Резолютивная часть оглашена 16.06.2016
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 (далее - Административный регламент Федеральной антимонопольной службы) рассмотрела жалобу <_> на действия заказчика при проведении открытого конкурса на выполнение работ по строительству автомобильной дороги "Суздаль-Камешково" Бабарино Суздальского района Владимирской области" для нужд администрации Суздальского района (закупка N 0128200000116004074), в открытом заседании, в присутствии представителей заказчика - администрации Суздальского района Владимирской области (далее - заказчик) <_>, <_>, представителя уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (далее - уполномоченный орган) <_>.
Заявитель - <_> (далее - заявитель), надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы (уведомление N 04/2531-сни от 10.06.2016), явку своего представителя не обеспечил.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
08.06.2016 во Владимирское УФАС России поступила жалоба <_> на действия заказчика при проведении открытого конкурса на выполнение работ по строительству автомобильной дороги "Суздаль-Камешково" Бабарино Суздальского района Владимирской области" для нужд администрации Суздальского района (закупка N 0128200000116004074).
В своей жалобе заявитель указал следующее.
18 мая 2016 года с изменениями от 25 мая 2016 года заказчик разместил извещение N 0128200000116004074 и документацию о проведении открытого конкурса с целью определения подрядчика и заключения с ним контракта на выполнение работ по строительству автомобильной дороги "Суздаль-Камешково" -Бабарино Суздальского района Владимирской области" для нужд администрации Суздальского района" по начальной (максимальной) цене контракта 143 987 970,00 руб.
Согласно части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N471-р.
13.05.2016 вступило в силу распоряжение Правительства Российской Федерации N 890-р, в соответствии с которым примечание N 4 в Перечень включены работы строительные (код 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13)) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД2), за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Поскольку заказчик при проведении закупки в извещении и конкурсной документации указал код ОКПД2 42.11.20.000, входящий в укрупненный код 42, и на вышеуказанные работы, согласно Распоряжению Правительства РФ N471-р от 21 марта 2016 года и Распоряжению Правительства РФ N890-р от 13 мая 2016 года, он обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), то осуществление рассматриваемой закупки путем проведения открытого конкурса не соответствует требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, по мнению заявителя, указанные действия заказчика нарушают часть 2 статьи 48 и часть 2 статьи 59 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Представители заказчика - администрации Суздальского района Владимирской области пояснили следующее.
Довод заявителя о том, что заказчик неправомерно выбрал форму проведения закупки в виде открытого конкурса, основан на неправильном применении норм материального права и не соответствует действительности.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных, в том числе статьей 59 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).
Из указанного Перечня (в редакции от 21.03.2016) следует, что заказчик обязан провести электронный аукцион при осуществлении закупок на выполнение работ, входящих в группу 42 "Сооружения и строительные работы в области 1ражданского строительства" Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности" (ОК 034-2014), за исключением работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Таким образом, в случае, если при осуществлении закупки для муниципальных нужд начальная максимальная цена контракта превышает 50 млн. рублей, заказчик вправе провести открытый конкурс.
Указанная позиция отражена в совместном письме от 28.08.2015 Минэкономразвития Российской Федерации N 23275-ЕЕ/Д28и и Федеральной антимонопольной службы N АЦ/45739/15.
В связи с принятием Правительством Российской Федерации Распоряжения от 13.05.2016 N 890-р, заказчик обязан проводить электронный аукцион при осуществлении закупок па выполнение работ, входящих в группу "Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства" Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности" (ОК 034-2014) во всех случаях, вне зависимости от начальной максимальной цены контракта. Исключение составляют работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Администрацией Суздальского района 29.04.2016 года в Единой информационной системе (zakupki.gov.ru) опубликована версия N 19 плана-графика закупок для муниципальных нужд, связанная с принятием решения о выполнении работ по строительству автомобильной дороги "Суздаль-Камешково"-Бабарино Суздальского района Владимирской области.
