Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 3 ноября 2016 г.
Резолютивная часть решения оглашена 03.11.2016
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
заместителя начальника управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела,
главного специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО ВДФ "Акцепт" (г.Сыктывкар) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств для нужд ГБУЗ ВО "Гусь-Хрустальная центральная городская больница" (извещение N 0128200000116010089) в присутствии представителя заявителя ООО ВДФ "Акцепт" (доверенность N б\н от 01.11.2016 года).
Заказчик, уполномоченный орган, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 842-04/2016 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО ВДФ "Акцепт" (далее - заявитель) на положения документации проведении электронного аукциона на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств для нужд ГБУЗ ВО "Гусь-Хрустальная центральная городская больница" (извещение N 0128200000116010089).
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона N 0128200000116010089 от 20.10.2016 года Общество с ограниченной ответственностью Внешнеэкономическая дистрибьюторская фирма "Акцепт" признано победителем электронного аукциона.
Декларация страны происхождения товара, представленная ООО ВДФ "Акцепт" в составе второй части заявки, подтверждает указание в первой части заявки наименований стран происхождений всех предлагаемых к поставке товаров по 13 позициям, причем доля товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза 38 %, доля товаров иностранного происхождения 62 %.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
С учетом положений Закона о контрактной системе в сфере закупок на основании пункта 46 Информационной карты электронного аукциона вторая часть заявок на участие в электронном аукционе должна содержать:
- информацию об участнике закупки (пункт 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе);
- копию лицензии на осуществление фармацевтической деятельности;
- декларацию участника закупки о соответствии требованиям части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки;
- декларацию о принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно части 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок в случае
установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
По мнению заявителя, рассмотрение заявок в части проверки достоверности сведений о торговых наименованиях и наименованиях стран происхождения лекарственных препаратов, представленных участниками в своих заявках, аукционной комиссией было проведено с нарушением положения Закона о контрактной системе в сфере закупок и Приказа Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 года N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в связи с чем ООО ВДФ "Акцепт" при направлении ему проекта контракта на подпись была необоснованно снижена цена контракта на 15 %.
На основании части 7 приказа Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
Заявка ООО ВДФ "Акцепт" не содержит предложение о поставке товаров иностранного происхождения исключительно в стопроцентном объеме. Следовательно, пятнадцатипроцентное снижение контракта не может применяться.
Кроме того, в приказе от 25.03.2014 N 155 не уточнено, в каких долях товара именно при декларировании в своей заявке участник должен указывать соотношение товаров иностранного происхождения и товаров, происходящих из иностранных государств - членов Евразийского экономического союза, в количественном или ценовом.
Заявка ООО ВДФ "Акцепт" содержит информацию о количественном соотношении товаров иностранного происхождения и товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза.
Заказчик, в свою очередь, руководствуется ценовым критерием и при проверке информации о стране происхождения товаров должен был удостовериться, что именно стоимость доли товаров российского происхождения в заявке ООО ВДФ "Акцепт" превалирует, составляет более 50 % стоимости всех предложенных товаров.
Следовательно, пятнадцатипроцентное снижение цены контракта не может быть применено в силу подпункта "г" части 8 приказа от 25.03.2014 года N 155.
Поскольку установлено, что обе поданные заявки на участие в указанном электронном аукционе содержат одинаковые предложения поставки товаров в части указания стран происхождения товаров и соотношения долей товаров иностранного происхождения и товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, сама суть использования преференции теряет смысл и целесообразность применения.
Преференции - это преимущества, льготы, предоставляются товарам российского происхождения.
В данном случае обе заявки на участие содержат товары иностранного происхождения. Таким образом, ни первый участник, ни второй не имеет преимуществ друг перед другом по своей сути.
В силу изложенного, заявитель считает, что в результате снижения цены контракта на 15 % нарушаются права ООО ВДФ "Акцепт", заказчик нарушил требования части 6.1 статьи 66, части 6 статьи 69, части 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок и просит провести внеплановую проверку закупки, выдать заказчику, аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
В обоснование правомерности своих действий государственный заказчик указал следующее.
20.10.2016 года в Единой информационной системе РФ в сфере закупок комиссией уполномоченного органа по осуществлению закупок товаров, работ, услуг, был размещен протокол подведения итогов электронного аукциона N 0128200000116010089 на поставку лекарственных средств для нужд ГБУЗ ВО "Гусь-Хрустальная ЦГБ", победителем которого было признано ООО ВДФ "Акцепт".
В соответствии с пунктом 33.1 аукционной документации, части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок, В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
25.10.2016 ГБУЗ ВО "Гусь-Хрустальная ЦГБ" в ЕИС был размещен указанный проект контракта с ООО ВДФ "Акцепт". Цена контракта с учетом преференций составила 179 656,38 рублей. Сведения о цене контракта с учетом применения преференций были взяты Заказчиком с электронной площадки.
