Резолютивная часть решения оглашена 10.06.2016 года
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председательствующего Комиссии:
заместителя начальника отдела,
членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта,
ведущего специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Мап-сервис" (г.Вологда) на положения документации о проведении открытого конкурса на выполнение работ по корректировке генерального плана муниципального образования город Гороховец и разработке правил землепользования и застройки территории муниципального образования город Гороховец (извещение N 0128200000116003516) в присутствии представителя администрации Гороховецкого района (доверенность N 01-20-529 от 08.06.2016), уполномоченного органа Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (доверенность N 68 от 01.06.2016).
Заявитель, надлежащим образом, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 414-04/2016 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Мап-Сервис" (далее - заявитель) на положения документации о проведении открытого конкурса на выполнение работ по корректировке генерального плана муниципального образования город Гороховец и разработке правил землепользования и застройки территории муниципального образования город Гороховец (извещение N 0128200000116003516).
По мнению заявителя, конкурсная документация составлена с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, ввиду следующего.
Согласно приложению N 1 к информационной карте открытого конкурса "Критерии оценки заявок" одним из показателей нестоимостного критерия оценки является:
2.2.1 Сведения о количестве состоящих в штате участника размещения заказа на постоянной основе специалистов, имеющих высшее образование по специальности "архитектура", и (или) "промышленное и гражданское строительство", и (или) "Городское строительство и хозяйство", и (или) "Градостроительство".
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункта 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг:
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) деловая репутация участника закупки.
Настоящая закупка проводится в целях выполнения работ по корректировке генерального плана и разработке правил землепользования и застройки. ООО "Мап-Сервис" считает, что требование заказчика о предоставлении сведений о "количестве состоящих в штате участника размещения заказа на постоянной основе специалистов, имеющих высшее образование по специальности "архитектура", и (или) "промышленное и гражданское строительство", и (или) "Городское строительство и хозяйство", и (или) "Градостроительство" не достаточным для выполнения работ.
Пункт 11 Технического задания включает в себя подготовку картографического материала, координатное описание границ МО город Гороховец и населенного пункта Гороховец, что не возможно без наличия в штате сотрудников по специальностям "Геодезия и землеустройство 120000".
Разработка карты развития инженерных коммуникаций не возможна без привлечения специалистов направления "Электроэнергетика 140200", "Водоснабжение и водоотведение 270112", "Теплоснабжение и теплотехническое оборудование 140102", "Монтаж и эксплуатация оборудования и системе газоснабжения 270111".
Согласно пункта 8 Технического задания в состав работ входит разработка мероприятий по обеспечению сохранения объектов культурного наследия и территории исторического поселения. Пункт 11 Технического задания подразумевает разработку мероприятий по обеспечению сохранения объектов культурного наследия и территории исторического поселения, установление параметров её развития, выделение основных элементов планировочной структуры города и других видов работ, связанных с объектами культурного наследия на территории исторического поселения. Пункт 11.2 Технического задания предполагает разработку историко-культурного опорного плана.
Пункт 1 статьи 60 Федерального закона N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" гласит: "Градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения в соответствии с настоящим Федеральным законом".
С 22.01.2015 года вступил в силу ФЗ N 315 от 22.10.2014 года "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", отражающий ряд поправок и изменений в Федеральный закон N 73-ФЗ от 25.06.2002 года "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Согласно которого все проектно-строительные компании, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, ведущие непосредственно работы на объектах культурного наследия, в соответствии с пунктом 6 статьи 45 ФЗ N 73 (в редакции Федерального закона от 22.10.2014 года N 315-ФЗ) обязаны соответствовать утвержденному порядку проведения работ на данных объектах.
Таким образом, обязательным требованием к участнику конкурса должно быть требование о наличии лицензии министерства культуры на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, кроме того в штате организации должны быть лица, аттестованные федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке.
В силу изложенного, заявитель просит выдать в отношении заказчика предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем внесения в конкурсную документацию изменений относительно требований по показателю "Сведения о специалистах" и наличия лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и аттестованных федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном порядке специалистов.
В обоснование правомерности действий заказчика представитель заказчика заявил следующее.
Пунктом 11.3 Технического задания на корректировку генерального плана муниципального образования город Гороховец и разработку правил землепользования и застройки территории муниципального образования город Гороховец определена необходимость подготовки сведений о границах муниципального образования и населенных пунктов необходимые для подачи в органы государственного кадастрового учета.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственным кадастре недвижимости" кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера.
