Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 2 ноября 2016 г.
Резолютивная часть решения оглашена 02.11.2016
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теза-строй" (далее - ООО "Теза-строй", заявитель, Общество) на положения документации о проведении запроса предложений на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции спортивно-оздоровительного центра "Олимп" в Собинском районе" (Модульная котельная) (закупка N 0528200000116000071).
01.11.2016 в соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 02.11.2016.
01.11.2016 на заседании Комиссии присутствовали представители заказчика - государственного бюджетного учреждения Владимирской области "Облстройзаказчик" Захарова Д.О. (доверенность от 19.07.2016 N 90), заявителя - ООО "Теза-строй" Серегина И.В. (доверенность от 26.10.2016 N 09).
В ходе рассмотрения дела, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Теза-строй" на положения документации о проведении запроса предложений на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции спортивно-оздоровительного центра "Олимп" в Собинском районе" (Модульная котельная) (закупка N 0528200000116000071).
Заявитель в своей жалобе указал, что им был направлен запрос разъяснения положений документации по запросу предложений со следующими вопросами.
1. На каком основании осуществляется закупка путем проведения запроса предложений, а не повторный электронный аукцион.
2. Начальная (максимальная) цена контракта указанная в пункте 10.1.9 информационной карты отличается от указанной в извещении о проведении запроса предложений.
3. Просьба предоставить информацию относительно подпункта 8 пункта 10.1.16 информационной карты, а именно будет ли достаточно для выполнения данного пункта предоставление участником закупки в составе заявки копии свидетельства о допуске к определенному виду работ или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, согласно Перечню видов работ, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства": III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту: п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство; 33.7. Объекты водоснабжения и канализации и соглашения о намерении заключить в дальнейшем договор на выполнение работ по проектированию субподрядчиком и предоставление копии свидетельства, о допуске к работам по организации подготовки проектной документации (Генеральный проектировщик) субподрядчика.
4. Разъяснить какую информацию должен указать участник запроса предложений в форме 3 "Предложение на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг)", а именно: что конкретно нужно указать в графе "Предложение участника закупки" пункта 1, в графе "Примечание" пункта 1, в графе "Предложение участника закупки" пункта 2; в графе "Примечание" пункта 2.
5. Разъяснить может ли цена, указанная в заявке на участие в запросе предложений отличаться от цены указанной в окончательном предложении.
6. Разъяснить какие именно данные должны быть указаны в графах "Наименование критерия" и "Предложение участника закупки" в таблице окончательного предложения.
7. Предоставить информацию на каком основании на генподрядчика возлагается обязанность оформить анкету-заявление на страхование строительно-монтажных работ, указанных в контракте в соответствии с пунктом 15.1 контракта.
8. Предоставить информацию о том, каким образом генподрядчик должен подтвердить все усилия для получения заказчиком от каждого изготовителя оборудования, предоставленного генподрядчиком, гарантии, соответствующей гарантийным обязательствам генподрядчика по данному контракту в соответствии с пунктом 16.1 контракта.
9. Несоответствие информации в контракте и техническом задании документации о способе закупки, а именно указание на электронный аукцион.
10. Каким образом победителем будут выполняться сроки выполнения работ в соответствии с пунктом 20 технического задания, а именно: разработка и согласование проектно-сметной документации с учетом выполнения инженерных изысканий - не позднее 30 октября 2016 года; срок выдачи проектно-сметной документации с положительными заключениями экспертизы (на проектную документацию с результатами инженерных изысканий и проверку достоверности определения сметной стоимости) - ноябрь 2016 года; строительно-монтажные работы - ноябрь-декабрь 2016 года; пуско-наладочные работы - не позднее 25 декабря 2016 года; вод котельной в эксплуатацию не позднее 25 декабря 2016 года, если вскрытие конвертов с окончательными предложениями и оценка окончательных предложений состоится - 31 октября 2016 года.
