Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 1 ноября 2016 г. N РЗ-1373-2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя комиссии, заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
Членов комиссии:
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б. Ш.,
В присутствии представителей:
от заказчика - представители заказчика не прибыли, на рассмотрение жалобы запрашиваемые документы,
от ООО "СТРОЙИНВЕСТ", ИП Черняк Г.Е. - представители не прибыли,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступили жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ", ИП Черняк Г.Е. на действия заказчика - Управления Судебного департамента в республике Северная Осетия-Алания по факту закупки путем проведения электронного аукциона N 0110100000816000145 "Выборочный капитальный ремонт Владикавказского гарнизонного районного суда".
По мнению заявителя жалобы, документация электронного аукциона не соответствует требованиям Закона N44-ФЗ.
В письменных объяснениях заказчик пояснил следующее:
Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33. Закона: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
2. По доводам заявителя жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" - установлено:
1). Ч. 1 и 2 ст. 37 Закона N44-ФЗ установлено следующее:
Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В нарушении данных положений Заказчик неверно устанавливает антидемпинговые меры:
"_13.1. Поставщик предоставляет обеспечение исполнения Контракта в размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет ________________ рублей в форме________________________________ (безотзывная банковская гарантия, выданная банком, или внесение денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику).
В банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии. Способ обеспечения исполнения контракта определяется Поставщиком самостоятельно.
В случае, если предложенная Поставщиком цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, к Поставщику, с которым заключается контракт, применяются антидемпинговые меры, предусмотренные статьей 37 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Поставщик предоставляет обеспечение исполнения контракта в размере 15% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет ___________ рублей_".
Таким образом, если предложенная поставщиком цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, то в данном случае поставщик предоставляет обеспечение исполнения контракта в размере 7,5 % от начальной (максимальное) цены контракта цены контракта, а не 15% от начальной (максимальной) цены контракта, как установлено заказчиком.
Данный довод заявителя обоснован.
2. По доводам заявителя жалобы ИП Черняк Г.Е. - установлено:
1). В ТЗ заказчик в таблице "Требования к материалам, предполагаемым к поставке при выполнении работ" в пунктах:
413 "Сплошное выравнивание штукатурки внутри здания (однослойная штукатурка) сухой растворной смесью толщиной до 10 мм для последующей оклейки обоями стен";
417, 426, 443, 457 "Устройство покрытий на цементном растворе из плиток керамических";
447 "Гладкая облицовка стен плитками керамическими";
497 "Улучшенная штукатурка фасадов цементног-известковым раствором по камню стен" указаны избыточные требования к химическому составу воды.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации,не допускается.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем - требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Таким образом, установление вышеуказанных требований к составу заявок участников закупки противоречит положениям Закона о контрактной системе.
2). В п. 56 информационной карты установлено незаконное требование:
Требование об отсутствии сведений об участнике электронного аукциона в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - Сведения должны отсутствовать.
Ч. 21 ст. 112 Закона N44-ФЗ установлено - В течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона заказчик вправе устанавливать при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ).
Таким образом, установленное заказчиком в аукционной документации требование, нарушает нормы действующего законодательства.
3). В части V "Техническая часть документации об электронном аукционе" в таблице "Требование к материалам, предполагаемым к поставке при выполнении работ" в пункте 22 "Устройство плинтусов полиинилхлоридных: на винтах самонарезающих", материал "Соединитель для пластикового плинтуса" (Рисунок 1), в пункте 65 "Розетка штепсельная с заземляющим контрактом" (Рисунок 2), в пунктах 147 и 285 "Розетка штепсельная с заземляющим контактом" (Рисунок 3), в пункте 322 "Устройство покрытий из плит керамогранитных размером: 6060см", материал "Клей плиточный "Юнис Гранит" или эквивалент (Рисунок 5) требования установленные заказчиком к данным материалам читаются не полностью (Рисунок 1-5).
Самостоятельно определить какие показатели, и с какими значениями должен указать в своей заявке участник закупки у перечисленных выше материалов "Соединитель для пластикового плинтуса", "Розетка штепсельная с заземляющим контрактом", "клей плиточный "Юнис Гранит" или эквивалент" не представляется возможным. Так как полностью не видны требования по данным параметрам.
