Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 31 октября 2016 г. N РЗ-1365-2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя комиссии, заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.,
специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б. Ш.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Ольховик Н.А., Егорова СЮАЮ
от ООО "Плутон 24" - представитель не прибыл,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила ООО "Плутон 26" на действия заказчика - ГБУЗ СК "ГДКБ им.Г.К. Филиппского" г. Ставрополя по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0321300051316000050 "Поставка продуктов питания".
По мнению заявителя жалобы, документация электронного аукциона не соответствует требованиям Закона N44-ФЗ.
Представитель заказчика пояснил следующее:
Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33. Закона: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
2. По доводам заявителя жалобы ООО "Плутон 24" - установлено:
1). В техническом задании в пункте 7.2 заказчиком установлено требование: "Товар должен соответствовать требованиям Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68 "О техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (вместе с "ТР ТС 034/2013. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности мяса и мясной продукции")_".
Молоко и молочные продукты, изделия хлебобулочные, поставляемые по предмету аукциона, никоим образом не соответствуют требованиям Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68 "О техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (вместе с "ТР ТС 034/2013. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности мяса и мясной продукции").
2). Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ Заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
В нарушение данной нормы законодательства Заказчиком в описании объекта закупки установлены требования к соответствию товаров стандартам, не действующим на территории Российской Федерации, в том числе: ГОСТ Р 52090-2003 "Молоко питьевое", ГОСТ Р 52972-2008 "Сыры полутвердые. Технические условия", ГОСТ Р 52686-2006 "Сыры и сырные продукты. Общие технические условия" (существует и действует ГОСТ Р 52686-2006 "Сыры. Общие технические условия").
На основании вышеизложенного данные доводы обоснованны.
Таким образом, в действиях заказчика - ГБУЗ СК "ГДКБ им.Г.К. Филиппского" г. Ставрополя пп. 1,2 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ.
Вместе с тем, на участие в данной закупки было подано 5 заявок, ни одна заявка по доводам указным в жалобе заявителя ООО "Плутон 24" не была отклонена. Согласно части 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14 (далее - Административный регламент ФАС по рассмотрению жалоб)
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Остальные доводы жалобы заявителя ООО "Плутон 26" не нашли своего отвердения по следующим основаниям:
1). По пункту 1.1 жалобы. Закон N44-ФЗ в настоящее время не предусматривает каких-либо требований к выбору кода ОКПД 2 при оформлении извещения и аукционной документации Заказчиком (ст. 42 44-ФЗ). Нормы ст. 23, 42 44-ФЗ, указывающие на необходимость формирования идентификационного кода закупки, содержащего, в том числе, и код ОКПД 2, вступают в силу только с 01.01.2017 г.
Таким образом, считаем, что выбор кода ОКПД 2 возможен на усмотрение Заказчика.
Кроме того, Заказчиком в ЕИС размещена аукционная документация, содержащая приложение N 1 к техническому заданию, в котором содержится весть перечень закупаемых товаров с соответствующими кодами ОКПД 2.
В описании объекта закупки Заказчиком соблюдены нормы законодательства, в том числе ст. 33 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой Заказчиком в аукционной документации указаны функциональные и качественные характеристики объекта закупки. Никаких требований о выборе кода ОКПД 2 статья 33 Закона N44-ФЗ не содержит.
Так как в настоящей документации не содержится употребления товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, а также иных требований, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки. В документации указан товар, имеющийся в свободном доступе на рынке.
2). По пункту 1.2 жалобы. 3аказчик не ограничивал число участников размещения закупок в связи с тем, что предметом аукциона является поставка продуктов питания, которые не являются уникальными и находятся в свободной реализации на всей территории Российской Федерации. Нормы закона не содержат указаний на то, что аукцион должен готовиться под конкретные предприятия-изготовители.
Поставщиком может выступить любое физическое либо юридическое лицо, готовое исполнить условия закупки, отвечающие требованиям документации и удовлетворяющее потребности Заказчика.
В соответствии с ч. 3 статьи 17 Закона о конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Данная норма также полностью соблюдена Заказчиком, так как все включенные в состав аукциона позиции технологически и функционально связаны с предметом торгов, как это требуется Законом о конкуренции.
Поставка продуктов питания, не противоречит условиям действующего законодательства, т.к. указанные продукты технологически и функционально связаны друг с другом.
Молочная и хлебобулочная продукция, являющаяся объектом закупки, согласно утвержденным меню и карточкам-раскладкам, предназначена для приготовления соответствующих блюд с целью диетического и лечебного питания больных детей в ГБУЗ СК ГДКБ им. Г.К. Филппского г. Ставрополя, и входит в состав семидневного меню, утвержденного МЗ СК. Так, например, в соответствии с карточкой-раскладкой N2.2. "Биточки (котлеты) мясные, паровые", для приготовления данного блюда по технологии используется хлеб и молоко (карточка-раскладка прилагается).
Кроме того, для поставки данного товара не требуется специального разрешения, тем самым отсутствуют ограничения для участников аукциона.
Согласно размещенному протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 25.10.2016г. поступило 5 заявок, из которых все участники были допущены как соответствующие требованию аукционной документации и требованиям законодательства, что подтверждает наличие функционирующего рынка поставки данного вида товара.
3). По пункту 2.2 жалобы. Указание Заказчиком в техническом задании (п. 7.4) и в проекте контракта (п. 3.3) информации о предоставлении удостоверений качества и безопасности продуктов не является директивным и обязательным для исполнения. Это подтверждается тем, что в указанных выше документах имеются сноски, говорящие о том, что эти документы предъявляются только в случае поставки продуктов, подлежащих государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия, т.е. при необходимости.
4). По пункту 3.2 жалобы. Срок годности творога, являющегося скоропортящимся продуктом, в соответствии с СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов" составляет 72 часа (3 суток), что и указано в приложении N1 к техническому заданию. Кроме того ООО "Плутон24" неверно указано, что Заказчиком остаточный срок годности определен как 100% от срока реализации, т.к. 3 суток - это 72 часа, таким образом остаточный срок годности (60 ч) составляет 83% от срока реализации. Поставка свежего творога (не позже 12 часов после его изготовления) обусловлена необходимостью сохранения максимального количества лактобактерий, необходимых для лечебного питания детей с гастроэнтерологической патологией.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Плутон 26" на действия заказчика - ГБУЗ СК "ГДКБ им.Г.К. Филиппского" г. Ставрополя по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0321300051316000050 "Поставка продуктов питания" - частично-обоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о закупках, признать действия заказчика - ГБУЗ СК "ГДКБ им.Г.К. Филиппского" г. Ставрополя не соответствующими требованиям пп. 1,2 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ.
3. На основании пункта 3.36 Административного регламента ФАС по рассмотрению жалоб, поскольку указанное нарушение не повлияло и не могло повлиять на результат осуществления закупки N 0321300051316000050 "Поставка продуктов питания" - обязательное для исполнения предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Е.А. Соколов
Члены комиссии И.Ю. Неботова
Б.Ш. Напсо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 31 октября 2016 г. N РЗ-1365-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.11.2016