Резолютивная часть оглашена 15.06.2016
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 (далее - Административный регламент Федеральной антимонопольной службы) рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ИстраМед" на положения документации об электронном аукционе на поставку комплекса для проведения суточного мониторирования ЭКГ и артериального давления для нужд Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Владимирской области (закупка N 0128100003816000061), в открытом заседании, в присутствии представителя заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "ИстраМед" (далее - ООО "ИстраМед", Общество, заявитель) <_>, представителей заказчика - Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Владимирской области (далее - УФСБ России по Владимирской области, заказчик) <_>, <_>, <_>.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
07.06.2016 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "ИстраМед" на положения документации об электронном аукционе на поставку комплекса для проведения суточного мониторирования ЭКГ и артериального давления для нужд Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Владимирской области (закупка N 0128100003816000061).
В своей жалобе заявитель указал на следующие обстоятельства.
Заявитель считает, что при формировании положений аукционной документации заказчик нарушил положения Закона о контрактной системе в сфере закупок, а именно: в техническом задании установлены требования к закупаемому товару, влекущие за собой ограничение конкуренции среди потенциальных участников закупки.
В настоящее время на российском рынке систем длительного холтеровского мониторинга ЭКГ/АД, представлено 7 (семь) производителей комбинированных комплексов суточного мониторирования ЭКГ и АД (ООО "ДМС Передовые технологии" г.Москва, НАО "Иикарт" г.Санкт-Петербург, ООО "Петр Телегин" г.Нижний Новгород, ИПЧУП "Кардиан" Республика Беларусь, ООО "Медиком" г.Москва, ЗАО "Медитек" г.Москва, Medilech Венгрия).
При этом, заказчик указал такие требования к закупаемому оборудованию, совокупности которых соответствует только оборудование производства ООО "ДМС Передовые технологии" (г.Москва).
Таким образом, по мнению заявителя, заказчиком нарушен пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в соответствии с которым в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение, количества участников закупки.
Представители заказчика - УФСБ России по Владимирской области пояснили следующее.
Законом о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, не установлены запреты на установление технических характеристик товара, его функциональных качеств. В соответствии со статьями 12 и 13 Закона о контрактной системе в сфере закупок государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе в сфере закупок, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом заказчик может включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его фактическим потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций и задач. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
Среди необходимых заказчику требований, указанных в документации об электронном аукционе (раздел 2 п. 2.1.), и которым заявитель предъявляет свои претензии, определены следующие характеристики:
Технические требования к носимому комбинированному регистрирующему монитору ЭКГ и АД | |
Количество одновременно регистрируемых отведений ЭКГ, в зависимости от типа подключенного кабеля пациента |
2/3/12 |
Метод измерения АД квазиаускультативный с использованием датчика пульсовой волны (ДПВ) |
возможность |
Питание монитора |
элементы питания типоразмера АА (R6) |
Длительность мониторирования без замены элементов питания |
не менее трех суток |
Габаритные размеры монитора, мм, не более |
115x72x35 |
Технические требования к программному обеспечению для анализа АД | |
Оценка достоверности измерений, выполненных аускультативным методом, путем воспроизведения тонов Короткова через акустическую систему ПК с параллельным отображением на экране соответствующего значения давления в манжете |
наличие |
Определение показателей ригидности артерий: - диаметр и площадь поперечного сечения плечевой артерии |
наличие |
Определение показателей центральной гемодинамики: - диаметр и площадь поперечного сечения аорты |
наличие |
По мнению заявителя, включение данных характеристик в техническое задание на поставляемое медицинское оборудование ограничивает конкуренцию среди потенциальных участников закупки.
Вместе с тем, заказчик не имеет возможности устанавливать требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, в свою очередь, положения Закона о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
При этом доводы заявителя, содержащиеся в жалобе, о якобы ограниченном количестве товаров, которые попадают под требуемые значения, являются субъективными и не отражают всей полноты данных, имеющихся на соответствующем рынке товаров.
Кроме того, наличие двух заявок, допущенных для участия в аукционе от различных, конкурирующих друг с другом поставщиков медицинской техники, само по себе подтверждает достаточный уровень конкуренции.
Требования аукционной документации соответствуют потребностям и нуждам заказчика (его структурного подразделения - Военно-медицинской службы) как учреждения здравоохранения. Установленные в документации требуемые значения необходимы заказчику для осуществления качественной медицинской деятельности и обусловлены реальной потребностью приобрести медицинское оборудование с определенными характеристиками.
Содержащиеся в аукционной документации технические характеристики являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций.
Так, увеличение количества одновременно регистрируемых отведений ЭКГ, квазиаускультативный метод измерения АД с использованием датчика пульсовой волны в дополнение к имеющимся осциллометрическому методу и методу измерения АД с использованием датчика тонов Короткова позволяют повысить точность проводимого исследования; увеличение возможной длительности мониторирования до 3 суток без замены элементов питания позволяют достоверно выявлять периодические и пароксизмальные расстройства; уменьшение массогабаритных характеристик используемого оборудования обеспечивает удобство для пациента при проведении длительного обследования, не затрудняя его повседневную деятельность (из указанных в жалобе производителей данного медицинского оборудования изделия 3 из указанных в жалобе производителей оснащены мониторами удовлетворяющие требованиям аукционной документации); элементы питания указанного типоразъема AA(R6) являются коммерчески более доступными на рынке (из указанных в жалобе производителей данного медицинского оборудования изделия 4 оснащены элементами питания данного типоразъема).