Таким образом, заказчик не использует при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойствах) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, что нарушает п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ. Следовательно, действия заказчика нарушают требования Закона N44-ФЗ, а также права и законные интересы потенциальных участников закупки.
Данные доводы заявителя обоснованы.
Таким образом, в действиях заказчика - Управления Судебного департамента в республике Северная Осетия-Алания установлены нарушения требований ч. 1, 2 ст. 37; ч. 6 ст. 66; ч. 21 ст. 112; пп. 1,2 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ.
Согласно требованиям пункта 2 части 22 статьи 99 Закона N44-ФЗ о закупках при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ", ИП Черняк Г.Е. на действия заказчика - Управления Судебного департамента в республике Северная Осетия-Алания по факту закупки путем проведения электронного аукциона N 0110100000816000145 "Выборочный капитальный ремонт Владикавказского гарнизонного районного суда" - частично-обоснованными.
2. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о закупках, признать действия заказчика - Управления Судебного департамента в республике Северная Осетия-Алания не соответствующими требованиям ч. 1, 2 ст. 37; ч. 6 ст. 66; ч. 21 ст. 112; пп. 1,2 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ.
3. Выдать заказчику - Управлению Судебного департамента в республике Северная Осетия-Алания - обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Е.А. Соколов
Члены комиссии И.Г. Лыков
Б.Ш. Напсо
Заказчик:
Управление Судебного департамента в республике Северная Осетия-Алания
362040, Северная Осетия - Алания Респ, Владикавказ г, пр-кт Мира, 1
Заявитель:
ООО "СТРОЙИНВЕСТ"
450010, Башкортостан, г. Уфа, ул. Летчиков, дом 6, офис 14, 15
ИП Черняк Г.Е.
658370, Алтайский край, Шипуновский район, с. Белоглазово, ул. Школьная, 55, кв. 2
ПРЕДПИСАНИЕ N 453
по делу N РЗ-1373-2016 о нарушении законодательства о закупках
01.11.2016 года Ставрополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя комиссии, заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
Членов комиссии:
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б. Ш.,
На основании своего Решения от 01.11.2016 года по делу N РЗ-1373-2016, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ", ИП Черняк Г.Е. на действия заказчика - Управления Судебного департамента в республике Северная Осетия-Алания по факту закупки путем проведения электронного аукциона N 0110100000816000145 "Выборочный капитальный ремонт Владикавказского гарнизонного районного суда", и руководствуясь ч. 3, 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 и ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ),
предписывает:
Государственному заказчику - Управлению Судебного департамента в республике Северная Осетия-Алания, устранить нарушения требований ч. 1, 2 ст. 37; ч. 6 ст. 66; ч. 21 ст. 112; пп. 1,2 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ, в связи с чем:
1. Протоколы составленные в ходе закупки - отменить;
2. Документацию об аукционе в электронной форме осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0110100000816000145 "Выборочный капитальный ремонт Владикавказского гарнизонного районного суда" - привести в соответствие с требованиями ч. 1, 2 ст. 37; ч. 6 ст. 66; ч. 21 ст. 112; пп. 1,2 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ;
3. Внести соответствующие изменения в аукционную документацию осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0110100000816000145 "Выборочный капитальный ремонт Владикавказского гарнизонного районного суда", путем размещения соответствующей информации на официальном сайте;
4. Продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями 63, 65 Закона N 44-ФЗ.
Оператору электронной торговой площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ":
1. Обеспечить возможность исполнения данного предписания, выданного комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок государственному заказчику - Управлению Судебного департамента в республике Северная Осетия-Алания.
2. Известить участников, подавших заявки на участие в данном аукционе о внесении изменений в аукционную документацию в электронной форме N 0110100000816000145 "Выборочный капитальный ремонт Владикавказского гарнизонного районного суда".
Срок исполнения предписания - в течение 10 дней с момента его размещения на официальном сайте для размещения информации о размещении заказа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru, об исполнении которого в обязательном порядке сообщить в Ставропольское УФАС России в течение 7 дней с момента его исполнения.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Неисполнение настоящего предписания в соответствии со ст. 107 Федерального закона о размещении заказов, влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя комиссии Е.А. Соколов
Члены комиссии И.Г. Лыков
Б.Ш. Напсо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 1 ноября 2016 г. N РЗ-1373-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2016