В аукционной документации Заказчика по данной закупке, в пункте 52 содержится условие о том, что при осуществлении закупок товаров участникам закупки, заявки на участие которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15% в порядке и с учетом особенностей применения преференций, предусмотренных приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155. Участник закупки указывает (декларирует) в заявке на участие в электронном аукционе страну происхождения поставляемого товара. Ответственность за достоверность сведений о стране происхождения поставляемого товара, указанного в заявке на участие в электронном аукционе несет участник закупки. В случае если победителем аукциона в заявке на участие в аукционе не продекларировано соотношение долей товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, и иностранного происхождения, то указанная доля товаров исчисляется по цене за единицу товара, полученной при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 3 приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 25.05.2014 N 155, при осуществлении при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 настоящего приказа в случае наличия в составе заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях документа, подтверждающего страну происхождения товара из государств - членов Евразийского экономического союза.
В соответствии с пунктом 7 данного приказа, при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
При осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений порядок, установленный пунктами 3 - 7 настоящего приказа, не применяется в случаях, если:
а) в рамках одного конкурса (лота), одного аукциона (лота), одного запроса котировок, одного запроса предложений предполагается поставка товаров, только часть из которых включена в перечень товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа;
б) конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений признается не состоявшимся в случаях, указанных в частях 1 и 7 статьи 55, частях 1 - 3.1 статьи 71, частях 1 и 3 статьи 79, части 18 статьи 83, части 8 статьи 89, статье 92 Федерального закона;
в) в заявках на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях не содержится предложений о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, указанных в пункте 1 настоящего приказа;
г) в рамках одного аукциона (лота) предполагается поставка товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, и участник аукциона, признанный победителем, в своей заявке предлагает к поставке товары, произведенные на территории государств - членов Евразийского экономического союза, и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, составляет более половины (более 50%) стоимости всех предложенных таким участником товаров.
Подтверждением страны происхождения товаров, является декларация участника закупки. Законодательством не определено, что заказчик обязан производить проверку всех указанных в заявках участников закупки сведений на предмет их достоверности и не определен порядок такой проверки.
На основании изложенного, государственный заказчик просит признать жалобу ООО ВДФ "Акцепт" необоснованной в полном объеме.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
04.10.2016 года на официальном сайте Единой информационной системы РФ в сфере закупок было размещено извещение и документация о проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств для нужд ГБУЗ ВО "Гусь-Хрустальная центральная городская больница" (извещение N 0128200000116010089).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 358 238,03 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона 0128200000116010089 от 20.10.2016 г. победителем было признано ООО ВДФ "Акцепт", предложившее цену контракта 211 360,45 рублей.
В силу части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено следующее: в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях реализации положений части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок утвержден Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ), который определяет порядок предоставления преференций при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса предложений.
Согласно пункту 3 Приказа, участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров российского, белорусского и (или) казахстанского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 Приказа.
В силу пункта 7 названного Приказа, при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из Республики Беларусь и Республики Казахстан, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
В пункте 52 Информационной карты документации о проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств для нужд ГБУЗ ВО "Гусь-Хрустальная центральная городская больница" содержится условие о том, что при осуществлении закупок товаров участникам закупки, заявки на участие которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15% в порядке и с учетом особенностей применения преференций, предусмотренных приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155. Участник закупки указывает (декларирует) в заявке на участие в электронном аукционе страну происхождения поставляемого товара. Ответственность за достоверность сведений о стране происхождения поставляемого товара, указанного в заявке на участие в электронном аукционе несет участник закупки. В случае если победителем аукциона в заявке на участие в аукционе не продекларировано соотношение долей товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, и иностранного происхождения, то указанная доля товаров исчисляется по цене за единицу товара, полученной при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
На участие в вышеуказанном электронном аукционе было подано пять заявок, из них три заявки участников признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе по первым и вторым частям.
В заявке победителя электронного аукциона N 3 ООО ВДФ "Акцепт" было продекларировано, что доля товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза составляет 38 %, доля товаров иностранного происхождения - 62 %. В заявке N 4 другого участника электронного аукциона ООО "Солекс" продекларирована доля товаров Российского, Казахстанского, Армянского, Белорусского происхождения составляет - 52,79 %, доля товаров импортного происхождения составляет - 47,21 %.
В силу подпункта "г" пункта 8 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 марта 2014 г. N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений порядок, установленный пунктами 3 - 7 настоящего приказа, не применяется в случаях, если в рамках одного аукциона (лота) предполагается поставка товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, и участник аукциона, признанный победителем, в своей заявке предлагает к поставке товары, произведенные на территории государств - членов Евразийского экономического союза, и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, составляет более половины (более 50%) стоимости всех предложенных таким участником товаров.
Таким образом, к победителю электронного аукциона правомерно применен пункт 7 Приказа путем снижения предложенной победителем электронного аукциона цены контракта на 15 процентов.
С учетом вышеизложенного, Заказчик, действуя в пределах своих полномочий, правомерно применил соответствующие нормы действующего законодательства при определении цены контракта для победителя рассматриваемого аукциона.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО ВДФ "Акцепт" (г.Сыктывкар) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств для нужд ГБУЗ ВО "Гусь-Хрустальная центральная городская больница" (извещение N 0128200000116010089) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 3 ноября 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.11.2016