Данные характеристики в совокупности с возможностью оценки достоверности измерений, выполненных аускультативным методом, путем воспроизведения тонов Короткова через акустическую систему ПК с параллельным отображением на экране соответствующего значения давления в манжете особенно важны при проведении исследований с целью вынесения экспертных заключений, являющихся одной из государственных функций Заказчика и при проведении апостериорного контроля точности измерения АД.
Отсутствие информации в описании средства измерения функций определения диаметра и площади поперечного сечения плечевой артерии и аорты не может быть принято во внимание, так как данные характеристики относятся к программному обеспечению и не являются техническими характеристиками метрологической поверки средств измерения. Отсутствие указания на наличие данных функций в описании из реестра Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений не может однозначно свидетельствовать об их отсутствии.
Указанные выше требования являются потребностью заказчика осуществлять качественную диагностику заболеваний сердечнососудистой системы пациента. Сердечнососудистые заболевания в настоящее время являются одной из ведущих причин смерти. Важную роль в патогенезе таких заболеваний играет фактор атеросклеротического поражения сосудистого русла. Повышение ригидности сосудистой стенки, уменьшение диаметра артерий или аорты, снижение ответа на медикаментозное воздействие рассматривается как начальный этап развития и один из признаков прогрессирования атеросклероза. Изменение диаметра плечевой артерии или аорты в динамике является важным информационным фактором, позволяющим определить прогноз течения заболевания и необходимость проведения дополнительного обследования и коррекции лечения. Возможность оценки этих показателей без проведения ультразвуковой допплерографии и цветового дуплексного сканирования артерий позволяет ускорить и удешевить обследование пациентов. При таком подходе к закупаемому оборудованию не требуется дополнительного приобретения более дорогостоящего стационарного оборудования, налицо экономия бюджетных средств.
Оспариваемые заявителем характеристики являются улучшенными. Заказчик при планировании и осуществлении закупок исходит из положений статьи 10 Закона о контрактной системе в сфере закупок о приоритете обеспечения собственных нужд путем закупки инновационной и высокотехнологичной продукции.
По мнению заказчика, заявитель не привел в жалобе ни одного технического параметра, который не соответствовал бы объективным потребностям заказчика. В то же время заявитель приводит в жалобе медицинское оборудование с худшими техническими характеристиками по сравнению с требованиями аукционной документации, например, по габаритным размерам, по времени непрерывной работы, необоснованно полагая, что это ведет к ограничению количества участников закупки.
Кроме того, закупка проводится не по поиску производителей медицинского оборудования, а на право заключения контракта на поставку медицинского оборудования, отвечающего требованиям заказчика. Следовательно, поставщиком может выступать любое лицо, готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям аукционной документации и потребностям заказчика.
В свою очередь, заявитель не является производителем товара, который является предметом закупки. Данный товар не имеет эксклюзивных условий распространения и может быть передан производителем неограниченному числу поставщиков, что подтверждается письмом ООО "ДМС Передовые технологии" исх. N 1891-16 от 09.06.2016.
Помимо этого, в описание объекта закупки не включались требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а так же иные требования, которые ограничивают количество участников закупки.
Таким образом, по мнению заказчика, документация об аукционе разработана в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и не содержит требований к товару, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В связи с вышеизложенным заказчик просит признать жалобу ООО "ИстраМед" необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
28.05.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0128100003816000061 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на поставку комплекса для проведения суточного мониторирования ЭКГ и артериального давления для нужд Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Владимирской области.
31.05.2016 размещены изменения извещения и документации.
Начальная (максимальная) цена контракта - 286 833,33 руб.
В силу требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки при необходимости. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла указанных норм следует, что если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Положения Закона о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.
При описании объекта закупки в рассматриваемой документации заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Им указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
Как следует из представленных заказчиком пояснений, установление определенных требований к товару обусловлено потребностями заказчика для осуществления качественной диагностики заболеваний сердечнососудистой системы пациентов в структурном подразделении Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Владимирской области.
Доказательств, свидетельствующих об ограничении количества потенциальных участников закупки, о создании одним участникам закупки преимуществ перед другими, заявитель жалобы не представил.
Согласно письму ООО "ДМС Передовые Технологии" от 09.06.2016, реализация оборудования производства ООО "ДМС Передовые Технологии" на территории Российской Федерации осуществляется большим числом торгующих организаций, являющихся как официальными, так и неофициальными представителями ООО "ДМС Передовые Технологии". Организаций, которые бы эксклюзивно представляли интересы ООО "ДМС Передовые Технологии" по продаже производимого им оборудования, нет.
Кроме того, об отсутствии ограничения количества участников закупки свидетельствует тот факт, что на участие в данном электронном аукционе было подано 2 заявки, обе заявки соответствуют требованиям аукционной документации и допущены к участию в аукционе.
Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия не усматривает в положениях документации об электронном аукционе на поставку комплекса для проведения суточного мониторирования ЭКГ и артериального давления для нужд Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Владимирской области нарушений законодательства в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ИстраМед" на положения документации об электронном аукционе на поставку комплекса для проведения суточного мониторирования ЭКГ и артериального давления для нужд Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Владимирской области (закупка N 0128100003816000061) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председательствующий Комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 15 июня 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2016