Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 2 ноября 2016 г.
Резолютивная часть решения оглашена 02.11.2016 года
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
заместителя начальника Управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела,
главного специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ИП К (г.Камешково Владимирской области) на положения документации о проведении конкурса с ограниченным участием на закупку услуг по организации и доставке лечебного питания стационарным больным для нужд ГБУЗ ВО "Камешковская центральная районная больница" (извещение N 0128200000116010931) в присутствии представителей государственного заказчика ГБУЗ ВО "Камешковская центральная районная больница" (доверенность N б\н от 08.06.2016 года), уполномоченного органа Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (доверенность N 68 от 01.06.2016 года), заявителя ИП К (доверенность N б\н от 01.11.2016 года), (доверенность N б\н от 01.11.2016 года), (доверенность N б\н от 01.11.2016 года), (доверенность N б\н от 01.11.2016 года).
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 840-04/2016 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ИП К. (далее - заявитель) на положения документации о проведении конкурса с ограниченным участием на закупку услуг по организации и доставке лечебного питания стационарным больным для нужд ГБУЗ ВО "Камешковская центральная районная больница" (извещение N 0128200000116010931).
21.10.2016 года в адрес заказчика заявителем было направлено заявление на разъяснение положений конкурсной документации (к какому коду экономической деятельности относится приготовление лечебного питания с указанием кодов классификации).
В разъяснениях N 9/822 от 24.10.2016 года заказчик указывает код по ОКВЭД 2 56.19.1 (деятельность организаций общественного питания, поставляющих готовую пищу (для транспортных и строительных компаний, туристическим группам, личному составу вооруженных сил, предприятиям розничной торговли и другим группам потребителей) по договору.
Вместе с тем, согласно ОКВЭД 2 деятельность специалистов медицинского профиля (врач-диетолог, врач по гигиене питания) включена в группу с кодом 86.
По мнению заявителя, данное противоречие является нарушением части 3 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
В силу изложенного, заявитель просит провести проверку документации по проведенным фактам.
В обоснование правомерности своих действий представитель государственного заказчика заявил следующее.
Коды ОКВЭД с группой 86 присваиваются больничным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность согласно Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ закреплено понятие "медицинская деятельность". Это профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических мероприятий) и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) её компонентов в медицинских целях.
Медицинская деятельность оказывается медицинской организацией - юридическим лицом, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Осуществлять медицинские услуги имеют право медицинские работники - физические лица, имеющие медицинское образование и в трудовые (должностные) обязанности которых входит осуществление медицинской деятельности.
Предметом конкурса с ограниченным участием является организация лечебного питания, то есть передача непрофильной функции, в данном случае - приготовление диетических блюд ежедневного питания пациентов ГБУЗ ВО "Камешковская центральная районная больница", сторонней организации, располагающей необходимыми для этого ресурсами, на основе государственного контракта.
От Исполнителя требуется приготовление лечебного питания, обеспечивающего удовлетворение физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии, с учетом механизмов развития заболевания, выполняющего профилактические и лечебные задачи.
Лечебное питание подразумевает пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов и подвергаются соответствующей технологической обработке.
По результатам проведения конкурса передается не организация лечебного питания, а только процесс приготовления диетической пищи.
В соответствии с Приказом Минздрава РФ от 05.08.2003 года N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации" при заключении контракта на оказание услуг по приготовлению ежедневного лечебного питания исполнителю передается функция по ежедневной подготовке под контролем врача-диетолога и при участии шеф-повара меню-раскладки в соответствии с картотекой блюд и сводным меню, приготовление ежедневного питания по различным вариантам диет.
При организации лечебного питания в лечебно-профилактическом учреждении на заказчика - ЛПУ ложатся функции медицинского профиля в области диетологии:
1. Организация лечебного питания и его применение во всех отделениях медицинской организации.
2. Организация Совета по лечебному питанию как совещательного органа.
3. Организация и проведение белковой коррекции пищевых рационов.
4. Формирование номенклатуры диет.
5. Составление семидневного меню, картотеки блюд.
6. Консультирование больных по вопросам лечебного и рационного питания.
7. Проведение анализа эффективности лечебного питания.
8. Подготовка документов по организации лечебного питания: карточек-раскладок, семидневного меню, семидневного сводного меню - летнего и зимнего вариантов.
9. Контроль за исполнением контракта на оказание услуг по приготовлению лечебного питания для пациентов. Исполнитель такого контракта дает 100 % гарантии и несет ответственность за качество оказываемых услуг.
При отсутствии в больнице врача-диетолога эти функции выполняет медицинская сестра
диетическая.
Наличие врача-диетолога в штате исполнителя контракта на оказание услуг по приготовлению лечебного питания для пациентов свидетельствует о высокой квалификации такого исполнителя.
