Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 31 октября 2016 г.
Резолютивная часть решения оглашена 31.10.2016
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу Индивидуального предпринимателя "Ш" (далее - заявитель, Индивидуальный предприниматель) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на закупку расходного материала (шприцы) для нужд ГБУЗ ВО "Областной центр спецмедпомощи" (N закупки 0128200000116010010), в присутствии представителей: уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областной центр специализированных видов медицинской помощи".
Заявитель надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы, свою явку или явку своего представителя не обеспечил.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба Индивидуального предпринимателя "Ш" на действия комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на закупку расходного материала (шприцы) для нужд ГБУЗ ВО "Областной центр спецмедпомощи" (N закупки 0128200000116010010).
В своей жалобе заявитель указал следующее.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона заявка Индивидуального предпринимателя отклонена со следующей формулировкой: пункт 46 информационной карты электронного аукциона, пункт 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок, часть 13.4 инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе - не предоставление документов (сертификат о происхождении товара - сертификат СТ-1, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Армения, Республики Белоруссия или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами, или копия такого сертификата (в отношении отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд")), предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Заявитель считает, что данное требование незаконно по следующим основаниям.
Индивидуальным предпринимателем были представлены регистрационные удостоверения на поставляемые товары в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 1416 "Об утверждении правил Государственной регистрации медицинских изделий" с изменениями и дополнениями от 17 октября 2013 года и 17 июля 2014 года.
Сертификат СТ-1 имеет несколько разновидностей: сертификат происхождения общей формы и сертификат происхождения формы А.
Сертификат происхождения общей формы выдается только в том случае, если транзит продукции осуществляется через таможню России. То есть, товар был произведен в ином государстве, а через Россию ведется его экспорт или товар произведен в России, но по тем или иным причинам он экспортируется в соседний город через границу Белоруссии, стран Балтии.
Поставка российской или импортной продукции осуществляется в страну, не предоставляющую преференции. А так как Сертификат СТ-1 общей формы не дает право на преференции, по нему можно лишь определить страну-производителя продукции.
Сертификат происхождения формы А выдается в том случае, если продукция произведена в России (несмотря на то, использует ли она российское или частично импортное сырье (15-35%)), а ее экспорт ведется в страны Евросоюза. Россия вправе экспортировать продукцию и в те страны, которые предоставили ей преференции, в их состав входят: Австрия, Бельгия, Германия, Дания, Греция, Испания, Финляндия, Франция, Великобритания, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Швеция, Соединенные Штаты Америки, Канада, Чехия, Словакия, Югославия и Турция. Получить сертификат происхождения формы А можно только на конкретную партию товара, экспортируемого в иные страны, и исключительно по товаросопроводительному документу.
Индивидуальный предприниматель считает, что во второй части заявки, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Таким образом, заявитель утверждает, что сертификат - это товаросопроводительный документ и он может предоставляться не в составе заявки участника закупки или при заключении контракта, а непосредственно при поставке соответствующего товара.
В обоснование правомерности действий комиссии представитель уполномоченного органа пояснил следующее.
При проведении электронного аукциона, комиссия рассматривает в соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок вторые части заявок участников закупки на соответствие их требованиям, установленным документацией об аукционе.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствие участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок и пунктом 50 информационной карты электронного аукциона установлены условия и запреты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102).
На основании пункта 2 данного постановления отклоняются все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
содержат предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
В составе второй части заявки заявителя не представлен сертификат о происхождении товара по установленной форме СТ-1, что не соответствует требованиям документации об электронном аукционе и пункту 3 Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102.
На основании изложенного, представитель уполномоченного органа просит признать жалобу заявителя необоснованной в полном объеме.
Представитель заказчика указал, что заказчик полностью поддерживает позицию уполномоченного органа, а также пояснил следующее.
Требование о предоставлении в составе заявки копии сертификата о происхождение товара установлено пунктом 46 документации об электронном аукционе. Данное требование установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102.
В соответствии с пунктом 2 вышеназванного постановления, для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств; (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно: содержат предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза; не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
На основании вышеизложенного учитывая требования, содержащиеся в аукционной документации к участникам закупки аукционная комиссия правомерно отклонила заявителя, не предоставившего в составе своей заявки сертификат о происхождения предлагаемого им к поставке товара.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
На основании части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 утвержден Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 3 Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в Перечень, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Армения, Республики Белоруссия или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров в СНГ от 20.11.2009 года, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Согласно Соглашению Правительств государств - участников стран СНГ от 20.11.2009 года "О правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" установлен порядок выдачи сертификата о происхождении товара формы СТ-1.
Таким образом, при осуществлении закупки медицинских изделий "Шприцы инъекционные" (Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности 33.10.15.121), включенных в Перечень, участник закупки, который предлагает товар, страной происхождения которой является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан, с целью подтверждения страны происхождения товара в составе своей заявке должен представить сертификат формы СТ-1.
В пункте 50 информационной карты электронного аукциона заказчиком установлены условия и запреты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102.
Согласно пункту 46 информационной карты электронного аукциона для подтверждения соответствия второй части заявки требованиям, установленным в пункте 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок участникам закупки необходимо представить сертификат о происхождении товара - сертификат СТ-1, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Армения, Республики Белоруссия или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами, или копия такого сертификата (в отношении отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102).
Комиссия установила, что при проведении процедуры рассмотрения вторых частей заявок, аукционная комиссия признала вторую часть заявки заявителя не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе в порядке пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а именно по причине предоставления сертификата о происхождении товара - сертификат СТ-1, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Армения, Республики Белоруссия или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами, или копия такого сертификата (в отношении отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102), предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Комиссия, рассмотрев заверенную копию второй части заявки Индивидуального предпринимателя установила, что в своем составе заявка не содержит указанный сертификат формы СТ-1.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, аукционная комиссия по итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе в пределах полномочий, определенных частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок приняла правомерное решение о фактическом непредставлении в составе второй части заявки заявителя документа, подтверждающего соответствие данного участника закупки требованиям, установленным пунктом 46 информационной карты аукционной документации.
Решение об отклонении второй части заявки Индивидуального предпринимателя в порядке пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что обжалование положений документации об электронном аукционе допускается в любое время до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона и аукционной документацией, дата окончания подачи заявок на участие в данной закупке: 11.10.2016.
Жалоба Индивидуального предпринимателя подана во Владимирское УФАС России 25.10.2016, то есть по истечении срока, предусмотренного частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок для обжалования положений документации об электронном аукционе.
На основании изложенного, руководствуясь положениями пункта 3.38 Административного регламента, Комиссия не рассматривает довод заявителя о нарушениях законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, содержащихся в положениях аукционной документации.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 3 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Индивидуального предпринимателя "Ш" на действия комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на закупку расходного материала (шприцы) для нужд ГБУЗ ВО "Областной центр спецмедпомощи" (N закупки 0128200000116010010) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 31 октября 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2016