте контракта, не позволяет участникам закупки определить гарантийные обязательства.
3). В разделе 6 проекта контракта "Права и обязанности сторон", Заказчиком установлено:
6.1.11. Применить к Подрядчику меры в соответствии с разделом 7 настоящего Контракта при невыполнении Подрядчиком в назначенный срок требований Заказчика, лица, осуществляющего строительный контроль или лица, осуществляющего авторский надзор, а также предписаний других государственных контролирующих органов.
Однако, раздел 7 проекта контракта называется "Обеспечение исполнения контракта", в данном разделе ничего не сказано о мерах, применяемых к сторонам в случае невыполнения условий контракта.
4). В разделе 7 проекта контракта "Обеспечение исполнения контракта", Заказчиком установлено:
7.5. В случае если участником аукциона в электронной форме предложена цена Контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, Контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения Контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения Контракта, указанный в документации о проведении аукциона в электронной форме, что составляет 25 459 863,00 (двадцать пять миллионов четыреста пятьдесят девять тысяч восемьсот шестьдесят три) руб. 00 коп. или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.
Данное условие не соответствует требованиям ст. 37 Федерального закона N44-ФЗ, т.к. начальная (максимальная) цена контракта превышает 15 млн. рублей.
5). Требования Заказчика при описании объекта закупки носят необъективный характер. В своих ответах на запросы разъяснений заказчик меняет суть документации:
В позиция N36 Заказчиком установлено требование:
Цинковое покрытие н должно отслаиваться и растрескиваться при спиральной новивке проволоки на цилинтрический сердечник отношением диаметра сердечника к диаметру проволоки более |
|
|
6 |
|
Заказчик говорит о том, что цинковое покрытие не должно расслаиваться, а диаметр сердечника - конкретно требует более 6, что противоречит нормативной документации. В соответствии с ГОСТ 7372-79 Проволока стальная канатная. Технические условия,
2.4 Сцепление цинкового покрытия со стальной основной должно быть прочным. Цинковое покрытие не должно отслаиваться и растрескиваться при спиральной навивке проволоки на цилиндрический сердечник диаметром, равным указанному в табл. 2
Таблица 2
Номинальный диаметр, мм |
Отношение диаметра сердечника к диаметру проволоки групп |
|
С, Ж |
ОЖ |
|
От 0,18 до 1,45 Св. 1,45 |
2 2 |
4 6 |
Участником был направлен запрос на который заказчик ответил: "По позиции 36 Приложения N 2 к описанию объекта закупки (техническому заданию) заказчиком установлены требования к товару, используемому при выполнении работ в соответствии с ГОСТ 7372-79. В соответствии с пунктом 2.4 государственного стандарта заказчиком установлено требование, что отношение диаметра сердечника к диаметру проволоки не должно быть более 6."
Ответом на запрос заказчик изменил суть документации, при этом не внес соответствующие изменения в документацию, продлив срок подачи заявок. Утверждение: заказчиком установлено требование, что отношение диаметра сердечника к диаметру проволоки не должно быть более 6.
Не соответствует установленному в документации: Цинковое покрытие не должно отслаиваться и растрескиваться при спиральной навивке проволоки на цилиндрический сердечник отношением диаметра сердечника к диаметру проволоки более 6.
6). Заказчиком требования к материалам предоставлены в таблице, которая не позволяет участникам сформировать конкретное предложения для подачи первой части заявки. Так, например, позиция N21 "Гранит керамический":
В столбце "с неизменяемыми характеристиками" Заказчик указывает характеристику "толщина плитки не менее". Данная характеристика не может быть неизменяемой, так как толщина плитки не может быть неконкретной. Указание такого неконкретного значения не соответствует ст. 66 Федерального закона N44-ФЗ, согласно которой участник указывает "конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе". Удалить "не менее" участник не может, так как это нарушит требования, установленные заказчиком в наименовании соответствующей графы.
Аналогично по позиции N36 "Проволока":
Согласно требованиям Закона, участник не может использовать слова "должно быть", согласно требованиям документации - участник не может их удалить.
Подобное указание характеристик может ввести участников закупки в заблуждение, т.к. не ясно, каким образом нужно указывать требуемые значения, меняя при этом неизменяемые характеристики.
3. По доводам заявителя жалобы Бочкаревой Э.Э. - установлено:
1). Позиция 11. Блоки оконные. Установлено требование: Поливинилхлоридные профили должны быть изготовленными на высокую ударную вязкость и стойкость к климатическим воздействиям.
Поливинилхлоридный профиль не может быть изготовлен "на высокую ударную вязкость и стойкость к климатическим воздействиям", данный термин также отсутствует в ГОСТе, участник не может выполнить требование Заказчика и предложить товар с указанными характеристиками.
2). Позиция 14. Пиломатериалы. Установлено требование: "Предельные отклонения от номинальных размеров брусков длиной не менее 4000 мм не должны превышать, мм, +50 и -25." Заказчик не указал значение предельного отклонения какого именно параметра пиломатериалов требуется - длины, ширины, толщины, поэтому предложить требуемый материал не представляется возможным.
3). Позиция 15. Гвозди. Заказчиком установлено требование: "Условный диаметр стержня гвоздей требуется, мм, 4,0 и более. Длины гвоздей требуются 100 и более".