Из вышеизложенного следует, что от Исполнителя по государственному контракту требуется приготовление лечебного питания (а это деятельность организации общественного питания), а не осуществление медицинской деятельности. Поэтому отнесение его функций по коду ОКВЭД2 к группе 56.29.1 заказчик считает обоснованным.
По позиции 2.3 приложения N1 к Информационной карте конкурса с ограниченным участием "Критерии оценки заявок" установлен следующий критерий: "Наличие в собственности Исполнителя или на ином законном основании специализированного транспортного средства, предназначенного только для перевозки лечебного питания, отвечающего всем требованиям санитарных норм (п.11.2 СП.2.3.6.1066-01)".
Для транспортирования пищевых продуктов согласно вышеуказанных санитарных правил используются специально предназначенные или специально оборудованные транспортные средства.
Для транспортирования определенного вида пищевых продуктов (молочные, колбасные, кремовые кондитерские изделия, хлеб, мясо, рыба, полуфабрикаты) должен быть выделен специализированный транспорт с маркировкой в соответствии с перевозимыми продуктами.
Предметом контракта является приготовление и доставка лечебного питания (а не перевозка пищевых продуктов), поэтому в конкурсной документации имеет требование об использовании специализированного транспортного средства для перевозки лечебного питания.
По позиции 2.1 приложения N 1 к Информационной карте "Критерии оценки заявок" установлен следующие критерий" "Наличие шеф-повара (приложение 4 к Приказу Минздрава РФ от 05 августа 2003 года N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации"), наличие квалифицированных поваров (не ниже 4 разряда), квалифицированных в сфере оказания услуг по организации лечебного питания. Может подтверждаться предоставлением копий следующих документов в составе заявки: выписки из трудовых книжек, подтверждающие наличие специалистов в штате организации; копии дипломов, сертификатов о профессиональном образовании подтверждающих наличие квалификации специалистов".
Критерий отображает объективную потребность заказчика в наличии у участника закупки требуемых специалистов. Данные специалисты в штате участника закупки должны исполнять такие функции, как планирование и разработка рецептов и меню с оценкой продуктов питания и стоимости рабочей силы, а также заказ продуктов, контроль качества блюд на всех этапах подготовки и представления, обсуждение вопросов приготовления пищи с руководителями, диетологами, работниками кухни и обслуживающим персоналом, контроль и координация деятельности поваров и других работников, занятых приготовлением пищи, проверка материалов, оборудования и рабочих зон для обеспечения соответствия установленным стандартам, определение того, как пища должна быть представлена, а также создание декоративного оформления блюд, инструктаж поваров и других работников по вопросам подготовки, приготовления пищи, гарниров, а также презентации продуктов питания, участие в подборе персонала для кухни и мониторинг его использования, подготовка, выбор приправ и приготовление специальных пищевых продуктов и сложных блюд, разъяснение и обеспечение соблюдения гигиены и безопасности пищевых продуктов.
В Общероссийском классификаторе ОК 016-94 профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) профессия шеф-повар значится под кодом 27610 5 1225.
На основании изложенного, представитель государственного заказчика просит признать жалобу ИП Кокунова Д.В. необоснованной в полном объеме.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки при необходимости. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Рассмотрев материалы дела, Комиссии установила, что Заказчиком в документации о проведении вышеуказанного конкурса с ограниченным участием указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики оказываемой услуги.
Доказательств, свидетельствующих о том, что в описании объекта закупки заказчиком установлены положения, ограничивающие количество потенциальных участников закупки, о создании одним участникам закупки преимуществ перед другими, заявитель жалобы не представил.
Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия не усматривает в положениях документации о проведении конкурса с ограниченным участием на закупку услуг по организации и доставке лечебного питания стационарным больным для нужд ГБУЗ ВО "Камешковская центральная районная больница", касающихся описания объекта закупки, нарушения требований пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, по результатам проведения внеплановой проверки, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу о несоответствии рассматриваемой аукционной документации требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок для оценки заявок участников закупки в документации о закупке устанавливается следующий критерий - квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 утверждены "Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 4 данных Правил в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки: цена контракта; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ; стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла); предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
В пункте 10 Правил указано, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В Приложении N 1 к Информационной карте документации о проведении конкурса с ограниченным участием на закупку услуг по организации и доставке лечебного питания стационарным больным для нужд ГБУЗ ВО "Камешковская центральная районная больница" установлено содержание критерия "Квалификация участника закупки": "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, квалифицированными в области диетологии по лечебному питанию: наличие врача-диетолога, имеющего стаж работы по специальности более 1 года; гигиены питания: наличие врача по гигиене питания, имеющего стаж работы по специальности более 1 года".