Квалификационный аттестат выдается физическому лицу при условии, если данное физическое лицо имеет среднее профессиональное образование по одной из специальностей, определенных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или высшее образование, полученное по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам иных требований в соответствии с указанным законом.
Перечень специальностей среднего профессионального образования, полученных физическими лицами, претендующими на получение квалификационного аттестата кадастрового инженера утвержден Приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2009 года N 34 "О перечне специальностей среднего профессионального образования, полученных физическими лицами, претендующими на получение квалификационного аттестата кадастрового инженера".
Требования к лицам, имеющим высшее образование, полученное по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, касающиеся специализации или специальности указанных лиц не установлены.
Разработка карты развития инженерных коммуникаций может быть произведена специалистами, имеющими какую-либо специальность, указанную в конкурсной документации, поскольку в настоящее время разработаны и утверждены необходимые схемы инженерных сетей. Также предлагаемые к внесению в документацию специальности (электроэнергетика, водоснабжение и водоотведение) имеют узкий профиль, касающийся разработки проектной документации применительно к конкретным объектам, зданиям, сооружениям. Генеральным планом предполагается решение именно градостроительным задач, с точки зрения архитектурно-планировочной организации территории города.
Реставрация памятников или иных объектов имеющих художественную, историческую или культурную ценность техническим заданием не подразумевается, в связи с этим наличие специальности "Реставрация" будет являться излишним критерием оценки участников закупки.
Таким образом, в приложении N 1 к информационной карте определен перечень специальностей ("архитектура", и (или) "промышленное и гражданское строительство", и (или) "Городское строительство и хозяйство", и (или) "Градостроительство"), который является достаточным для выполнения данного вида работ.
Включить в обязательные требования к участникам закупки на основании части 1 статьи 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок наличие лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и аттестованных федеральным органом охраны объектов культурного наследия и установленном им порядке специалистов не представляется возможным, поскольку Федеральным законом от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование деятельности по разработке документов территориального планирования и градостроительного зонирования не предусмотрена.
В соответствии со статьей 12 указанного закона лицензированию подлежит деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Деятельность по сохранению объектов культурного наследия составляют работы, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 N 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", данным перечнем работы по подготовке документов территориального планирования и градостроительного зонирования не предусмотрена.
Таким образом, в данном случае наличие лицензии министерства культуры на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не является обязательной при разработке градостроительной документации, поскольку техническим заданием не предусмотрено разработки документации по сохранению объектов культурного наследия и территории исторического поселения, касающиеся территории в целом, а не какого-либо конкретного объекта.
На основании изложенного, представитель заказчика просит признать жалобу ООО "Мап-сервис" необоснованной в полном объеме.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок для оценки заявок участников закупки в документации о закупке устанавливается следующий критерий - квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 утверждены "Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В силу пункта 4 данных Правил для оценки заявок в документации может быть установлен следующий, характеризующийся как нестоимостной, критерий оценки: "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Документацией о проведении открытого конкурса на выполнение работ по корректировке генерального плана муниципального образования город Гороховец и разработке правил землепользования и застройки территории муниципального образования город Гороховец предусмотрена оценка заявки по стоимостным критериям ("Цена контракта". Значимость критерия - 60 %) и нестоимостным критериям оценки ("Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". Значимость критерия - 40 %). Показателями нестоимостного критерия оценки является "Количество состоящих в штате участника размещения заказа на постоянной основе специалистов, имеющих высшее образование по специальности "архитектура", и (или) "промышленное и гражданское строительство", и (или) "Городское строительство и хозяйство", и (или) "Градостроительство", "Опыт участника", "Деловая репутация".
Таким образом, требования к оценке заявок на участие в открытом конкурсе, установленные заказчиком в конкурсной документации по такому нестоимостному критерию оценки, как "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не противоречат положениям статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок и сами по себе не являются препятствием для подачи заявки и участия в открытом конкурсе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупок заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Федеральным законом от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование деятельности по разработке документов территориального планирования и градостроительного зонирования не предусмотрено. В состав работ, являющихся предметом указанного открытого конкурса, не входят работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечень которых предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 года N 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
В силу изложенного, Комиссия приходит к выводу о соответствии документации о проведении указанного открытого конкурса требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Мап-сервис" (г.Вологда) на положения документации о проведении открытого конкурса на выполнение работ по корректировке генерального плана муниципального образования город Гороховец и разработке правил землепользования и застройки территории муниципального образования город Гороховец (извещение N 0128200000116003516) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председательствующий Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 10 июня 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2016