Распоряжением администрации Суздальского района от 11.05.2016 N 123-р утверждена документация о проведении открытого конкурса на право заключить контракт на выполнение работ по строительству автомобильной дороги "Суздаль-Камешково"- Бабарино Суздальского района Владимирской области.
В соответствии с документацией о проведении указанного конкурса, работы по строительству дороги относятся к коду 42.11.20.000 "Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов" Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014), начальная максимальная цена контракта составляет 143 987 970,00 рублей.
Таким образом, указанная закупка запланирована и решение о проведении открытого конкурса было принято администрацией Суздальского района в соответствии с нормами законодательства, действовавшего до принятия Правительством Российской Федерации Распоряжения от 13.05.2016 N 890-р.
Соответственно, заказчиком правомерно выбран способ определения поставщика в виде открытого конкурса.
Исходя из общих принципов и норм законодательства Российской Федерации (статья 4 Гражданского кодекса Российской Федерации), Закон "обратной силы" не имеет. Действие Закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено Законом.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.05.2016 N 890-р применимо к правоотношениям, которые возникли после начала его действия.
В данном случае права и обязанности муниципального заказчика - администрации Суздальского района Владимирской области, связанные со строительством автомобильной дороги "Суздаль-Камешково"-Бабарино, регулируются нормами законодательства о контрактной системе в сфере закупок и возникли именно в момент принятия решения об осуществлении закупки.
Следовательно, начатая процедура проведения открытого конкурса должна быть завершена определением подрядчика, заключением и исполнением муниципального контракта в соответствии с нормами Закона о контрактной системе в сфере закупок, действовавшими на дату принятия вышеуказанного решения.
Иное толкование противоречит общеправовому принципу о неприменении "обратной силы Закона".
С учетом изложенного, заказчик просит признать жалобу <_> необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
18.05.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0128200000116004074 о проведении открытого конкурса и документация открытого конкурса на выполнение работ по строительству автомобильной дороги "Суздаль-Камешково" Бабарино Суздальского района Владимирской области" для нужд администрации Суздальского района. 25.05.2016 размещены изменения извещения и конкурсной документации.
Начальная (максимальная) цена контракта - 143 987 970,00 руб.
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Как следует из документов, представленных заказчиком, 29.04.2016 в план-график на 2016 год была включена закупка строительства автомобильной дороги "Суздаль-Камешково" Бабарино Суздальского района Владимирской области, способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс.
Документация открытого конкурса на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по строительству автомобильной дороги "Суздаль-Камешково" Бабарино Суздальского района Владимирской области" для нужд администрации Суздальского района была утверждена 11.05.2016 распоряжением главы администрации Суздальского района Владимирской области N 123-р.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок данная документация опубликована 18 мая 2016 года.
Согласно конкурсной документации, код рассматриваемой закупки ОКПД2 - 42.11.20.000, предмет закупки - выполнение работ выполнение работ по строительству автомобильной дороги.
Распоряжением правительства Российской Федерации от 21.03.2016г. N 471-р определен перечень товаров, работ, услуг, в отношении которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме. Работы строительные включены в данный перечень, однако, согласно сноске "4" (в редакции, действующей на момент принятия решения о проведении закупки, включения её в план-график и утверждения конкурсной документации), из перечня исключаются работы строительные, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Поскольку начальная (максимальная) цена контракта по данной закупке составляет 143 987 970,00 рублей, то есть превышает 50 млн. рублей, заказчик не обязан был проводить закупку в форме электронного аукциона.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.05.2016 N 890-р принято после принятия заказчиком решения о проведении закупки, включения её в план-график и утверждения конкурсной документации.
Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия Владимирского УФАС России не усматривает в действиях заказчика при проведении открытого конкурса на выполнение работ по строительству автомобильной дороги "Суздаль-Камешково" Бабарино Суздальского района Владимирской области" для нужд администрации Суздальского района нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу <_> на действия заказчика при проведении открытого конкурса на выполнение работ по строительству автомобильной дороги "Суздаль-Камешково" Бабарино Суздальского района Владимирской области" для нужд администрации Суздальского района (закупка N 0128200000116004074) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 16 июня 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2016