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Участнику непонятно необходимо предложить гвозди диаметром 4мм и гвозди еще одного диаметра более 4мм или необходимо только гвозди диаметром 4мм? Заказчиком размещено разъяснение положений аукционной документации, содержащее данный вопрос, но при этом Заказчиком не был дан ответ.
Установлено требование: "Гвозди должны быть изготовлены из низкоуглеродистой стальной термически необработанной проволоки без покрытия, могут быть повышенной или нормальной точности изготовления." Гвозди не могут быть "повышенной или нормальной" точности изготовления. Такая характеристика гвоздей отсутствует в ГОСТе.
Здесь же, установлено требование: "Поверхность проволоки без покрытия не должна иметь трещин, плен, закатов и окалины". Требуемые характеристики относятся к проволоке, на момент подачи заявки участник размещения заказа никак не может быть информирован о результатах наличия указанных дефектов проволоки, из которой затем были изготовлены гвозди. Заказчиком установлены требования не к товару. А к материалу, из которого этот товар был сделан. Получить информацию об исходном сырье в данном случае невозможно.
Здесь же, установлено требование: "Минимальная масса гвоздей, кг, 8,075". Заказчик не указал минимальная масса какого именно количества гвоздей требуется, поэтому предложить требуемый материал не представляется возможным.
Данный довод также обозначен в жалобе ИП Черняк Г.Е.
4). Позиция 18. Эмаль ПФ-115. Установлено требование: "Минимальная температура самовоспламенения компонента, применяемого для разбавления эмали, °С, 270". Заказчиком, в данном случае установлены избыточные требования к материалу, т.к. данное требование относиться составляющему требуемого материала. Участник не может обладать сведениями о минимальной температуре компонента эмали на момент подачи заявки. Минимальная температура воспламенения устанавливается при проведении испытаний. Результаты испытаний составных элементов участнику неизвестны и не могут быть известны.
5). Позиция 32. Камни бортовые. Установлено требование: "Марка по морозостойкости камней может быть определена по первом или второму базовому методу.". Марка по морозостойкости камней не определяется. Участник не может предложить товар с требуемыми характеристиками. В соответствии с ГОСТ определяется марка по морозостойкости бетона, а не камней.
4. По доводам заявителя жалобы ИП Черняк Г.Е. - установлено:
1). По позиции N15 Гвозди - данный довод раскрыт выше.
На основании вышеизложенного, данные доводы заявителей обоснованные, остальные не нашли своего подтверждения.
Таким образом, в действиях заказчика - Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки установлены нарушения требований пп. 1,2 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Энергия", Бочкарева Э.Э. и ИП Черняк Г.Е. на действия заказчика - Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0321300043516000012 "Выполнение работ по объекту "Строительство тренировочной площадки, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Шоссейная"" - частично-обоснованными.
2. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о закупках, признать действия заказчика - Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки не соответствующими требованиям пп. 1,2 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ.
3. Выдать заказчику - Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки - обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И.Ю. Неботова
Б.Ш. Напсо
Заказчик:
Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки
357600, Ставропольский край, Ессентуки г, ул. Вокзальная, 16
Заявитель:
ООО "Энергия"
197342, г. С-Петербург, ул. Белоостровская., д.17, корп.2 лит. А пом.18-Н
Бочкарева Э.Э.
101000, г. Москва, Девяткин переулок, д. 4, кв. 32
ИП Черняк Г.Е
658370, Алтайский край, Шипуновский район, с. Белоглазово, ул. Школьная 55, кв.2
ПРЕДПИСАНИЕ N 447
по делу N РЗ-1352-2016 о нарушении законодательства о закупках
27.10.2016 года Ставрополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б.Ш.,
На основании своего Решения от 27.10.2016 года по делу N РЗ-1352-2016, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалоб ООО "Энергия", Бочкарева Э.Э. и ИП Черняк Г.Е. на действия заказчика - Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0321300043516000012 "Выполнение работ по объекту "Строительство тренировочной площадки, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Шоссейная"", и руководствуясь ч. 3, 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 и ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ),
предписывает:
Государственному заказчику - Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки, устранить нарушения требований пп. 1,2 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ, в связи с чем:
1. Протоколы составленные в ходе закупки - отменить;
2. Документацию об аукционе в электронной форме осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300043516000012 "Выполнение работ по объекту "Строительство тренировочной площадки, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Шоссейная"" - привести в соответствие с требованиями пп. 1,2 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ;
3. Внести соответствующие изменения в аукционную документацию осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300043516000012 "Выполнение работ по объекту "Строительство тренировочной площадки, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Шоссейная"", путем размещения соответствующей информации на официальном сайте;
4. Продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями 63, 65 Закона N 44-ФЗ.
Оператору электронной торговой площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ":
1. Обеспечить возможность исполнения данного предписания, выданного комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок государственному заказчику - Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки.
2. Известить участников, подавших заявки на участие в данном аукционе о внесении изменений в аукционную документацию в электронной форме N 0321300043516000012 "Выполнение работ по объекту "Строительство тренировочной площадки, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Шоссейная"".
Срок исполнения предписания - в течение 10 дней с момента его размещения на официальном сайте для размещения информации о размещении заказа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru, об исполнении которого в обязательном порядке сообщить в Ставропольское УФАС России в течение 7 дней с момента его исполнения.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Неисполнение настоящего предписания в соответствии со ст. 107 Федерального закона о размещении заказов, влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И.Ю. Неботова
Б.Ш. Напсо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 27 октября 2016 г. N рз-1352-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2016