Согласно Инструкции по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от 05.08.2003 N330 на пищеблоке лечебно-профилактического учреждения контроль за соблюдением технологии приготовления и выходом готовых диетических блюд осуществляет заведующий производством (шеф-повар, ст. повар), контроль за качеством готовых диетических блюд - врач-диетолог, медицинская сестра диетическая, дежурный врач, разрешающий выдачу готовой пищи в отделения.
Согласно пункту 4.13 проекта гражданско-правового договора бюджетного учреждения заказчик осуществляет контроль готовой продукции. Контроль готовой пищи перед выдачей её в отделения производится дежурным врачом, а также осуществляется медицинской сестрой диетической вне зависимости от пробы, производимой дежурным врачом.
С учетом вышеизложенного, по мнению Комиссии, показатель не отображает объективной потребности заказчика в наличии у участника закупки требуемых специалистов, так как функции, возлагаемые на них могут удовлетворить специалисты, имеющиеся в штате заказчика.
Таким образом, показатель "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, квалифицированными в области диетологии по лечебному питанию: наличие врача-диетолога, имеющего стаж работы по специальности более 1 года; гигиены питания: наличие врача по гигиене питания, имеющего стаж работы по специальности более 1 года" установлен заказчиком некорректно.
Одним из показателей, установленных в конкурсной документации, раскрывающим содержание нестоимостного критерия является наличие шеф-повара (приложение 4 к Приказу Минздрава РФ от 05.08.2003 года N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации"), наличие квалифицированных поваров (не ниже 4 разряда), квалифицированных в сфере оказания услуг по организации лечебного питания. Может подтверждаться предоставлением копий следующих документов в составе заявки: выписки из трудовых книжек, подтверждающих наличие специалистов в штате организации; копии дипломов, сертификатов о профессиональном образовании подтверждающих наличие квалификации специалистов.
В целях выявления лучшего условия исполнения контракта, заказчиком установлен вышеуказанный показатель нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки" для раскрытия содержания самого нестоимостного критерия оценки, что соответствует положению пункта 10 Правил.
Заказчик определил показатель нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки", в соответствии с подпунктом "г" обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами пункта 27 Правил оценки заявок.
Однако, согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26.12.94 N367 профессия шеф-повар также имеет другое название - заведующий производством.
Таким образом, вышеуказанный показатель установлен в соответствии с положениями статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок, однако, по мнению Комиссии, заказчик не обосновал установление в критерии "Квалификация участника закупки" наличие у участников закупки исключительно шеф-повара, притом что согласно законодательству данная профессия может иметь иное наименование "заведующий производством".
Одним из показателей, установленным в конкурсной документации, раскрывающим содержание нестоимостного критерия является наличие в собственности исполнителя или на ином законном основании специализированного транспортного средства, предназначенного только для перевозки лечебного питания отвечающего всем требованиям санитарных норм (п.11.2 СП 2.3.6.1066-01).
В целях выявления лучшего условия исполнения контракта, заказчиком установлен вышеуказанный показатель нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки" для раскрытия содержания самого нестоимостного критерия оценки, что соответствует положению пункта 10 Правил.
Заказчик определил показатель нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки", в соответствии с подпунктом в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг пункта 27 Правил оценки заявок.
Согласно пункту 7.1 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья, утвержденных Постановлением Правительства от 08.11.2011 N31 (далее - Санитарно-эпидемиологические требования), в целях предупреждения возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний транспортирование сырья и пищевых продуктов осуществляется специальным, чистым транспортом, на который в установленном порядке выдается санитарный паспорт.
Согласно пункту 7.2 Санитарно-эпидемиологических требований кузов автотранспорта изнутри обивается материалом, легко поддающимся санитарной обработке, и оборудуется стеллажами.
Таким образом, вышеуказанный показатель установлен в соответствии с положениями статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок, однако, содержит некорректное требование о предназначении транспортного средства. Потребность заказчика может удовлетворить автомобиль, предназначенный для транспортировки помимо лечебного питания также пищевых продуктов, так как автомобиль для перевозки продуктов питания тоже соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Также в Приложении N5 Информационной карты конкурсной документации указаны ГОСТы, которым должны соответствовать продукты питания, используемые для приготовления питания.
Инспекция установила, что ГОСТ 21-94 и ГОСТ 108-76 являются недействующими.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ИП К (г.Камешково Владимирской области) на положения документации о проведении конкурса с ограниченным участием на закупку услуг по организации и доставке лечебного питания стационарным больным для нужд ГБУЗ ВО "Камешковская центральная районная больница" (извещение N 0128200000116010931) необоснованной.
2. Признать государственного заказчика нарушившим требования части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении государственного заказчика, конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 2 ноября 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2016