Заявитель утверждает, что в своих разъяснениях заказчик не ответил на первый вопрос, а на третий и десятый не дал подробный и развернутый ответ.
Согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 83 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случае признания повторного электронного аукциона не состоявшимся.
ООО "Теза-строй" считает предъявление заказчиком требования о предоставлении участником в составе заявки запроса предложений копии свидетельства о допуске к определенному виду работ или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, согласно Перечню видов работ, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства": III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство; 33.7. Объекты водоснабжения и канализации и копии свидетельства, о допуске к работам по организации подготовки проектной документации в соответствии с приказом Минрегионразвития России от 30.12.2009 N624: Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) на самого участника лично незаконным, по следующим основания.
В соответствии с пунктом 1.7.1. документации участник закупки вправе привлечь к исполнению контракта соисполнителей (субподрядчиков) в случае, если это допускается условиями проекта контракта.
В пункте 2.3 контракта указано, что генподрядчик обязуется выполнить на свой риск собственными и/или привлеченными силами весь комплекс работ, а в соответствии с пунктом 13.1.1 контракта генподрядчик обязуется привлекать в качестве субподрядчиков только те организации, которые являются квалифицированными, опытными и компетентными в соответствующей области.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 83 Закона о контрактной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений и инструкцию по их заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников запроса предложений.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-Ф3 "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В обоснование правомерности действий заказчика представитель учреждения пояснил следующее.
Согласно части 4 статьи 71 Закона о контрактной системе в сфере закупок в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 16 статьи 66, частью 8 статьи 67 и частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе, а также по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем, или по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 70 настоящего Федерального закона, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным способом в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, заказчик считает, что довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Представитель заказчика пояснил, что в указании начальной (максимальной) цены контракта в информационной карте запроса предложений допущена техническая ошибка.
В пункте 10.1.16 информационной карты установлено требование о представлении участником закупки в составе заявки запроса предложений копии свидетельства о допуске к определенному виду работ или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, согласно Перечню видов работ, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства": III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство; 33.7. Объекты водоснабжения и канализации. Предоставление в составе заявки на участие в запросе предложений копии свидетельства, о допуске к работам по организации подготовки проектной документации в соответствии с приказом Минрегионразвития России от 30.12.2009 N624: 13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
В своих разъяснениях по данному пункту заказчик дал развернутый ответ.
На вопрос по заполнению формы 3, заказчик ответил, что заполнение данной формы не требуется.
На вопрос об отличии начальной максимальной цены контракта, которая указана в окончательном предложении от цены указанной в заявке, заказчик пояснил, что если заказчик не будет снижать предложенную в заявке сумму контракта, он об этом сообщит в день проведения запроса предложений в окончательном предложении. В случае, если участник намерен изменить сумму контракта, указанную в заявке, то окончательное предложение подается на следующий день.
Также заказчик дал разъяснения о том, что в окончательном предложении в графах "Наименование критерия" и "Предложение участника закупки" необходимо продублировать список исполненных контрактов и список сотрудников организации, которые могут быть задействованы в работе на объекте закупки.
По седьмому вопросу заказчик согласился исключить спорный пункт в контракте.
На восьмой вопрос заказчик ответил, что гарантийный срок на используемый товар и оборудование, принимается согласно техническому паспорту завода-изготовителя.
Заказчик пояснил, что в виду технической ошибки в контракте и техническом задании указан иной способ закупки - электронный аукцион. Согласно контракту все работы по закупке должны быть выполнены до 25 декабря 2016 года.
Заказчик утверждает, что указанные технические ошибки не повлияли на результат запроса предложений, таким образом, доводы заявителя не обоснованы и нарушений в действиях заказчика не имеется.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
Законом о контрактной системе в сфере закупок предусмотрены последствия признания несостоявшимися как открытого конкурса, так и электронного аукциона.
На основании пункта 8 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случае признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с частью 4 статьи 55 и частью 4 статьи 71 настоящего Федерального закона.
Частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлены случаи признания электронного аукциона несостоявшимся, при наступлении которых заказчик вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений или иным способом в соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе в сфере закупок в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 16 статьи 66, частью 8 статьи 67 и частью 13 статьи 69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе, а также по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем, или по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 70 настоящего Федерального закона, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным способом в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случае признания электронного аукциона не состоявшимся в соответствии с частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе в сфере закупок по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем.
Согласно части 13 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам рассмотрения вторых частей заявок по осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства "Реконструкция спортивно-оздоровительного комплекса центра "Олимп" в Собинском районе (модульная котельная) для нужд ГБУ "Облстройзаказчик" (N закупки 0128200000116009181) электронный аукцион признан несостоявшимся, в виду того, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным аукционной документацией всех вторых частей заявок.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что заказчиком при осуществлении рассматриваемой закупки путем проведения запроса предложений выбран верный способ определения поставщика.
Комиссия отмечает, что положениями Закона о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрена возможность направления участником закупки запроса о даче разъяснений положений документации при проведении запроса предложений.
Законом о контрактной системе в сфере закупок не установлено право участника закупки направлять запрос на разъяснение положений документации о проведении запроса предложений. Таким образом, у заказчика отсутствует обязанность разъяснять положения документации о проведении запроса предложений.
Следовательно, довод заявителя о том, что заказчиком не даны разъяснения на все вопросы запроса о даче разъяснений положений документации о поведении запроса предложений необоснован и в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не допущено.
Вместе с тем, Комиссией выявлены следующее нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 7 статьи 83 Закона о контрактной системе в сфере закупок к документации о проведении запроса предложений прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью документации о проведении запроса предложений.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе в сфере закупок сведения, содержащиеся в документации о проведении запроса предложений, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении запроса предложений.
Комиссия установила, что в пункте 10.1.9 информационной карты документации о проведении запроса предложений заказчиком допущена ошибка, а именно вместо указания действительной начальной максимальной цены контракта в размере 13273419,33 рублей, указана - 12112491,33 рублей.
Также Комиссия установила, что в проекте контракта и в техническом задании документации присутствует указание на иной способ определения поставщика - электронный аукцион.
Учитывая факт содержания вышеуказанных противоречивых сведений, документация о проведении запроса предложений, приложения к ней и проект контракта требуют соответствующих изменений в целях приведения их в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 20 технического задания документации "Этапы выполнения работ" разработка и согласование проектно-сметной документации с учетом выполнения инженерных изысканий должны быть выполнены не позднее 30 октября 2016 года.
Однако согласно пункту 10.1.22 информационной карты документации о проведении запроса предложений дата вскрытия конвертов с окончательными предложениями и оценки окончательных предложений установлена на 31 октября 2016 года.
Комиссия пришла к выводу, что установленный заказчиком срок для разработки и согласования проектно-сметной документации, учитывая относительно приблизительную дату заключения контракта является нереализуемым.
Вместе с тем, следует отметить, что в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок не наделена контрольными функциями в отношении оценки правомерности действий заказчика на предмет соответствия Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом, Комиссия Владимирского УФАС по контролю в сфере закупок не уполномочена рассматривать жалобу на соответствие требованиям Федерального закона от 27.07.2006 N135-Ф3 "О защите конкуренции".
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 3 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Теза-строй" на положения документации о проведении запроса предложений на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции спортивно-оздоровительного центра "Олимп" в Собинском районе" (Модульная котельная) (закупка N 0528200000116000071) частично обоснованной (в части наличия в документации о проведении запроса предложений, приложениях к ней и проекте контракта противоречивых сведений).
2. Признать уполномоченное должностное лицо заказчика нарушившим требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении заказчика, комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
5. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о наличии нарушений Федерального закона от 27.07.2006 г. N135-Ф3 "О защите конкуренции".
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 2 ноября 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2016