Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 3 ноября 2016 г. N 1385
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии, заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.,
специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б.Ш.
В присутствии представителей:
от заказчика - Болдырев И.А., Голова Г.А.
от ООО "Дав Билдинг", ИП Ястребкова А.Л. - представитель не прибыл.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Дав Билдинг", ИП Ястребкова А.Л. на действия государственного заказчика - ФГБУ "Санаторно-курортный комплекс "Северокавказский" МО РФ по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0321100027816000069 на поставку средств для бассейна для работы филиалов комплекса.
Заявители считают, что действия заказчика при формировании документации аукциона нарушают требования Закона N 44-ФЗ и законные права и интересы заявителя жалобы.
Представитель заказчика пояснил следующее:
Документация аукциона соответствует нормам Закона. Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона: Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании части 1 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 данного закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 1 части 1 статьи 33 указанного закона предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании анализа указанных норм заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам. Так же в соответствии с вышеизложенным, заказчиком была разработана документация открытого аукциона в электронной форме N 0321100027816000069 на поставку средств для бассейна для работы филиалов комплекса.
Требования к услуге, по предмету аукциона, установлены Заказчиком в документации аукциона.
Участники указали, что: Заказчик создал преимущественные условия для конкретного участника, указав при описании объекта закупки "темный" цвет тары для химических средств для бассейнов.
Заказчик указал требуемый параметр тары (позиции N 1, 2 в требуемых товарах) , который не имеет отношение к свойствам и технических (химическим) характеристикам средств для бассейна. В соответствии с СанПиН 2.1.2.1188-03 имеются специальные нормативы и регламенты, по которым строятся помещения для хранения химреагентов для бассейнов. Все химические реагенты для бассейнов рекомендуется хранить в темном прохладном месте, недоступном для попадания солнечных лучей). Нет регламента по хранению дезинфицирующих средств в таре темного цвета.
В позиции N 2, Заказчик предъявил требование к средству для корректировки уровня РН воды в бассейне установив норму РН для необходимого средства более 7. Но альгицид не влияет на уровень PH, т.е. нейтрален.
Так же заказчик нарушил описание средства по позициям N 6 и N 7.
Также, в измененном извещении о проведении электронного аукциона для закупки N0321100027816000069 от 21.10.2016 отсутствует информация об источнике финансирования закупки.
1. Устанавливая требования к таре, а именно темного цвета, учитывалось, что вещества, входящие в состав позиций N1 и N2 подвержены разрушающему воздействию УФ -лучей, применение данных товаров в системе очистки воды с измененными свойствами может повлечь негативные последствия для здоровья людей. С целью исключения данных последствий, Заказчиком установлено требование в документации к таре "темного цвета, для предотвращения попадания УФ - лучей".
СанПиН 2.1.2.1188-03 не распространяется на бассейны медицинского назначения, где проводятся лечебные процедуры (абзац 3 п. 1.1. Раздела 1 Общие положения), бассейны ФГБУ "СКК "Северокавкасзкий" МО РФ являются лечебно-профилактическими.
В поданных Участниками заявках, присутствует товары 2-х производителей (Эмовекс, Акватикс) по позиции N 1, а по позиции N 2 содержатся товары 3-х производителей (Неоминус, Эквиминус, регулятор рЬ-минус" Акватикс), данные товары представлены на территории Российской Федерации в свободном доступе, что опровергает создание преимущественных условий для конкретного участника. Все выше перечисленные товары производятся в таре темного цвета.
Заказчик предъявил требование к воды в бассейне установив норму РН для необходимого средства более 7. Но альгицид не влияет на уровень РН, т.е. нейтрален.
ООО "ДАВ БИЛДИНГ" допущена техническая ошибка и имелось ввиду позиция N 3 (требование свойства альгицида присутствует только в этой позиции), в которой установлено требование к РН, что касается данной позиции, то сведения, содержащиеся в жалобе также будут недостоверны, заказчиком по данной позиции устанавливалось требование РН не менее 7, что предоставляет возможность участнику указать значение данного показателя равным 7 (семи), т.е. "нейтрален", что в свою очередь соответствует установленному требованию "обладает свойствами альгицида".
Информация, изложенная в жалобе, касательно отсутствия в свободном обращении товара указанного в разъяснении, размещенном 24.10.2016г., а именно средств "Контакт", "Меридиан". "Контихлор-аква", не соответствует действительности.
Заказчиком был проведен анализ имеющихся в сети интернет данных, согласно которым установлено, что все выше указанные средства имеются в продаже, для подтверждения этой информации, Заказчик прилагажил скриншоты страниц из сети интернет.
Дополнительно были направлены запросы: в ООО "Развитие" по товару "Меридиан", подтверждающий свободное обращение данного товара (ответ исх. N 004-11-16 от 02.11.2016г.); в ООО "Континет" по товару "Контихлор-аква", подтверждающий свободное обращение данного товара (ответ исх. N 448/11-16 от 02.11.2016г.)
В данной процедуре подано 5 (пять) заявок, по позиции N 6 представлены товары "Контакт", "Меридиан" и "Абактерел", по позиции N 7 всеми участниками представлен товар "Контихлор".
Установленные требования соответствуют потребностям Санаторно-курортного комплекса, количество поданных заявок, а также представленные сведения (скриншот) из сети интернет свидетельствуют об отсутствии ограничения количества участников в проводимом электронном аукционе.
2. В ходе проведения внеплановой проверки, в действиях заказчика установлены нарушение Закона п. 2 ст. 42 Закона 44-ФЗ:
Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация_ в том числе, источник финансирования.
Как установила комиссия Заказчик не выполнил данное требование Закона.
Вместе с тем, указанное нарушение не могло ввести участников закупки в заблуждение и не могло повлиять на возможность подачи участниками закупки заявок на участие в торгах (что подтверждается, поданными заявками на участие в данном электронном аукционе).
Пунктом 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 установлено - В случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Ястребкова А.Л. на действия государственного заказчика - ФГБУ "Санаторно-курортный комплекс "Северокавказский" МО РФ по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0321100027816000069 на поставку средств для бассейна для работы филиалов комплекса- необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Дав Билдинг" - частично обоснованной.
3. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - ФГБУ "Санаторно-курортный комплекс "Северокавказский" МО РФ нарушившим требования статьи 42 Закона N44-ФЗ.
3. В соответствии с п.3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 и тем, что указанные нарушения не повлияли на результаты закупки - предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Е.А. Соколов
Члены комиссии С.И. Рошевский
И.Г. Лыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 3 ноября 2016 г. N 1385
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.11.2016