Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 27 октября 2016 г.
Резолютивная часть оглашена 27.10.2016
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков(подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "МедЦентрПоставки" (далее ООО "МедЦентрПоставки", Заявитель, Общество) на положения документации при проведении электронного аукциона на закупку расходных материалов (шприцы, системы) для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Александровская районная больница" (N закупки 0128200000116010643), в присутствии представителя заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Александровская районная больница" (далее -Заказчик, ГБУЗ ВО "Александровская районная больница") _ (доверенность от 10.07.2016 б/н); представителя уполномоченного органа- департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (далее уполномоченный орган, ДИЗО) _. (доверенность от 01.06.2016 N 68).
ООО "МедЦентрПоставки" надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы (уведомление от 25.10.2016 04/5244-пвв) явку своего представителя не обеспечило.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
24.10.2016 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "МедЦентрПоставки" на положения документации при проведении электронного аукциона на закупку расходных материалов (шприцы, системы) для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Александровская районная больница" (N закупки 0128200000116010643).
В своей жалобе заявитель указал следующее.
Согласно аукционной документации в перечень поставляемых товаров включены,
- шприцы инъекционные общего пользования;
- устройства и системы для переливания инфузионных растворов.
При этом шприцы одноразовые и системы, не являются технологически и функционально связанными друг с другом товарами, поскольку,
- каждый товар имеет свою технологию применения;
- каждый товар имеет свое функциональное предназначение;
- производство одних из вышеуказанных товаров не преследует цель обеспечить работоспособность, осуществление функций других товаров, следовательно, объединение указанных товаров в одну процедуру закупки нельзя признать обоснованным.
В одной технологической взаимосвязи данные товары не используются.
Как установлено ст. 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов. Перечень запретов, перечисленных в ст. 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим. Как правило, при формировании аукционной документации заказчики формируют крупные как по номенклатуре, так и по количеству поставляемой продукции, лоты.
Более того, шприцы инъекционные и устройства для переливания растворов имеют не только разные классификационные коды в системе ОКПД и ОКПД 2, но и относятся к разным подразделам данных классификаторов. Так, шприцы относятся к подразделу 32.50.13 ОКПД 2 (Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты; офтальмологические и прочие приборы, устройства и инструменты, не включенные в другие группировки), а устройства для переливания растворов относятся к подразделу 32.50.21 ОКПД 2 (Инструменты и приспособления терапевтические; дыхательное оборудование).
Кроме того системы с Y образным портом производятся исключительно одним иностранным заводом изготовителем (Beijing Fornurse Medical Equipment со., ltd).
При размещении заказа заказчик наделен правом самостоятельного выделения лотов, однако подобное объединение не должно входить в противоречие с общими принципами Закона о контрактной системе в части обеспечения потенциальным претендентам гарантий по реализации их права на участие в торгах, эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции. Укрупнение лота влечет за собой ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могли принять участие в аукционе, и приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств.
На основании вышеизложенного Общество просит признать Заказчика нарушившим положения Закона о контрактной системе в сфере закупок и выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
В обосновании правомерности действий Заказчика представитель ГБУЗ ВО "Александровская районная больница" пояснил следующее.
В силу требований статьи 33 и статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, оказываемых услуг потребностям заказчика. Таким образом, из смысла вышеуказанных статей Закона о контрактной системе следует, что заказчику дано право включить в документацию технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для системного обеспечения комплексного лечебного процесса, проводимого в медицинских учреждениях.
Доводы заявителя о том, что шприцы и системы инфузионные не используются в одной технологической взаимосвязи необоснованны. При проведении инфузионной терапии пациентам используются и шприцы и системы, которые относятся к одному подразделу классификаторов системы ОКПД 2, а не к разным, как утверждает заявитель.
Кроме того, системы с Y образным портом производятся не одним заводом производителем. В частности среди поданных заявок на участие в аукционе N 0128200000116010643 участники указали не менее трех стран-производителей (Германия, Китай, Россия).
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников аукциона.
Таким образом, действия Заказчика являются правомерными и обоснованными.
Представитель уполномоченного органа на заседании комиссии пояснил следующее.
В соответствии с п. 2.2.1., п. 2.2.6., п. 2.2.9. Порядка взаимодействия уполномоченного органа Владимирской области, осуществляющего полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), с государственными заказчиками Владимирской области, государственными бюджетными учреждениями Владимирской области, муниципальными заказчиками, муниципальными бюджетными учреждениями и (или) уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями муниципальных образований", утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 04.02.2014 N58 (далее - Порядок взаимодействия) заказчики разрабатывают и утверждают документацию о закупках, извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, а также разъясняют положения документации о закупках по запросу участника закупки в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Документация о проведении данного электронного аукциона утверждена приказом главного врача ГБУЗ ВО "АРБ" от 14 сентября 2016 N 480.
В соответствии с п. 2.1.12 Порядка взаимодействия, уполномоченный орган Владимирской области осуществляет размещение в единой информационной системе на сайте http://zakupki.gov.ru/ документации о закупке.
Согласно п. 2.1.8. Порядка взаимодействия, указанные документы рассмотрены в части установления требований к участникам закупок, условий исполнения контракта на соответствие Федеральному закону о контрактной системе в сфере закупок и размещены департаментом на официальном сайте 14.10.2016, реестровый номер извещения 0128200000116010643.
По окончании срока подачи заявок до 09 часов 00 минут (время московское) "24" октября 2016 года подано 4 заявки от участников закупки. Комиссия рассмотрела первые части заявок на участие в электронном аукционе 0128200000116010643 в порядке, установленном статьей 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок и приняла решение допустить и признать участником аукциона участников с порядковыми номерами 2, 4, 5. Дата проведения торгов 28.10.2016.
Таким образом, нарушений законодательства со стороны уполномоченного органа при осуществлении данной закупки не допущено.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
14.10.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0128200000116010643 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на закупку расходных материалов (шприцы, системы) для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Александровская районая больница". Начальная (максимальная) цена контракта - 1 125 700, 00 руб.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки при необходимости. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла указанных норм следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики оборудования, используемого при оказании услуги, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
Согласно приложению к информационной карте Таблица1 "показатели товара (шприцы и системы)" к поставке подлежали шприцы, устройства и системы для переливания инфузионных растворов.
Законом о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено ограничений по включению в одну закупку нескольких товаров.
Шприцы, устройства и системы для переливания инфузионных растворов относятся к одной группе 32.50 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК. 034-2014 (КПЕС 2008)-инструменты и оборудование медицинское.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу о том, что в связи с отсутствием в Законе о контрактной системе в сфере закупок запрета на включение в один лот нескольких видов изделий, относящихся к одному коду ОКПД 2, а также исходя из целей и потребностей заказчика, в действиях Заказчика нарушения статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок не усматривается.
Довод Заявителя о том, что системы с Y образным портом производятся исключительно одним изготовителем (Beijing Fornurse Medical Equipment со., ltd) признается несостоятельным, в силу того, что среди поданных заявок на участие в указанном электронном аукционе, участники указали страну происхождения системы с Y образным портом Германия, Россия, Китай.
В своей жалобе ООО "МедЦентрПоставки" ссылается на нарушение Заказчиком статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В силу положений главы 6 Закона о контрактной системе в сфере закупок, жалоба на действия заказчика и уполномоченного органа подлежит рассмотрению в рамках процедуры, определенной данной главой. Нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции рассматриваются в ином производстве и по иной процедуре.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МедЦентрПоставки" на положения документации при проведении электронного аукциона на закупку расходных материалов (шприцы, системы) для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Александровская районная больница" (N закупки 0128200000116010643) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 27 октября 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2016