Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28 октября 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобуООО "Вершина" (далее - Заявитель) на действия МБУ "Дворец культуры" Кизеловского муниципального района Пермского края (далее - Заказчик)при проведении электронного аукциона на ремонт кабинетов, коридоров (правое и левое крыло) третьего этажа и ремонт помещений музея" (изв.N 0356300014816000002),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300014816000002,Заказчикомпроводился электронный аукцион на ремонт кабинетов, коридоров (правое и левое крыло) третьего этажа и ремонт помещений музея".
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС Россииот 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
В ч. 1 ст. 2 Закона о закупках указано, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Закона о закупках, заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
В п. 5 ч. 2 ст. 45 Закона о закупках установлено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать, в том числе, срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 96 Закона о закупках, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно извещению о проведении электронного аукционаначальная максимальная цена контракта составляет 2 998 803,62 руб.
Заявитель полагает, что Заказчиком установлены сроки оплаты, которые нарушают его права.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (ч.4 ст.65 Закона о закупках).
В п.2.4.3 проекта контракта указано, что авансовый платеж по Договору не предусмотрен.
Согласно п.2.4.4 проекта контракта оплата выполненных работ производится после подписания актов приемки выполненных работ формы КС-2, КС-3,выставленных счета и счет-фактуры, при отсутствии бюджетного финансирования окончательная оплата производится всрок до 31.06.2017 года
В соответствии с п.3.1 проекта контракта срок выполнения работ: 30 (тридцать) календарных дней с момента подписания настоящего договора.
На основании указанного следует, что при выполнении работ по контракту и подписании соответствующих документов, подтверждающих выполнение работ, будет произведена оплата Подрядчику, и лишь в случае отсутствии бюджетного финансирования окончательная оплата производится в срок до 31.06.2017 года.
Изучив представленные документы и информацию, Комиссия приходит к выводу, что в данном конкретном случае Заказчиком не допускается нарушений положений Закона о закупках. Доказательств обратного не представлено.
Кроме того, Заявитель полагает, что Заказчиком установлены излишние требования к товарам, используемым при выполнении работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В пп.6 п.3 Раздела 8 информационной карты аукционной документации установлено, что показатели, характеризующие поставляемый товар (товар, используемый при выполнении работы, оказании услуги), должны соответствовать показателям, установленным в п.5 Главы V "Техническое задание (Спецификация)" (далее - Техническое задание, ТЗ).
Из указанного следует, что участнику закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе следовало указать помимо согласия участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, конкретные показатели материалов, используемых при выполнении работ, указание на которые содержится в Техническом задании.
Так, в ТЗ указаны показатели и их значения по 32 позициям материалов, используемых при выполнении работ.
В свою очередь, жалоба Заявителя не содержит информации о том, какие конкретно показатели и по каким конкретно пунктам ТЗ являются излишними. Комиссия отмечает, что Заявитель не обеспечил явку своего представителя, доказательств того, что положения ТЗ не позволили участнику подать заявку, Комиссии не представлено. Более того, Заявителем в нарушение требований ч.9 ст.105 Закона о закупках не представлены доказательства в подтверждение обоснованности довода жалобы.
На основании чего, Комиссия приходит к выводу, что в данной части, в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках не имеется, в связи с отсутствием конкретизации (в части показателей и пунктов ТЗ) и соответствующих доказательств.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч.6 ст.66 Закона о закупках, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Требования к составу второй части заявки обозначены в Разделе 8 аукционной документации.
В соответствии с п.15 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Согласно п.8 Приложения к Положению о лицензированиидеятельности по монтажу,техническому обслуживанию и ремонтусредств обеспечения пожарнойбезопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 30 декабря 2011 г. N 1225, монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах входит в состав деятельности по монтажу,техническому обслуживанию и ремонту средств обеспеченияпожарной безопасности зданий и сооружений.
Согласно п.111 Локально-сметного расчета в состав выполняемых работ входит установка противопожарных дверей двупольных.
В соответствии с п.5.14 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" к заполнениям проемов в противопожарных преградах относятся противопожарные двери, ворота, люки, клапаны, окна, занавесы.
Таким образом, анализ документации показал, что в объект закупки входят работы, для выполнения которыхтребуется лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданная МЧС России.
Кроме того, согласно п.1.2 проекта контракта Подрядчик обязуется выполнить работы собственными силами.
Из изложенного следует, что для подтверждения соответствия требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации (в данном случае), с учетом требования о выполнении работ лично, участнику закупки необходимо представить копию действующей лицензии МЧС. Вместе с тем, в разделе 8 информационной карты аукционной документации не содержит требования о предоставлении в составе второй части заявки копии лицензии МЧС.
Кроме того, Комиссия отмечает, что Заказчик объединил в один лот работы, выполнение которых требует наличие лицензии МЧС, наряду с работами, которые не требуют наличие разрешительных документов, при этом, проектом контракта предусмотрено выполнение работ лично, что в данном конкретном случае, может привести к ограничению конкуренции в соответствии с ч.2 ст.8 Закона о закупках.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика имеется нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего аукционную документацию с нарушением требований Закона о закупках, имеются признаки правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Вершина" на действия Заказчикапри проведении электронного аукциона на ремонт кабинетов, коридоров (правое и левое крыло) третьего этажа и ремонт помещений музея" (изв.N 0356300014816000002)обоснованной в части второго довода.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3.В целях устранения выявленных нарушений, выдать предписание Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28 октября 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2016